Денискина Венера Закировна

Тифлопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Института детства Московского педагогического государственного университета, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики Российской академии образования (2006–2017 гг.). Почетный работник общего образования России.

Денискина Венера ЗакировнаВенера Закировна с раннего детства видит мир так, будто смотрит в узкую трубочку, а слышит с помощью двух мощных цифровых слуховых аппаратов. Терять слух она начала почти 40 лет назад, а потом лишилась обоняния, перестала чувствовать и вкус пищи, но ее вкусу к жизни может позавидовать любой оптимист. Венера Закировна начинала свое школьное обучение в массовой школе в Уфе, а продолжила в Куйбышевской специальной школе для слепых. По окончании школы она получила два высших образования и стала одним из ведущих тифлопедагогов России.

Венера Закировна Денискина родилась 1 января 1946 года в Уфе, в семье Закира Ахметовича и Аклимы Хабибулловны Хабировых. При регистрации ребенка мама Венеры Закировны изменила дату рождения на 2 января.

Через два года в семье родился сын Рамиль, и именно в это время, когда мама Аклима Хабибулловна находилась в роддоме, Венера заболела корью. За девочкой присматривала ее сестра, 8-летняя Зарима. Когда девочка встала, то оказалось, что она натыкается на окружающие предметы. Корь дала серьёзное осложнение – частичную атрофию зрительного нерва, затем развилась дальнозоркость, амблиопия, косоглазие, резко сузилось зрение. В трехлетнем возрасте Венера Закировна стала инвалидом по зрению и до десятилетнего возраста была уверена, что так видят все люди.

Аклима Хабибулловна Хабирова

Аклима Хабибулловна Хабирова

Дефект не заметили в детском саду, и на него сначала не обратили внимания в школе.

Между тем родители Закир Ахметович и Аклима Хабибулловна столкнулись с проблемой воспитания ребенка с остаточным зрением.

Закир Ахметович работал начальником переплетного цеха в артели «Новый быт инвалидов», там они и нашли первую помощь. Аклима Хабибулловна отправилась на работу к мужу, встретилась с незрячими женщинами, рассказала им о своей беде и попросила совета. Именно они и поведали родителям о том, как без зрительного контроля можно выполнить то или иное бытовое действие, как незрячие овладевают грамотой и как организуют самостоятельную жизнь.

Аклима Хабибулловна сделала все, чтобы дочка смогла жить самостоятельно, она поставила перед собой цель – воспитать дочь самостоятельной. Мама старалась научить дочку всему, что умеют делать ее сверстники. Аклима Хабибулловна научила Венеру выполнять любую домашнюю работу: мыть посуду и полы, полоть грядки, кормить домашних животных, ходить в магазин за продуктами и т. д. Девочка чувствовала себя помощницей в доме, а не обузой. К моменту поступления в школу Венера Хабирова умела писать крупными печатными буквами, считала до десяти, знала наизусть много стихов и сказок. Однако учеба в школе началась нелегко. Не сложились отношения с первой учительницей, так как та не понимала, что Венера ребенок с проблемами зрения и ей необходима другая методика обучения.

По совету незрячих друзей родители начали хлопотать, чтобы Венеру определили в школу для слепых. В Башкирии такая школа была – Куйбышевская школа для слепых детей, и с 5-го класса девочка продолжила обучение в ней.

В 1964 году Венера окончила школу-интернат. В течение года работала электросборщицей на УПП ВОС, затем поступила на математическое отделение физико-математического факультета Башкирского государственного университета. Окончив университет с квалификацией «Математика. Дифференциальные уравнения. Преподаватель математики», Венера Закировна работала в Уфимской школе-интернате учителем математики с 1970 по 1974 г.

Однако через год приходит к твердому убеждению, что в ее работе с ребятами с проблемами зрения одних университетских знаний явно недостаточно; и она поступает в 1972 году на тифлоотделение дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Ленинградские преподаватели открыли молодому педагогу дверь к знаниям в новых для нее областях науки: патология органа зрения, тифлопедагогика, тифлопсихология, тифлотехника, невропатология. И знания эти она с энтузиазмом применяла на практике.

