Лина По (Горенштейн Полина Михайловна)

Лина По - балерина и скульптор. Ее судьба удивительна - один из примеров мужества, самоотверженности, несгибаемой воли и необыкновенной жажды жизни.

Лина ПоПолина Михайловна Горенштейн родилась 18 (30 по новому стилю) января 1899 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).  В 1913 г. поступила в хореографическую студию и одновременно начала посещать уроки рисования в студии Шредера. Она была увлечена музыкой, танцами, любила рисовать.

Получив среднее образование, Полина Горенштейн переехала в Харьков и по совету родителей поступила на юридический факультет Высших женских курсов. Одновременно с этим она посещала занятия в балетной школе Тальори и в студии скульптора Л. Блох.

А в 1918 г. она вернулась в Екатеринослав и, окончив школу хореографии К. Воронкова, в 1919 г. приступила к самостоятельной сценической деятельности, взяв псевдоним Лина По.

В 1920 г. Лина  По  переехала  в  Москву, она поступила в Высшие хореографические мастерские. Одновременно с этим училась на скульптурном отделении Высших художественно-технических мастерских, но спустя полгода прекращает там занятия. Окончив в 1924 г. хореографические мастерские, Лина По становится режиссером-постановщиком танцев и последующие десять лет танцует, преподает, работает балетмейстером в различных театрах страны. В эти годы Лина По специально не занимается изобразительным искусством, но свое умение рисовать и лепить использует в своей режиссерской работе для зарисовки танцевальных движений и скульптурных композиций мизансцен.

Лина По

ВЫ БУДЕТЕ СКУЛЬПТОРОМ!

...В 1934 году балерина и хореограф Лина Михайловна По заболела энцефалитом. В тяжелом состоянии ее привезли в Московский областной клинический институт... Сначала – паралич, потом – слепота...

Когда ее руки обрели возможность, хотя и неполную, движения, начала мять кусочки хлеба, придавая им формы слоников, птичек, мышей. Несколько зверушек стояли на прикроватной тумбочке. Их увидел доктор Шамбуров. Поставил на ладонь мышонка. 

Какой насторожённый и юркий! – Больная чуть улыбнулась.

– Ведь вы, Лина Михайловна, раньше занимались скульптурой и рисовали.

– Это давно было, Дмитрий Афанасьевич.

– То, что было любимо, не забывается, – сказал и неторопливо пошел к следующей койке.

Через день Шамбуров принес фанерную дощечку и пластилин.

– Вам будет удобнее. Положите фанерку на грудь и лепите.

«Нет, не стоит. Зачем? Разве слепой может быть скульптором?! Не дилетантом, а профессионалом – наравне с художниками, которые видят форму глазами?»

Дощечка и пластилин несколько дней пролежали на тумбочке. Потом, когда болезнь опять отпустила немного, потянулась к пластилину; машинально мяла податливую массу и увлеклась... Видит себя балериной и пытается вылепить танец. Недели через три закончен барельеф «Танцовщица» – профессионально сравнительно слабый, он все-таки передавал характер танца.

За два года пребывания в клинике Лина Михайловна вылепила еще несколько вещиц.

В день выхода Лины По из больницы Шамбуров сказал:

–  Ни в коем случае не бросайте скульптуры.

– Спасибо вам, доктор. За все... Обещаю...

Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала ее на груди, начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочего уголка... Лепила самозабвенно – пока острая боль не пресекала творческий порыв. Хваталась за стул, задевала костыль, и он с грохотом падал. Испуганно просыпалась Мария Михайловна (сестра), вскакивала и бережно укладывала Лину.

Прошло несколько месяцев. Исчезли последствия паралича.

Но и в этот, самый тяжелый период своей жизни – период душевной и физической боли, страданий, сомнений – Лина Михайловна постоянно работала. На полке стояли «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин, эскиз портрета племянника Ромы.

Приходили друзья, смотрели скульптуры, одобряли. Особенно – фигурки танцовщиц.

Часто бывал Шамбуров Дмитрий Афанасьевич. Продолжал лечить больную и с радостью наблюдал, как рождается скульптор.

