Гандер Владимир Александрович

Тифлопедагог, профессор.

Владимир Александрович Гандер родился 12 марта 1864 года в Киеве. Получил специальное педагогическое образование. С 1886 года начинает свою педагогическую деятельность в Сосницком уездном педучилище Черниговской губернии. В 1897 году назначен инспектором училища для слепых в Воронеже. В 1898 году изучает систему воспитания и обучения слепых в России и за границей. Знакомится с работой учебного заведения для слепых в Санкт-Петербурге, затем изучает постановку воспитания слепых в Венском, Дрезденском и Берлинском институтах для слепых. В 1910 году был назначен инспектором Харьковского училища для слепых. С 1898 по 1913 год Гандер активно участвовал в съездах учителей слепых России и в международных конгрессах учителей слепых за границей. С 1913 по 1919 год руководил учебной частью Московского училища для слепых.

В своей педагогической деятельности Владимир Гандер стремился привлечь внимание общественности к положению незрячих. Его усилиями удалось собрать значительные суммы на постройку новых зданий в училищах для слепых, где он работал инспектором. Гандер стал организатором переписи слепых в Харьковской губернии, благодаря которой удалось получить сведения об их численности, возрасте, источниках существования, социальном положении. Опираясь на полученные в результате переписи данные, Владимир Александрович Добивался учреждения школьных стипендий для незрячих детей и выделения средств на содержании школ для слепых.

Владимир Гандер настойчиво утверждал концепцию политехнического обучения слепых и предпринимал конкретные практические шаги для включения их в активную деятельность, общественно полезный труд. Ученики в училищах под его руководством не только получали профессиональную подготовку, но и трудоустраивались после окончания училища в мастерских с общежитием или обеспечивались работой на дому. Педагог доказывал, что в своей практической деятельности слепые идут в ногу со зрячими; слепой не представляет особый тип человека. В результате правильной постановки политехнического обучения он получает возможность участвовать в общественно полезном труде и быть социально полноценным. Гандер критиковал позицию западной тифлопедагогики по отношению к слепому как объекту опеки и человеку, зависящему от филантропии, он говорил о том, что слепой является полноправным гражданином в общественной и личной жизни.

После Октябрьской революции Владимир Александрович активно участвовал в организации обучения слепых в советской России. В 1920 году его назначают заведующим детского дома для слепых. В 1922-м он организует кафедру тифлопедагогики в Педагогическом институте детской дефективности, затем с 1925 по 1934 год заведует кафедрой дефектологии во Втором Московском государственном университете (ныне Московский педагогический государственный университет).

В 1930-е годы Владимир Гандер вёл активную редакторскую и издательскую деятельность. Он проделал большую работу по созданию учебников, а также обширной библиотеки литературы, изданной по системе Брайля, методических пособий для учителей средней школы для слепых. Он перевёл и отредактировал работы ведущих западных тифлопедагогов и тифлопсихологов, заведовал в Учпедгизе редакцией литературы для школ слепых, умственно отсталых и глухих.

Владимир Александрович был одним из основоположников отечественной тифлопедагогики. Он прошёл путь от организации сбора пожертвований на постройку школы и проведения первой переписи слепых в бывшей Харьковской губернии до заведования кафедрой тифлопедагогики и руководства изданием учебной литературы для слепых.

Владимир Александрович Гандер умер 10 января 1939 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.



 Все записи