Семья Хабировых  (Венера Закировна –  во втором ряду справа)

Семья Хабировых (Венера Закировна – во втором ряду справа)

Денискина В. З. с сестрой и братом

Денискина В. З. с сестрой и братом

В 1974 году Венера Хабирова вышла замуж, стала Денискиной и переехала в Москву. После переезда Венера Закировна не смогла устроиться на работу ни в одну из спецшкол по причине инвалидности по зрению. Но она рискнула пойти работать преподавателем математики в Городское профессионально-техническое училище № 45, где проработала год. Затем педагог получила предложение поступить на работу в качестве младшего научного сотрудника в лабораторию обучения и воспитания слепых детей Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» – ФГБНУ «ИКП РАО») от заведующей этой лабораторией Л. И. Солнцевой.

Первые годы работы в Институте дефектологии Венера Закировна пребывала в состоянии легкой эйфории; она слушала и общалась с именитыми учеными: Ю. А. Кулагиным, В. И. Лубовским, Е. М. Мастюковой,      Н. Г. Морозовой, М. С. Певзнер, Ф. Ф. Рау и многими другими, которых раньше она знала только по публикациям.

В начале своей научной деятельности в Институте дефектологии Денискина проводила исследования, связанные с проблемами изучения математики в начальных классах школ для слепых.

Венера Закировна Денискина вошла в коллектив авторов, писавших программы для специализированных образовательных учреждений. Итогом этого периода ее научной деятельности стала защита диссертации на тему «Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников».

Все эти годы Венера Закировна занималась адаптацией учебников издательства «Просвещение» по математическим дисциплинам для слабовидящих школьников. Консультировала редакторов, занимающихся адаптацией учебников по астрономии для издания рельефным шрифтом и изданием учебников математики для детей с нарушением интеллекта.

На основе этих исследований были составлены новые программы, написаны методические пособия и статьи. Затем она обратилась к вопросам, связанным с обучением математике не только незрячих, но и слабовидящих детей. Денискина вошла в коллектив авторов, писавших программы для образовательных учреждений III и IV вида по заданию Министерства образования РФ в 1977, 1983, 1986, 1997 и 1999-м годах.

Постепенно круг научных интересов Денискиной расширялся – она стала одним из разработчиков специальных программ, призванных повысить эффективность работы школ по подготовке детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни.

В 1992 году НИИ дефектологии был переименован в Институт коррекционной педагогики. Денискина занялась проблемами дошкольной инвалидности. Рос авторитет Венеры Закировны в научном мире, ее стали приглашать в различные образовательные учреждения страны для чтения лекций по тифлологии.

В 1997 году Денискину В. З. приняли (по совместительству) на работу в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования. Она выступала с циклами лекций перед слушателями Казани, Томска, Новосибирска, Красноярска и других городов страны.

Венера Закировна читала лекции студентам Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне МПГУ), Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, Башкирского государственного педагогического университета.

В 2003 году ее пригласили на работу в Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», предложив заняться проблемами реабилитации взрослых инвалидов по зрению.

В феврале 2006 года Венера Закировна Денискина назначена на должность заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО. Лаборатория продолжила работу по решению актуальных проблем обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации, социальной интеграции детей с нарушением зрения.

Под ее руководством ведется работа по изучению проблемы обучения детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательной массовой школы. Были исследованы возможности получения среднего специального и высшего образования инвалидами по зрению.

В настоящее время в лаборатории приступили к изучению проблемы возникновения тревожности у незрячих подростков и ее коррекции.

В 2017 году Венера Закировна заняла должность доцента кафедры тифлопедагогики Института детства Московского педагогического государственного университета.

Кандидат педагогических наук Венера Закировна Денискина является специалистом по широкому кругу вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей с нарушением зрения.

Венера Закировна Денискина известна не только в научных кругах, ее знают во всех школах, дошкольных учреждениях, библиотеках и профессиональных учебных заведениях для слепых и слабовидящих детей.

Венера Закировна участвовала в написании более 60 научных работ. Ее статьи опубликованы на различных языках мира.

Математик, дефектолог, тифлопедагог, высококлассный специалист, В.З. Денискина внесла огромный вклад в развитие методики обучения математики детей с дефектами зрения, в систему социальной реабилитации детей. Венера Закировна является рецензентом изданий по тифлологии и учебников, предназначенных для детей с нарушением зрения.

Она читает лекции по тифлопедагогике на курсах повышения квалификации профессиональной подготовки и переподготовки педагогов.