В один из визитов Шамбуров увидел портрет молодой женщины с чертами Лины Михайловны. В склоненной головке выражено чувство неуверенности, грусти, сомнений. Но чем дольше смотришь на нее, тем явственнее замечаешь момент пробуждения к жизни.

Портрет «Вероника» Дмитрий Афанасьевич отдал перевести в бронзу. Один экземпляр Лина Михайловна подарила своему доктору. «Вероника» всегда, до кончины Дмитрия Афанасьевича в 1963 году, стояла на его письменном столе.

По приглашению художника Михаила Нестерова Лина Михайловна вместе с сестрой пришла в Сивцев Вражек. Нестеров провел их в мастерскую.

Лина По- автопортрет

Лина По. Автопортрет. 

Он долго рассматривал «Веронику», фигурку балерины, «Юного скрипача». Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой.

В конце беседы Михаил Васильевич сказал:

–  Вы будете скульптором. И это не было сказано в утешение. Нестеров сказал бы иначе, если бы почувствовал, что у Лины По «нет сил на художество».

С того времени и до конца дней своих Михаил Нестеров советами, полными отеческой заботы и мудрости, поддерживал Лину Михайловну.

Полина Горштейн

Он смотрел каждую новую работу слепого скульптора, поддерживал ее творческие начинания и восхищался торжеством таланта над недугом.

Отзыв Михаила Нестерова о «Веронике», «Юном скрипаче» и фигурке балерины укрепил в Лине По веру в ее призвание. Теперь все свои силы, всю волю, она подчиняет одной цели – овладению мастерством скульптора...

И поразительно, с какой быстротой она прошла этот свой самостоятельный курс. Уже в начале 1937 года Лина Михайловна создает однофигурные композиции на темы хореографии, которые исполнены не только с достаточно высоким профессиональным мастерством, но и выражают суть танца. Лучшие среди этих первых ее скульптур – «Танец с покрывалом» и «Балерина (Пируэт)».

Балерина. Пируэт. 1939г.

Балерина. Пируэт. 1939г.

ПРЫЖОК

В феврале 1937 года Лина По начинает работать над «Танцевальной сюитой», а в мае произведение было закончено. Впервые Лина Михайловна взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Прославлением жизни, красоты человеческого тела наполнена эта поэма в скульптуре.

При постепенном круговом обзоре ее открываешь все новые пластические аспекты, вызванные сменой взаимодействия друг с другом всех восьми фигурок, так естественно объединенных в композицию, что ни под каким углом зрения не нарушается ее цельность.

Танцевальная сюита. 1937 г.

Танцевальная сюита. 1937 г.

Долго можно рассматривать «Танцевальную сюиту» – ювелирность лепки, разнообразие проработки форм – и получать при этом все большее эстетическое удовольствие. От изменения освещенности, игры бликов на фигурках танцовщиц замечаешь не замеченные ранее тонкости.

По сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики – трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии столь же оригинальное произведение.

В «Вакханке» – центральной фигурке из «Танцевальной сюиты» – уже намечена тема скульптуры «Прыжок». Кажется, вот-вот молодая женщина оторвется от земли и перейдет в свободный полет. Это ощущение вызвано движением рук, похожих на крылья, стремительным наклоном фигуры, связанной с плинтом единственной точкой опоры.

Прыжок

Высоко над землей, запрокинув голову, подняв руки-крылья в плавном и легком движении, летит полуобнаженная женщина. В ее полете – радость преодоления...

Виртуозно построена скульптура. Маленький прямоугольный пьедестал с бугристой поверхностью напоминает землю. Скрученные корни переходят в ствол засохшего деревца с одиноко торчащим сучком. Ствол изгибается к легкой волне шлейфа, охватившего талию, второй конец шлейфа перекинут через локоть правой руки. Фигурка держится на тонкой перемычке шлейфа, и создается иллюзия воздушного полета. Деревце выполняет не только функцию конструктивную, но и рождает аллегорию, символ, пластическую антитезу. Оно обогащает силуэт, ритмически подчеркивает динамику полета.

