Хелен Адамс Келлер

Хелен Адамс Келлер – писатель, политик и общественный деятель. Она является одной из самых известных и влиятельных людей с ограниченными возможностями здоровья в истории. Её жизнь представляет собой яркий пример мужества, упорства и стойкости духа.

Хелен Келлер родилась 27 июня 1880 года в Таскамбии, штат Алабама. Её родители Артур Хенли и Кейт Адамс Келлер владели плантацией. Отец также занимался издательством: в течение десяти лет ему принадлежала газета «North Alabamian».

Семья Келлеров после поражения Конфедерации в Гражданской войне жила сравнительно скромно.

Когда девочке было девятнадцать месяцев она тяжело заболела. На протяжении трех недель родители каждый день сбивали дочери высокую температуру, но ничего не помогало. Врач диагностировал сильный прилив крови к мозгу и желудку и сказал родителям, что, если температура не спадет, девочка не выживет. Он посоветовал Артуру и Кейт Келлер попрощаться с дочерью.

В один день болезнь отступила так же внезапно, как и началась, но оставила за собой последствия, которые изменили жизнь девочки, – Хелен потеряла зрение и слух. «Постепенно я привыкла к темноте и молчанию, окружившим меня, и забыла, что когда-то все было иначе». Она перестала разговаривать, потому что не помнила, как звучат слова.

Первое время Хелен не понимала, как ей коммуницировать с другими людьми и предметами. Она не знала, что съедобное, а что нет. Как объяснить матери, что она хочет? И как вообще понять, кто из всех членов семьи и прислуги в доме – ее мама?

За несколько недель девочка стала похожа на ребенка-маугли. Она издавала пугающие мычащие и рычащие звуки, кричала, часто впадала в истерику. Она перестала расчесывать волосы, не давала себя мыть и наотрез отказывалась пользоваться столовыми приборами. Сама Хелен вспоминает, что в это время ее переполняли три чувства: любопытство, страх и гнев.

Родители девочки не могли найти способов к ней подступиться. Единственное, что у них получилось объяснить Хелен, – это свое присутствие. Мама всегда прикладывала ладонь к ее щеке, а отец надевал на переносицу очки. Это ее на какое-то время успокаивало и давало ощущение безопасности.

К 5 годам девочка стала неуправляемой, и даже несколько слуг не могли усмирить ее. Ситуация сильно усугубилась, когда у Хелен родилась младшая сестра. Девочка замечала, что ей стали уделять мало внимания. Однажды в порыве злости она заперла маму в чулане на три часа.

«Я росла, и во мне нарастало желание выразить себя. Немногие знаки, которыми я пользовалась, все меньше отвечали моим потребностям, а невозможность объяснить, чего я хочу, сопровождалась вспышками ярости. Я чувствовала, как меня держат какие-то невидимые руки, и делала отчаянные усилия, чтобы освободиться. Я боролась. Не то чтобы эти барахтанья помогали, но дух сопротивления был во мне очень силен. Обычно, я в конце концов разражалась слезами, и все заканчивалось полным изнеможением.

Если матушке случалось в этот момент быть рядом, я заползала в ее объятья, слишком несчастная, чтобы вспомнить причину пронесшейся бури. Спустя какое-то время потребность в новых способах общения с окружающими стала настолько неотложной, что вспышки гнева повторялись каждый день, а иногда каждый час».

С годами родители Хелен всё больше сомневались в возможности социализации дочери и склонялись к решению отправить её в приют для инвалидов. В те времена такая судьба ожидала большинство слепоглухих детей, так как они считались необучаемыми. Школа, куда хотели устроить Хелен, состояла из двух корпусов – для слепых и для глухих. Тем не менее туда принимались и дети с обоими отклонениями. Луч надежды блеснул для Келлеров, когда Кейт прочла в «Американских записках» Чарльза Диккенса заметку о Лоре Бриджмен. Бриджмен также лишилась зрения и слуха в младенчестве, но смогла адаптироваться в обществе благодаря своему учителю Самуэлю Хауи. Тем не менее надежды казались Келлерам по-прежнему призрачными: Хауи уже умер, и его уникальный опыт, как казалось, умер вместе с ним.