Денискина Венера Закировна награждена серебряной медалью ВДНХ СССР за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (разработка методики обучения математике детей с нарушением зрения) в 1991 г.; значком «Отличник ВОС» в 1999 г.; знаком «За заслуги перед Всероссийским обществом слепых» I степени в 2005 г.; нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» в 2007 г. В 2004 г. ей присвоено звание «Ветеран ВОС».

Венера Закировна Денискина является членом:
-  Совета по реабилитации при Центральном правлении ВОС;
- комиссии по решению вопросов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при Государственной думе;
- бюро Совета незрячих специалистов при Центральном правлении ВОС;
- редколлегий журналов «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дефектология», «Наша жизнь» и «Школьный вестник».

В течение последних 20 лет ежегодно участвует в курсах профессиональной переподготовки работников образования по программе «Тифлопедагогика и тифлопсихология», проводит авторские курсы по проблемам образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения.

Как говорит сама Венера Закировна Денискина, справляться с насыщенным графиком работы ей помогают оптимизм; любовь к профессии; ответственность за дело, которому служит; воля к победе в период очередных жизненных перипетий; поддержка родных и многочисленных друзей и нерушимая верность материнским заветам.

Денискина Венера Закировна

Денискина Венера Закировна

Денискина Венера Закировна

Достижения и поощрения

С 1998 года получила более 25 сертификатов международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров по различным проблемам образования, социокультурной (ре)абилитации детей и взрослых с нарушением зрения, а также безбарьерной среды в школе и обществе. В том числе сертификат за участие в работе круглого стола №12 по проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)», исполнителем которого является издательство «Просвещение» (01.11.2016 г.).

Книги из фонда Липецкой областной специальной библиотеки для слепых 
о Венере Закировне Денискиной

Денискина Венера Закировна : 75 лет со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих 2021 год / [составитель Н. В. Ягудина]. – Москва, 2020. – С. 41–47. – Текст : непосредственный.

В данной статье рассказывается о жизни и деятельности Денискиной  Венеры Закировны.

На пути к своей звезде: биографическое повествование об уникальной личности – Венере Закировне Денискиной / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», ИРО РБ ; составитель : Р. Г. Аслаева, Э. Н. Абуталипова. – Уфа : Здравоохранение Башкортостана, 2016. – Текст: непосредственный.

Первое издание данной книги было подготовлено составителями в 2016 году в связи с юбилейной датой В. З. Денискиной, чья судьба достойна восхищения. Практически ослепнув в два года и став инвалидом с детства по зрению, она стала замечательным ученым в области дефектологии, тифлологии, реабилитологом, кандидатом педагогических наук, доцентом, внесла огромный вклад в развитие системы специального образования.

Книга адресована педагогам, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и будет интересна широкому кругу читателей. Для удобства зрительного восприятия текстового формата слабовидящими использован шрифт Arial.

Работы Венеры Закировны Денискиной

Антонов Н. К. Обучение плоскому письму слепых детей младшего школьного возраста : методическое пособие / Н. К. Антонов, В. З. Денискина. – Москва : Логос, 2007. – 58 с. – Текст (тактильный) : непосредственный.

В методическом пособии дается тематическое планирование и дидактический материал по обучению слепых детей плоскому письму шрифтом Гебольда.

Пособие включает примерное тематическое планирование уроков во 2–4-х классах, алгоритмы письма букв, цифр и знаков препинания, а также весь необходимый дидактический материал.

Денискина В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения: методические рекомендации / В. З. Денискина. – Москва : ЛОГОС, 2008. – 151 с. – Текст : непосредственный.

В пособии на материале программы по социально-бытовой ориентировке для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III–IV видов раскрыта специфика организации и проведения коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке со слепыми и слабовидящими учащимися. Особое внимание уделено формированию специальных знаний, умений и навыков, позволяющих в быту до определенной степени компенсировать полную или частичную утрату зрения.

Пособие адресовано педагогам школ для детей с нарушением зрения, преподавателям и студентам дефектологических факультетов, родителям детей с глубоким нарушением зрения и специалистам реабилитационных центров.

Денискина В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке с нарушением зрения : [аудиокнига] : методические рекомендации / В. З. Денискина ; читает Л. Броцкая. – Москва : Логосвос, 2018. – 1 фжд. (4 час. 23 мин. 22 сек.). – Формат записи: LKF. – Устная речь : аудио.