Весной 1938 года «Прыжок» был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время, 24 мая, газета «Советское искусство» сообщала: «Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три ее работы: «Прыжок», «Мальчик со змеем» и «Негритенок».

Сотрудники Третьяковской галереи причислили «Прыжок» к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 году Московский Союз советских художников устраивал выставку скульптуры Лины По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.

Для выставки Лина Михайловна по памяти повторила «Прыжок», который в некоторых деталях превосходит произведение 1938 года.

В 1954 году Государственная Третьяковская галерея поручила перевод в бронзу статуэтки «Прыжок» известному бронзолитейщику и знатоку скульптуры Владимиру Васильевичу Лукьянову.

В. В. Лукьянов сделал отливку «Прыжка» способом воскового литья и так отозвался о работах Лины По:

– Ее скульптуры привлекают тонкой наблюдательностью, изяществом пропорций.

Лина Михайловна обладала особой разновидностью зрительной и слуховой памяти, известной в психологии под названием эйдетизм. Человек, наделенный такой памятью, не вспоминает, не представляет в своем воображении образ, а видит и слышит его.

После потери зрения эта способность развилась у нее особенно остро. Лина Михайловна могла, например, слышать известное ей музыкальное произведение так отчетливо, как будто оно звучит сейчас в записи на пластинку или в концертном зале.

И вот однажды, когда в ней зазвучала музыка Бизе оперы «Кармен», она увидела танцующую испанку. Затем уже волевым усилием вызывала «Арагонскую охоту» и «Ночь в Мадриде» Глинки, пьесы Альбениса и Сарасате, испанские народные мелодии.

На ее рабочем столике начинает обретать формы маленькая испанка в стремительном танце... Корпус танцовщицы развернут в мгновенном и сильном повороте, голова поднята вверх и вправо, одна рука, согнутая в локте, упирается в бедро, другой она поддерживает волнистые складки длинной шелковой юбки. С огневым темпераментом танцует испанка. Смотришь на нее – и слышишь музыку. И на память приходят строки стихов Федерико Гарсия Лорки – поэта, который выразил душу Испании... Даже имея опыт танцовщицы и балетмейстера, Лина По не смогла бы с такой жизненной и художественной правдой воплотить в скульптуре различные танцы, если бы постоянно не изучала собственное тело в движении и в статике.

Результатом этого изучения были не только работы на темы хореографии, но и великолепные статуэтки обнаженных – «Девушка, расчесывающая волосы», «У бассейна», «Девушка с ужом», «Элегия», «Девушка, моющая голову».

Они зарождались из тех повседневных действий, которым мы, зрячие, обычно не придаем значения.

– Я мыла голову, – рассказывала Лина Михайловна, – и один поворот, жест заставил меня почувствовать образ моей будущей скульптуры, и я застыла и простояла в этой позе, вероятно, с полчаса, стараясь запомнить напряжение мускулов, все свое тело в этом повороте...

Через несколько дней была сделана фигурка «Девушка, моющая голову». Также появилась и «Девушка, расчесывающая волосы».

Лина Михайловна постоянно связывала свои мускульные и тактильные ощущения со зрительным представлением человеческого тела, вернее, скульптурного образа...

Осенью 1938 года в Киеве Лина Михайловна закончила скульптуру «Дело чести». Она рассказывала об этой работе в одноименной заметке, опубликованной 22 октября в газете «Советское искусство»: «Желание создать в скульптуре образ молодой украинской колхозницы зародилось у меня еще в самом начале нынешнего года. С тех пор оно не покидало меня. Долгими часами, оставаясь в тишине, я старалась найти этот образ. Я мысленно работала над ним.

Казалось, я уже давно знаю эту девушку, говорила с ней, видела ее... С глубоким волнением приступила я к работе. Сейчас она готова. Я назвала ее «Дело чести». Я стремилась создать образ стахановки свекловичных полей. Гордая сознанием выполненного долга перед любимой Родиной, уверенно и твердо шагает она вперед, навстречу радостной, светлой жизни. Я счастлива, что могу к славному юбилею комсомола преподнести свой творческий подарок».