Когда Хелен было шесть лет, её отец услышал об именитом окулисте в Балтиморе, который занимался сложнейшими глазными болезнями. Вместе Келлеры отправились в Балтимор, однако доктор оказался бессилен вернуть девочке зрение. Он посоветовал семье обратиться за консультацией к Александру Грейаму Беллу, который в свою очередь порекомендовал директора школы Перкинса для слепых Майкла Ананьоса, который мог бы подобрать девочке учителя. Артур Келлер сразу же написал ему. Положительный ответ пришёл летом 1886 года, но Энн Салливан приехала только в марте следующего.

Келлер с Салливан в 1888 году

Келлер с Салливан в 1888 году

«Не помню, когда я впервые осознала, что отличаюсь от остальных людей, но уверена, что это произошло до приезда моей учительницы. Я заметила, что моя матушка и мои друзья не пользуются, как я, знаками, когда хотят что-то сообщить друг другу. Они разговаривали ртом. Иногда я  становилась между двумя собеседниками и трогала их губы. Однако понять мне ничего не удавалось, и я досадовала. Я тоже шевелила губами и  отчаянно жестикулировала, но безрезультатно. Временами это так меня злило, что я брыкалась и вопила до изнеможения».

Хелен еще не исполнилось и семи лет, когда в дом Келлеров приехала учительница из Института Перкинса для слепых детей. Энн Салливан, которая была всего на 14 лет старше самой девочки, сама обладала слабым зрением и окончила школу Перкинса для слепых.

Чтобы привить ученице понимание правил поведения, Салливан попросила выделить им отдельное помещение. Келлеры отдали для этой цели небольшую пристройку при доме. Салливан не стала делать скидку на инвалидность ребёнка: она сразу начала «разговаривать» с Хелен целыми предложениями. «Разговор» происходил следующим образом: Салливан изображала пальцами на ладони Келлер слова. Каждая буква английского алфавита имела соответствующее значение. Таким образом, учительница при общении с девочкой пользовалась обыкновенным алфавитом. Первым таким словом была «кукла».

Мисс Салливан подарила Хелен куклу и медленно написала на ладони это слово. Ребенку показалось забавным, что женщина что-то выстукивает у нее на руке. Она решила за ней повторить. «Я не понимала, что пишу по буквам слово, и даже того, что оно означает; я просто, как обезьянка, складывала пальцы и заставляла их подражать почувствованному».

Мисс Салливан начала знакомить Хелен с миром заново. Она брала ее руку и подставляла под струю воды, выстукивая пальцами по ладони девочки: «В-о-д-а». Клала на колени двух кукол, выстукивая: «К-у-к-л-а».

«Я отошла от колодца полная рвения к учебе. У всего на свете есть имя! Каждое новое имя рождало новую мысль! На обратном пути в каждом предмете, которого я касалась, пульсировала жизнь. Это происходило потому, что я видела все каким-то странным новым зрением, только что мною обретенным».

«Я узнала тогда, что «в-о-д-а» означала то чудесное и прохладное, что текло по моей руке. Это живое слово пробудило мою душу, дало ей свет, надежду, радость, освободило её. Всё ещё были барьеры, это правда, но те барьеры, которые со временем могли быть разрушены», – вспоминала Келлер.

За короткий срок Энн Салливан сумела установить контакт со слепоглухой девочкой, научила ее пальцевой азбуке, подготовила к поступлению в школу. При этом ей потребовалось много времени, чтобы разобраться в некоторых нюансах языка. Так, вначале Хелен не понимала разницы между существительными и глаголами. Также затруднение вызвало у Хелен различение понятий mug (кружка), milk (молоко) и drink (пить) и понимание абстрактных слов, таких как «любовь». Чтобы донести до собеседника свою мысль, Хелен использовала подражательные движения.

Хелен стремительно продвигалась в обучении. Спустя три месяца после начала обучения Келлер сумела самостоятельно написать своему другу письмо с помощью шрифта Брайля. В мае она впервые прочитала связный рассказ, после чего увлеклась чтением так сильно, что несмотря на запрет, протаскивает вечером в постель книгу, напечатанную алфавитом Брайля, чтобы тайком читать её под одеялом. Вскоре Хелен научилась писать карандашом, чтобы объясняться с людьми, не знакомыми с Брайлем. Тогда же девочка открыла для себя вопросительные слова «почему» и «зачем».

Тогда имя девочки впервые стало появляться на страницах печатных изданий.

В мае 1888-го Хелен впервые побывала в институте для слепых. Там она повстречала множество детей, которые тоже умели выстукивать свои мысли на ладонях.