В пособии даны рекомендации по организации и проведению коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с учащимися начальных классов школ для детей с нарушением зрения. Особое внимание уделено формированию специальных знаний, навыков и умений, позволяющих в быту до определенной степени компенсировать полную или частичную утрату зрения.

Пособие адресовано педагогам школ для слепых и слабовидящих детей, а также студентам дефектологических факультетов. Оно будет полезно родителям детей с нарушением зрения и педагогам реабилитационных центров.

Денискина В. З. Коррекционный курс «Домоводство и самообслуживание в старших классах школ для детей с нарушением зрения» : [аудиокнига] : методические рекомендации / В. З. Денискина; читает Л. Броцкая. – Москва : Логосвос, 2018. – 1 фжд. (1 час. 5 мин. 54 сек.). – Формат записи: LKF. – Устная речь : аудио.

Методические рекомендации известного тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке для школьников.

Денискина В. З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения : методические рекомендации / В. З. Денискина. – Москва : ЛОГОС, 2010. – 84 с. – Текст : непосредственный.

В книге раскрываются вопросы специфики проведения коррекционной работы на уроках математики начальных классов школ для детей с нарушением зрения; показаны приемы и способы органического сочетания изучения программного материала начального курса математики с коррекцией вторичных отклонений в развитии незрячих и слабовидящих школьников, а также их абилитацией. Работа адресована учителям школ III и IV вида. Она будет полезна педагогам специальных образовательных (коррекционных) учреждений других видов, преподавателям и студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

Денискина В. З. Обучение математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов: методическое пособие / В. З. Денискина. – Москва : Логосвос, 2015. – 315 с. – Текст : непосредственный.

В книге раскрываются вопросы специфики обучения математике слепых и слабовидящих учащихся начальных классов. Рассматриваются различные методы обучения, которые описаны применительно к различным этапам усвоения знаний. Большое внимание уделяется применению наглядных средств обучения и организации предметно-практической деятельности учащихся на уроках математики. Показаны приемы и способы органического сочетания изучения программного материала начального курса математики с коррекцией вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школьников, а также их социализацией.

Денискина В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида : методическое пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова. – Москва : ЛОГОС, 2007. – 305 с. – Текст : непосредственный.

Работа содержит материал по планированию обучения незрячих и слабовидящих школьников ориентировке в пространстве и мобильности, а также методические рекомендации к проведению соответствующих коррекционных занятий.

Специальное внимание в пособии уделяется системам ориентировки в пространстве инвалидов по зрению; формированию у выпускников школ для слепых и слабовидящих детей образа пространства; приемам обучения учащихся с форменным остаточным зрением использованию оптических средств при ориентировке в пространстве.

Пособие адресовано педагогам, обучающим на специальных занятиях детей с глубокой патологией зрения (тотально слепых, слепых с форменным остаточным зрением и слабовидящих) ориентировке в пространстве. Книга также будет весьма полезна всем специалистам, работающим в школах III–IV вида, родителям детей с нарушением зрения, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Денискина В. З. Особенности воспитания детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / В. З. Денискина. – Москва : Логосвос, 2016. – 321 с. – Текст : непосредственный.

В этой книге изложены специфические проблемы и технологии воспитания детей с нарушением зрения. Приведенные материалы основаны на теоретическом анализе общей и специальной литературы, раскрывающей различные аспекты воспитания слепых и слабовидящих. Показаны практические приемы и средства социализации детей с нарушением зрения и их вхождения в открытое общество. Особое место отведено содержанию работы воспитателя в специальных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, даны рекомендации по планированию и реализации содержания воспитательной работы. Также в пособии освещены теоретические основы воспитания детей с нарушением зрения, коррекционная направленность воспитания.

Книга адресована педагогам и специалистам школ для детей с нарушением зрения. Она будет полезна педагогам дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с нарушением зрения, педагогам и студентам дефектологических факультетов, родителям, воспитывающим слепых и слабовидящих детей в условиях инклюзивного обучения, а также педагогам массовых школ.

Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. – Уфа : Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. – 62 с. – Текст : непосредственный.

В пособии даны рекомендации к организации и проведению коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с учащимися начальных классов школ для детей с нарушением зрения. Особое внимание уделено формированию специальных знаний, навыков и умений, позволяющих в быту до определенной степени компенсировать полную или частичную утрату зрения.