В этом произведении, первом в творчестве Лины По на тему труда, показана крестьянская девушка. В широкой юбке и легкой кофточке идет она по полю с тяжелой корзиной свеклы на плече. Густые волосы зачесаны на пробор и заплетены в длинную косу. Голова чуть склонена вправо. В глубоко посаженных глазах спокойствие, уверенность, сознание силы. Гибкая фигура наклонилась вперед под тяжестью ноши. Красивы трудовые руки молодой крестьянки, легко поддерживающие корзину. Хорошо передано движение, сочна и разнообразна лепка. Складки юбки сбегают от пояса к ногам, кофточка вздулась на спине от свежего ветерка. Скульптура построена свободно и непринужденно, найдено ее равновесие.

Композиция «Дело чести» зимой 1939 года была показана на Всесоюзной выставке произведений молодых художников, посвященной 20-летию Ленинского комсомола, и удостоена премии.

В предвоенные годы Лина Михайловна много внимания уделяет портрету и создает ряд произведений этого жанра. Героями их стали выдающиеся деятели литературы и искусства прошлого и современники скульптора...

Зимой 1937 года широко отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина: в Государственном историческом музее была открыта Всесоюзная Пушкинская выставка, в театрах шли спектакли и концерты по его произведениям, публиковались материалы, связанные с именем поэта, звучали по радио его стихи. Именно тогда у Лины Михайловны возникла мысль о портрете А. С. Пушкина.

Слепая вылепила несколько удачных миниатюр животных, эскизов женских фигурок, балерин, двух портретов-племянника Ромы и Вероники – и вдруг! – портрет гения русской литературы, образ которого близок каждому с детства...

Действительно, творческий багаж скульптора к 1937 году был у Лины По очень мал. Поэтому она и не думала сразу браться за настоящий, сложный портрет А. С. Пушкина, а решила исподволь, постепенно подойти к его созданию. Для начала вылепила детскую головку в безмятежном сне. Когда лепила, думала о Пушкине – мальчике, но не была уверена, что выйдет его портрет. Поэтому и назвала работу – «Негритенок». Под этим названием скульптурка была приобретена  Государственной Третьяковской галереей еще до показа ее на выставке. Но вот «Негритенок» появляется в выставочном зале, и многие находят, что он похож на Сашу Пушкина. Так и укрепилось за этой работой название «Пушкин. Детский портрет». Для овладения жанром исторического портрета Лина Михайловна вскоре же делает новый успешный шаг – лепит два эскиза к портрету Владимира Ильича Ленина. Один из них совсем маленький, другой – покрупнее. Эскизы точно передают портретное сходство. Вылеплены крепко, обобщенно, лаконично.

В годы войны, в конце лета 1941 года Лина Михайловна по совету врачей уезжает в эвакуацию в Башкирию. Новая непривычная обстановка, трудные материальные и бытовые условия, частая болезнь угнетают ее в первые месяцы жизни в Уфе. Но особенно тяжело было из-за того, что не могла заниматься любимым делом.

«Раз нет возможности заниматься скульптурой – буду помогать фронту», – решила Лина Михайловна и вскоре научилась плести маскировочные сети для танков. У нее появляется круг знакомых и друзей.

Весной 1942 года Лина По лепит портрет – Гадибэ, и композицию «Башкирский танец с кумысом».

Печально горбясь, тяжело опустив руки, сидит на пепелище старик. К его коленям припала внучка. Дед горестно-ласково склонился к ней, гладит по голове, успокаивает. Все, что осталось от прежней жизни, - завязано в узелок, надетый на палку... Со скульптурой «У родного пепелища» перекликается маленькая двухфигурная композиция «Без крова». Согбенная женщина идет по разоренной земле, за подол ее платья уцепился сынишка. С глубоким сочувствием Лина Михайловна показывает мать с ребенком, которых война выбросила из родного гнезда.