С того момента девочка начала чувствовать себя полноценным членом общества. Она могла объясняться с помощью ручной азбуки, читать и писать. У нее появилось много друзей. Родители стали брать Хелен с собой в путешествия, потому что девочка перестала устраивать истерики. А мисс Салливан всегда была рядом и выстукивала ей всё, что происходило вокруг.

Когда Хелен исполнилось 10 лет, она узнала о слепоглухой норвежке Рагнхильде Каате, которая научилась говорить. Это стало её новой целью.

26 марта 1890 года Хелен поехала к директрисе школы Хораса Манна Саре Фуллер. Фуллер дала Келлер одиннадцать уроков.

Метод Сары Фуллер состоял в следующем: она прикладывала руки ученика к своему горлу, в это время произнося звук. Ученик воспринимал артикуляцию и старался воспроизвести её.

За эти занятия Хелен научилась говорить настолько, насколько это возможно. Она могла произносить некоторые слова, но сильно заикалась. Неприспособленный человек не мог разобрать ее речь. Поэтому ее учительница, мисс Салливан, продолжила заниматься с ней и дома, чтобы девушка могла научиться говорить базовые предложения и объяснять свои потребности.

«Моим делом было практиковаться, практиковаться, практиковаться. Усталость и уныние нередко угнетали меня, но в следующий момент мысль о том, что скоро я попаду домой и покажу своим родным, чего достигла, подгоняла меня. Я пылко воображала себе их радость от моих успехов: «Теперь моя сестренка меня поймет!» Эта мысль была сильнее всех препятствий. В экстазе я вновь и вновь повторяла: «Я больше не молчу!» Меня изумляло, насколько легче оказалось говорить, а не рисовать знаки пальцами».

В 1891 году Хелен стала участницей скандала. Она написала рассказ «Царь-мороз» и отправила его в качестве подарка одному из своих учителей, мистеру Ананьосу, в Перкинсовский институт слепых. Учителю подарок настолько понравился, что он опубликовал его в журнале. А через несколько дней выяснилось, что рассказ с таким сюжетом уже существует и его автор – Маргарет Кэнби. Хелен обвинили в плагиате.

Мисс Салливан подтвердила, что девушка сочиняла рассказ при ней, что у нее не было цели списать. Скорее всего, Хелен находилась в такой эйфории от умения говорить, что у нее случился приступ криптомнезии – состояние, когда человек плохо ориентируется между мечтами и реальностью. Девушка могла перепутать прочитанный рассказ со своими идеями и мыслями.

Как бы то ни было, из-за скандала отношения с директором школы были испорчены. Хелен была вынуждена учиться из дома. Родители оплачивали ей репетиторов, которые приходили в семейную усадьбу. Хелен начала учить французский и немецкий языки. Она мечтала прочитать в оригинале басни Лафонтена и «Мнимого больного» – и у нее это получилось.

В 1894-1896 гг. девочка посещала школу для глухих в Нью-Йорке.

В 1898 г. она поступила в Кембриджскую женскую школу, а через два года – в Рэдклифский колледж. Обучение ей оплатил магнат Генри Хаттлстон Роджерс по просьбе друга Хелен Марка Твена, с которым она познакомилась в 1895 году на обеде в Нью-Йорке. Дочь Твена была ровесницей Хелен, писатель на всю жизнь стал другом девушки. Она узнавала его по запаху, потому что Твен был заядлым курильщиком.

Келлер проходила предварительные испытания в Колледж Рэдклифф с 29 июня по 3 июля 1897 года, которые успешно прошла. Но её преподаватели решили, что ей было бы полезно дополнительно подготовиться к обучению, в результате чего она поступила в колледж только в 1900 году.

Студенческая жизнь давалась Хелен нелегко, поскольку не все преподаватели были готовы к работе с людьми с ограниченными возможностями. Они слишком быстро диктовали материал, и мисс Салливан успевала выстукивать только часть. И поскольку руки девушки были заняты считыванием ручной азбуки, она не могла ничего записывать. Ей приходилось вечером восстанавливать все по памяти. Домашние задания и контрольные работы она печатала на машинке.

Учебные пособия не были напечатаны Брайлем, а классы были слишком многолюдны. Сложности также вызвали такие предметы как геометрия и алгебра.

В Рэдклиффе начали формироваться леворадикальные политические воззрения Келлер. Первый раз она задумалась о правах рабочих, когда прочла, что чаще всего слепота возникает в бедных прослойках населения. Это связано с условиями труда на заводах и фабриках. Келлер бывала в трущобах, где жили рабочие и иммигранты, и писала, что хоть и не могла увидеть условия жизни этих людей, но могла почувствовать их по запаху. Позже к социализму прибавился феминизм. Так, Келлер поддерживала действия суфражисток, в частности Эммелин Панкхёрст. Она была сторонницей планирования семьи и поддерживала Маргарет Сэнгер, центральную активистку в этой области.

