Макаров Михаил Родионович

Скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный работник культуры Узбекской ССР, участник Великой Отечественной войны

Михаил Родионович Макаров родился 5 января 1914 года (24 декабря 1913 года по старому стилю) в Самаре в семье сапожника. В голодные двадцатые годы семья Макаровых переехала в Ташкент.

С детства у Михаила обнаружилась тяга к искусству: он любил рисовать, играл на мандолине. Но по настоянию отца после окончания средней школы пошёл в школу фабрично-заводского обучения при заводе № 5. В 1932-1934 годы работал механиком на обувной фабрике. Затем, после длительных просьб, отец разрешил сыну поступить в Ташкентское художественное училище им. П. Бенькова. В 1938 году Михаил закончил художественное училище, получив звание художника-декоратора.

В 1938 г. молодого художника призвали в армию. В 1940 г. он участвовал в советско-финской войне, был сапёром. После демобилизации в ноябре 1940 года Михаил Макаров возвратился в Ташкент, где работал художником-ретушёром в военной газете «Фрунзевец». 26 июня 1941 года Михаил Родионович ушёл на фронт рядовым-сапёром в составе 194-й горнострелковой дивизии. 8 ноября 1941 года под Смоленском (по другим источникам под Серпуховом) он был тяжело ранен взорвавшейся в его руках миной. В результате ранения потерял зрение и кисть правой руки, на левой руке действовали только три пальца.

Сила воли помогла Михаилу Макарову выстоять в борьбе с недугом. Два года потратил он на то, чтоб сконструировать протез руки и научиться играть на скрипке, а много лет спустя научился играть на электроорганоле.

Михаил Родионович не представлял своей жизни без искусства. Неожиданно к нему пришло решение – научиться лепить. Он учился с самого простого – хотел вылепить кубик из глины. Но кубик с ровными гранями ему удалось вылепить только через две недели. Прошли годы напряжённого труда, пока он освоил приёмы лепки из глины, а затем из пластилина. Позже по совету скульптора А. Н. Иванова он стал пользоваться «размоложенным» гипсом – гипсом, которому не дают схватиться, непрерывно разминая пальцами. Большого труда стоило Михаилу Макарову научиться соблюдать в скульптурных произведениях необходимые пропорции.

В его творчестве скульптурный портрет стал основным жанром. Методика по созданию скульптурных портретов была разнообразной. Одни он творил по памяти, так были вылеплены «Медсестра», «Портрет партизанки Т. Кузнецовой». Другие он создавал, используя посмертные маски – «Портрет В. Маяковского». Работал он и с натурщиками.

Его произведения привлекали внимание своей пластикой и динамикой. Творческая биография Михаила Родионовича отмечена персональными выставками в 1950 и 1974 годах. Он также был участником многих республиканских выставок в Узбекистане. На выставках были представлены скульптурные работы: «Кетменщик», «Ширин», «Портрет В. Маяковского», «Голова девочки», «Портрет Н. Островского», «Портрет партизанки Т. Кузнецовой», «Автопортрет» и др.

Творчество М. Р. Макарова не избежало идеологического влияния тех лет. Он неоднократно создавал скульптурные портреты В. И. Ленина, которые были представлены на выставках. В 1967 г. копия скульптурного портрета Ленина работы Макарова была установлена группой незрячих альпинистов на Эльбрусе у приюта «105-й пикет» на высоте 3350 м.

Творчество Михаила Макарова признано современниками, ряд его скульптурных произведений приобретены Музеем искусств Узбекистана и Центральным музеем В. И. Ленина (Москва).

Он был награждён орденом Красной звезды (1944), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.

Михаил Родионович Макаров умер 29 августа 1987 года. Его творческое наследие было передано вдовой в Музей искусств Узбекистана в отдел советского искусства.


 

Макаров Михаил Родионович (скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный работник культуры Узбекской ССР, участник Великой Отечественной войны) : 110 лет со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих : 2024 год / Российская государственная библиотека для слепых ; составитель Н. В. Ягудина. – Москва, 2023. – С. 30–32. – Текст : непосредственный.



 Все записи