В июне 1942 года в Башкирском оперном театре открылась республиканская художественная выставка «За Родину». В ее экспозицию вошли произведения живописи, графики и скульптуры о героизме наших воинов, самоотверженном труде советских людей в тылу, историческом прошлом русского и башкирского народов. Управление по делам искусств при Башкирском совнаркоме постановило премировать ряд участников выставки. Среди удостоенных премии была Лина По.

Затем Лина По создает несколько портретов партизан и двухфигурную композицию «Народные мстители». Из деревни, занятой оккупантами, прибежала к партизанам девочка-связная. Взволнованно рассказывает она пожилому человеку с автоматом о зверствах фашистов, передает сведения об их численном составе и вооружении. Партизан сосредоточенно слушает связную и всматривается вдаль. В его позе - тревога, готовность к действию.

Во всех этих работах развивается тема народных мстителей, и завершается она символическим портретом борца за свободу родной земли.

ТАЛАНТ ВСЕГДА ЗРЯЧИЙ

В среду, 9 мая 1945 года, Лина Михайловна была на Красной площади... В этот день «увидела» свою новую скульптуру «Песнь ликования» – апофеоз победы советского народа в священной войне. Классически стройная фигура женщины со знаменем, устремленной вперед и вверх, победное ликование на ее лице символизируют радость свободного движения в будущее. В идейно-пластическом решении образа большую роль играет динамика. От развеваемых ветром волос взмывает волной полотнище знамени. На высшей точке волна замирает, и движение по древку передается фигуре, развернутой в пространстве. «Песнь ликования» Лина По мыслила в мраморе. Наряду с динамичностью выразительность скульптуры строится и на контрастности лепки.

Конец весны и начало лета 1946 года Лина Михайловна жила в непрерывном волнении: Московский Союз советских художников решил устроить выставку ее скульптуры, созданной за десять лет. К этому времени Лина По уже участвовала в двадцати крупнейших выставках. Но то были общие экспозиции, в которые входили немногие ее произведения. А персональная выставка, когда все внимание зрителя сосредоточено на творчестве одного художника, накладывает на него особую ответственность. 28 июня в Центральном Доме работников искусств состоялся вернисаж.

Организаторы выставки – Московский Союз советских художников и Центральный Дом работников искусств СССР – определили продолжительность ее работы в двенадцать дней, но по многочисленным заявкам продлили этот срок. Выставка пользовалась огромным успехом.

Успех выставки приносит Лине По уверенность в том, что ее творчество нужно людям. С душевным подъемом принимается она за осуществление новых замыслов.

В 1947 году Л. М. По задумывает ряд произведений о молодых современниках, пришедших на восстановление народного хозяйства. Тема эта для нее – новая и трудная: она требует точных наблюдений, которые необходимо синтезировать в типический образ... Во время войны и в первые послевоенные годы женщины заменили мужчин на многих тяжелых участках в промышленности. В связи с этим Лина По решает создать образ девушки-сталевара.

МУЗЕЙ ЛИНЫ ПО

Полина ГорштейнВсе двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм ее был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Ее оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Старался сделать все возможное... Но 26 ноября Лина По скончалась. На гражданскую панихиду в Московский Союз, советских художников 29 ноября пришли многочисленные почитатели ее таланта.

С горечью узнав о смерти Лины Михайловны из сообщения, напечатанного 28 ноября в газете «Известия», академик В. П. Филатов написал «Реквием»:

Угас твой друг!
Разбит сосуд хрустальный?
Жизнь унесла осенняя гроза.
И ты стоишь, бессильный и печальный,
И горькая в очах дрожит слеза...

В комнате, где вместе с сестрами жила Лина Михайловна, остались почти все ее работы. Только немногие из них к этому времени были в музеях Москвы, Киева, Астрахани и нескольких других городов.

Вскоре после смерти скульптора, в декабре 1948 года, в Центральном Доме работников искусств СССР открылась первая в истории театра выставка «Русский балет в изобразительном искусстве». В экспозицию выставки вошли лучшие произведения живописи, скульптуры и графики из собраний крупнейших музеев и частных коллекций, созданные за 150 лет от восемнадцатого века до середины 40-х годов двадцатого. Почетное место на этой выставке заняла «Танцевальная сюита» Л. М. По. С тех пор до 1963 года ее произведения не выставлялись.