Пособие адресовано педагогам школ для слепых и слабовидящих детей, а также студентам дефектологических факультетов. Оно будет полезно родителям детей с нарушением зрения и педагогам реабилитационных центров.

Денискина В. З. Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников : учебно-методический комплекс / В. З. Денискина. – Москва : Логосвос, 2019. – 332 с. – Текст : непосредственный.

Книга посвящена подробному изучению особенностей усвоения слепыми детьми младшего школьного возраста геометрического материала, включенного в программу начального курса математики. В работе показаны пути, приемы и средства преодоления и предупреждения трудностей, испытываемых учащимися в процессе обучения.

Книга адресована педагогам, реализующим требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применительно к слепым, изучающим начальный курс математики по вариантам 3.1. и 3.2. Она также будет интересна ученым и методистам в области тифлопедагогики, студентам дефектологических факультетов, обучающимся по направлению «Тифлопедагогика», и родителям слепых детей.

Денискина В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина. – Москва : РГБС, 2008. – 44 с. – (Заочная школа для родителей). – Текст : непосредственный.

Брошюра посвящена важным для социализации слепых и слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам общения – мимике, жесту и позе.

Адресована родителям детей с глубоким нарушением зрения, будет полезна работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения, специалистам реабилитационных центров, а также студентам и преподавателям дефектологических факультетов.

Леушева М. Г. Методика ускоренного запоминания основных знаков (букв, цифр, знаков препинания) рельефно-точечной системы Брайля / М. Г. Леушева, В. З. Денискина. – Москва : «ЛОГОС» ВОС, 2006. – 36 с. – Текст (тактильный) : непосредственный.

Методика предназначена для тех, кому необходимо быстро освоить чтение и письмо по системе Брайля – для обучения незрячих взрослых, детей среднего школьного возраста, а также для самостоятельного освоения системы Брайля зрячими, педагогами, студентами, родителями.

Некоторые элементы методики подойдут и для учащихся начальных классов.

Практическое руководство по использованию рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. Начальная школа / составитель : В. З. Денискина, Н. П. Шведова. – Москва : Логосвос, 2018. – 199 с. – Текст : непосредственный.

В книге представлены материалы, которые призваны помочь педагогам как коррекционных, так и массовых образовательных организаций обучать слепых детей с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Основное внимание уделено знакам и образцам записей, необходимым при реализации требований к образованию слепых детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Практическое руководство может быть востребовано вузами, готовящими учителей-дефектологов, педагогами реабилитационных организаций, родителями, чьи дети обучаются по системе Брайля, а также теми, кто самостоятельно овладевает письмом и чтением по системе Брайля.

Проглядова Г. А. Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля : учебно-методическое пособие / Г. А. Проглядова, В. З. Денискина ; рецензенты : О. Л. Беляева, О. Н. Смолин. – Москва : МПГУ, 2018. – 116 с. – Текст : непосредственный.

В пособии раскрываются вопросы диагностики готовности слепых детей к овладению рельефно-точечной системой Брайля, а также специфика коррекционной работы, направленной на формирование базиса, необходимого для изучения слепыми детьми системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля. Предлагаются два направления коррекционной работы: профилактическое – для предупреждения возникновения трудностей при изучении рельефно-точечной системы Брайля, и коррекционное – для работы с младшими школьниками, испытывающими трудности при овладении системой Брайля и допускающими графические ошибки.

Издание адресовано преподавателям и студентам бакалавриата и магистратуры направления подготовки 44.03.03 и 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) образовательной программы «Тифлопедагогика», «Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями», а также педагогам, работающим со слепыми детьми как в отдельных образовательных организациях, так и инклюзивно.

Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Третья ступень пятиступенчатой модели: Ориентировка в пространстве : методическое пособие / редактор С. Н. Ваньшина, В. З. Денискина. – Москва, 2005. – 78 с. – Текст : непосредственный.

Пособие адресовано реабилитологам, обучающим людей с глубокой патологией зрения (тотально слепых и слепых с остаточным зрением) ориентировке в пространстве.