Будучи студенткой, Хелен Келлер написала книгу «История моей жизни», которая спустя много лет стала бестселлером и была переведена на 50 языков.

В 1904 году Хелен окончила колледж. Она стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование и степень бакалавра искусств.

В том же году девушка вступила в Социалистическую партию. Это спровоцировало волну негатива. Хелен перестала ассоциироваться у американцев с милой девочкой, которой удалось многого добиться. Теперь она была объектом для насмешек и травли.

Чтобы избавиться от лишнего общественного внимания и вернуть себе вдохновение, девушка уехала жить в глухую деревню к мисс Салливан и ее мужу. Там она написала книги «Мир, в котором я живу», «Песня каменной стены» и «Из тьмы».

В 1912 году Хелен дала свое первое интервью Эрнесту Гринингу. Тогда же она вступила в организацию «Индустриальные рабочие мира». «Я стала членом ИРМ, потому что поняла, что Социалистическая партия слишком медленна. Она погружается в политическое болото». Уже в составе ИРМ Хелен продолжала свою социалистическою деятельность. Она писала множество статей на тему социализма. Также Хелен поддерживала организации, борющиеся с расизмом в США, в том числе тогда только образовавшуюся Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения.

В 1916 году Хелен Келлер втайне от учительницы и матери обручилась с социалистом и журналистом Питером Фаганом, который некоторое время замещал её секретаря Полли Томпсона. Отношения оборвались после того, как о них стало известно репортёрам. Мать Хелен приехала к дочери и отослала Фагана. Общество того времени, по её мнению, не было готово принять брак с подобной женщиной. Это стало глубоким разочарованием для Хелен. «Если бы я могла видеть, то в первую очередь вышла бы замуж», – призналась она.

В 1918 году она назвала национальную гвардию штата Колорадо, устроившую бойню в Ладлоу, «капиталистическими чудовищами».

Хелен активно транслировала свои политические взгляды и читала по стране лекции, потому что это было единственным способом заработка для нее. Книги не приносили ей ни копейки. Во время Первой мировой войны Хелен занялась антивоенной деятельностью. А чуть позже публично поддержала политику Ленина.

Деятельность Келлер в течение Первой мировой войны привлекла к ней внимание кинематографистов. Идея снять о Келлер документальный фильм впервые пришла к американскому писателю Фрэнсису Тревельяну Миллеру. Он отправил Келлер письмо с предложением снять картину о её жизни, на что она ответила согласием.

Съёмки проходили в киностудии «Брантон». Режиссёром был выбран Джордж Фостер Платт. Согласно воспоминаниям Келлер, режиссёру пришлось разработать специальную систему стуков для общения с ней. Также им помогала Полли Томпсон, переводившая слова Платта своей подопечной с помощью ручной азбуки. Картина, получившая название «Избавление», вышла в прокат в 1919 году.

В 20-е годы Келлер начала ездить по стране со своими лекциями совместно с Салливан и матерью. Эти поездки были продиктованы больше нуждой. Некоторые друзья Хелен не одобряли такой способ заработка, но таким образом она собирала пожертвования в фонды поддержки слепых людей.

После 1924 года Хелен Келлер почти полностью отошла от политики, сосредоточившись на работе со слепыми. Этому способствовало её вступление в Американский фонд слепых. Хелен Келлер стала выполнять обязанности не только лектора, но и правозащитника слепых. В частности, важным аспектом её деятельности было обеспечение всех слепых работой. В 1927 году Келлер опубликовала книгу «Моя религия», название впоследствии было изменено на «Свет в моей темноте», которая рассказывала о её отношении к религии. В 1931 году Келлер вместе с Салливан и Томпсон была принята королём Югославии  Александром I Карагеоргиевичем в Белграде, где тот наградил их орденами Святого Саввы 3 степени.

Энн Салливан умерла в 1936 году после комы. Хелен держала её руку до самой смерти.

«Не могу объяснить особую симпатию, с которой мисс Салливан относилась к моим развлечениям и капризам. Возможно, это было следствием ее долгого общения со слепыми. К этому добавлялась ее удивительная способность к ярким и живым описаниям», – писала Хелен.