При жизни Лины Михайловны о ней много писали в газетах и журналах. Но эти заметки, статьи и очерки в подавляющем большинстве своем не основаны на достаточно глубоком, профессиональном анализе отдельных произведений скульптора и ее творчества в целом: во многих из них встречаешь фактические противоречия и домыслы.

В сентябре 1971 года Центральное правление Всероссийского общества слепых приняло решение об организации в новом здании своего Дома культуры постоянной выставки творчества Лины По. Несколько месяцев спустя из комнаты в Столешниковом переулке, где всюду – на полках, столе, этажерках, посудной горке – стояли скульптуры и где жила хранительница художественного наследия своей сестры С. М. Коган, начали перевозить на улицу Куусинена работы, изваянные Линой По.

После смерти С. М. Коган племянник Лины Михайловны передал Всероссийскому обществу слепых остальные скульптуры, рисунки, театральные куклы, которые до своей кончины продолжала хранить дома его мать, а также гипсовые формы, личные вещи балерины-скульптора, документы, фотографии. Тогда организаторы выставки изменили ее первоначальный план, решив экспозицию скульптуры дополнить материалами, которые давали бы наглядное представление о подвижнической жизни Лины По. В начале осени 1973 года вся подготовительная работа была завершена, и 30 сентября выставку открыли. Хотя ей и дали название «Постоянная выставка скульптуры Лины По», но по объему и характеру экспозиции, глубоко и достаточно полно раскрывающей жизнь и творчество художника, можно ее отнести к разряду персональных музеев.

Большинству друзей Лины По ее стихи не были известны. Но многие деятели искусства, литературы, науки ценили поэтический дар Лины По, который они видели воплощенным в образы скульптуры, пронизанные тонким лиризмом.

В последние годы стали доступны рисунки и театральные куклы Л. М. По,  выставленные в музее.

Грузинский танец. 

Девочка с голубями.

Девушка в платочке.

Портрет А.С. Пушкина.

Портрет А. Чехова.

Литература:

Бухтияров, ВЛина По, или Полина Горенштейн В. Бухтияров // Наша жизнь. – Москва, 2016. – № 12. – С. 47–56. – (Знаменитые слепые). – Текст : непосредственный.

Бухтияров, В. Лина По, или Полина Горенштейн / В. Бухтияров. – Текст: электронный // ОООИ «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» : [сайт]. – 2021. –  URL : https://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2710:znamenitye-slepye&catid=370&Itemid=176 (дата обращения: 18.01.2021).

Кустов, Г. Лина По : Жизнь и творчество слепого скульптора / Г. Кустов. – Москва : Просвещение, 1981. – 1 кн. – текст (тактильный) : непосредственный.

Кустов, Г. М. Лина По : Жизнь и творчество слепого скульптора / Г. М. Кустов. – Москва : ВОС, 1978. – 155 с. – Текст : непосредственный.

По Лина (Горштейн Полина Михайловна) – скульптор : 120 лет со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих : 2019 год. – Москва, 2018. – С. 51-57. – Текст : непосредственный.

По Лина (Горштейн Полина Михайловна) – скульптор : 115 лет со дня рождения  // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих : 2014 год / [сост. Н.Д. Шапошникова]. – Москва, 2013. – С. 45-48. – Текст : непосредственный.

Слепой скульптор Лина По. – Текст: электронный // Искусство : [сайт]. – 2013. – 7 окт. – URL : https://obiskusstve.com/202439364122250174/slepoj-skulptor-lina-po/ (дата обращения: 18.01.2021).

Слепой скульптор – Лина По: К 115 - летию со дня рождения : обзор / составитель О. Гридчина; редактор М. Талыкова; компьютерная верстка Т. Алексеевой. – Липецк, 2014. – 36 с. – Текст : непосредственный.



 Все записи