Оно поможет в организации специальных занятий по обучению ориентировке в пространстве незрячих людей трудоспособного возраста. Работа содержит материал по планированию обучения незрячих ориентировке в пространстве и мобильности, методические рекомендации к проведению соответствующих занятий. Особое внимание в пособии уделяется формированию у инвалидов по зрению образа пространства, основанного на его наполнении доступными при дефектном зрении деталями, выделению главных ориентиров и отличительных признаков конкретного маршрута.

Статьи из периодических изданий

Денискина В. З. Возможности форменного зрения / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Наша жизнь. 2017. – № 1. – С. 16–20.

Денискина В. З. Возможности форменного зрения / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Наша жизнь. – 2017. – № 2. – С. 13–18. – Окончание. Начало: № 1, загл.: Возможности форменного зрения.

В статье приводятся примеры и анализируются особенности зрительного восприятия слепых детей, имеющих форменное (предметное) зрение. Показана необходимость знания педагогами и (ре)абилитологами зрительных возможностей при формировании компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения.

Денискина В. З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1-й класс / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 7. – С. 8–20.

В статье раскрываются основные подходы к дифференциации вариантов обучения слепых и слабовидящих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; приводятся критерии для выявления особых образовательных потребностей этих детей с целью определения оптимального образовательного маршрута.

Денискина В. З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 61–71.

В статье приводятся примеры и анализируются особенности зрительного восприятия слепых детей, имеющих форменное (предметное) зрение. Показана необходимость знания педагогами и (ре)абилитологами зрительных возможностей при формировании компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения.

Денискина В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка. Часть 1 / В. З. Денискина. – Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 26–34.

Данная статья Денискиной В. З. посвящена методике воспитания, которые применяла Аклима Хабирова (мама Веры Закировны).

В статье подробно рассказывается, как воспитывалась Венера Закировна, как и какие методы воспитания и социализации использовала ее мама в воспитании дочери в ранние годы. Венера Закировна подробно описала, как ее мама Аклима Хабирова, не зная методов реабилитации и социализации слепого в семье и школе, помогала ей и развивала разносторонне.

Денискина В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье. Часть 2 / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 57–65.

Статья является продолжением разговора, начатого в № 3. Здесь Венера Закировна Денискина поделилась опытом своей матери Аклимы Хабировы в воспитании слепого ребенка в семье. В ней подробно описывается, как научить слепого ребенка «ходить в магазин», на рынок, как правильно выбирать продукты.

Денискина В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье. Часть 3 / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 67–76.

Статья является третьей частью разговора о методах и приемах, которые применяла мама Венеры Закировны Денискиной в процессе ее воспитания.

В статье описаны приемы и методики, которые позволяют воспитывать у ребенка умение без истерик выстраивать отношения и добиваться намеченной цели. Отмечается важность приобщения к различным видам искусства. Много сказано о необходимости развития в детях навыка социально-бытовой адаптации и возможности самостоятельно передвигаться по городу и не только.

Денискина В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье. Часть 4 / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 66–77.

Данная статья является четвертой и заключительной частью разговора, в котором Венера Закировна Денискина делится опытом воспитания своей мамы. В статье приведены примеры из жизни Венеры Закировны, подробно описан опыт воспитания слепых и слабовидящих детей.

Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2011. – № 5. – С. 56–64.

В статье приведена усовершенствованная классификация детей с нарушением зрения. В контексте задач реабилитационной практики рассмотрены особенности зрительного восприятия слепых, имеющих такие формы остаточного зрения, как светоощущение, цветоощущение и движения руки перед лицом.

Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 17 – 24.

В предлагаемой статье на основе анализа имеющихся в коррекционной педагогике исследований специфических образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также особенностей социальной адаптации, общего и профессионального обучения детей и молодежи со зрительной депривацией сформулированы тифлопедагогические требования к условиям образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения с учетом их образовательных потребностей.

Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 3-

В статье на основе анализа имеющихся в тифлологии исследований специфических последствий нарушения зрения и вторичных отклонений в развитии детей со зрительной депривацией сформулированы требования к условиям образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей.

Денискина В. З. Памяти Людмилы Ивановны Солнцевой / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2017. – № 3. – С. 3–14.

Данная статья обобщает научное наследие российского ученого, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, внесшего значительный вклад в исследование особенностей психического развития детей с глубоким нарушением зрения, выдающегося тифлопсихолога Людмилы Ивановны Солнцевой.



 Все записи