Во время Второй мировой Хелен поддерживала ослепших солдат, посещала госпитали.

Всю жизнь Хелен Келлер продолжала учиться и интересоваться всеми важными событиями современности. Признанием ее широких знаний и научных достижений явилось присуждение ей степени доктора университетами Тэмпла и Гарварда, Глазго и Берлина, Дели и Иоганнесбурга.

Келлер была почетным членом Института образования Шотландии, а также многих научных обществ и организаций. Среди полученных ею многочисленных престижных наград была высшая гражданская награда США – Президентская медаль свободы (1963).

Но самой большой наградой для себя она считала дружбу с выдающимися людьми ее времени – Джавахарлалом Неру, Джоном Кеннеди, Чарли Чаплиным, Элеонорой Рузвельт, Альбертом Эйнштейном, Уиллом Роджерсом и другими.

Хелен Келлер никогда не забывала о нуждах товарищей по несчастью. 44 года проработала она в Американском фонде для слепых: участвовала в организации специального отдела для слепоглухонемых, выступала в Конгрессе США с поддержкой проекта о создании национальной системы библиотечного обслуживания для слепых под патронажем Библиотеки Конгресса. Этот проект стал законом в 1931 г. Xелен Келлер принимала активное участие в кампании за принятие закона о пенсионном обеспечении слепых, глухих и умственно отсталых. Закон был принят в 1963 г.

Научная и публицистическая деятельность Хелен Келлер продолжалась 65 лет. За это время ею было написано более 10 книг: «История моей жизни» (1903), «Мой мир» (1908), «Оптимизм» (1911), «Дневник» (1938), «Учительница Анна Салливан-Мейси» (1950) и др.

В 1954 году она приняла участие в съёмках документального фильма о себе «Непобеждённая», режиссера Нэнси Гамильтона. Рассказчиком выступила Кэтрин Корнелл. Картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм».

Когда Хелен было 75 лет, она отправилась в пятимесячное путешествие по Японии. Там она случайно натолкнулась на памятник Хатико и узнала историю собаки, которая девять лет ждала на железнодорожной станции возвращения своего хозяина. После этого она захотела завести себе питомца этой породы. Первого пса ей подарил мужчина, чьего имени она так и узнала, а второго – представительство Японии. Она вернулась с собаками домой. Они стали первыми акита-ину в США.

Хелен Келлер умерла 1 июня 1968 года во сне в своём доме в Истоне, штат Коннектикут, незадолго до своего 88-летия. Свое состояние она завещала использовать для улучшения положения слепоглухих.

Про Хелен снято много документальных и художественных фильмов. Улицы, названные в честь нее, можно найти в разных странах. Ее дом занесен в Национальный реестр исторических мест США. А в Капитолии стоит памятник Келлер.

С 1980 года её день рождения отмечается как День Хелен Келлер.

Хелен Келлер стала для многих людей с ограниченными возможностями символом борьбы и возможностей. Ее жизнь является прекрасным примером того, как сила духа и смелость могут помочь человеку преодолеть любые препятствия.

Литература:

Бухтияров, В. Знаменитые слепые. От Гомера до Зимина. В 2-х книгах. Книга 1 / В. Бухтияров ; читает М. Росляков. – Москва : ООО «ИПТК «Логосвос», 2024. – 1 фжд (8 час.12 мин.30 сек.). – С издания: Москва: ООО «ИПТК «Логосвос», 2019.

Бухтияров, В. Знаменитые слепые. От Гомера до Б. Зимина. Цикл статей. В 2-х книгах. Книга 1 / В. Бухтияров. – Издание для слабовидящих. – Москва : Логосвос, 2019. – 392 с.

Бухтияров, В. Хелен Келлер : знаменитые слепые / В. Бухтияров. – Текст : непосредственный // Наша жизнь. – 2018. – № 1. – С. 47–54.

Бухтияров, В. Хелен Келлер : знаменитые слепые / В. Бухтияров. – Текст : непосредственный // Наша жизнь. – 2018. – № 2. – С. 47-58.

Келлер, Е. История моей жизни : [Шрифт Брайля] / Е. Келлер. – СПб. : «Чтение» ВОС, 2004. - 5 кн.

Келлер Хелен (драматург и про-заик: 120 лет со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих : 2024 год / Российская государственная библиотека для слепых ; составитель Н. В. Ягудина. – Москва, 2023. – С. 61–62. – Текст : непосредственный.



 Все записи