Первое упоминание о селе относится к XVI веку, а именно к 1592 г. Но в 1705 г. оно потеряло статус пограничного города.
Главная загадка, связанная с Казанской церковью, выражается в двух словах: какой век? Сегодня эксперты не могут прийти к единому мнению о дате постройки. Не то что «плюс-минус год», а хотя бы «плюс-минус столетие»!
Дело в том, что согласно официальному паспорту, выданному памятнику в советские годы, храм датируется XVII веком. А согласно столь же официальной версии, принятой сейчас, в том числе липецкими историками и краеведами, церковь значительно моложе - построена в середине либо второй половине XVIII века.
Ряд архаичных черт - таких, например, как каменные блоки, использованные в фундаменте и стенной кладке, - соседствует в конструкции с чертами, характерными для Нового времени. Но тогда откуда шатер? Шатер на каменном храме - это атрибут XVI-XVII веков, запрещенный в 1650 году патриархом Никоном. По этой логике, Казанскую церковь не могли выстроить позже 1650-го!
Конечно, история русского храмостроительства знает примеры, когда шатровые храмы строились «в обход» Никоновского запрета. В этих случаях, правда, всегда находилось какое-то рациональное объяснение «крамоле».
Возможно, архаичные формы Казанского храма связаны с устоявшимися зодческими традициями и неизбежными для провинции стилистическими опозданиями. Такое, разумеется, случалось, но, чтобы стилистическое опоздание на целых сто лет? Некоторые исследователи по-прежнему убеждены, что такого быть не могло. Так что «но» и «однако» вокруг Казанской церкви по-прежнему больше, чем однозначных утверждений.
Но даже если мы примем как аксиому факт постройки Казанской церкви именно в XVIII веке, она в любом случае стоит в числе древнейших культовых сооружений на территории нынешней Липецкой области. Она современна древнейшим церквям Липецка и Ельца.
Храм размещается в центре бывшего острога на высоком левом берегу реки Быстрая Сосна. Церковь в Талицах - одна из самых интересных архитектурных загадок Липецкого края. Архаичные формы памятника, постройка по типу «восьмерик на четверике», использование каменных блоков в основании и кладке стен указывают на то, что время закладки храма можно отнести к началу XVII века. Но более всего не дает покоя исследователям шатровое завершение храма. Дело в том, что шатровые завершения на Руси зародились еще в глубокой древности. В конце XVI - начале XVII века шатер стал излюбленной формой покрытия храмов. Он давал возможность придать зданию высоту, считавшуюся в глазах русского человека одним из признаков красоты, особенно на широких равнинных просторах. Но в середине XVII века патриарх Никон потребовал возврата к старым византийским формам и отказа от греховного стремления человека ввысь. С 1650 г. шатер был запрещен официально. Значит, шатровое завершение талицкого храма может считаться выполненным одновременно с возникновением церкви. Колокольня церкви построена не ранее XVIII века, о чем говорят ее архитектурные формы. В 1825 г. над трапезной был возведен восьмигранный купол и заложены нижние части храмового шатра, отчего архитектура церкви потеряла былую стройность и приобрела эклектичность.
После Октябрьской революции Казанскую церковь, так же как и многие другие, закрыли. Последним ее священником был Федор Ильич Нецветаев, 1865 г. р., уроженец с. Чернава. Постановлением тройки УНКВД по Орловской области от 04.12.1937 по ст. 58-10 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 11.04.1989.
В 1990-х годах талицкая церковь была отремонтирована на средства прихожан.
Планировка Казанского храма - традиционная для русских культовых сооружений, «кораблем»: трехчастный план построен по продольной оси симметрии и состоит из двух квадратов (побольше -трапезная, поменьше - собственно храм) и обширной полуротонды апсиды.
Главное украшение интерьера - конечно, шатер, раскрытый внутрь по всей высоте, как и пристало традиционному русскому каменному шатровому храму. Благодаря этому зодческому решению (кстати, совершенно невостребованному в деревянной шатровой архитектуре), небольшой сточки зрения площади храм кратно вырастает в объеме, получает подчеркнуто вертикальную ориентацию не только снаружи, но и изнутри.
Световые проемы создают замечательную игру светотени. Интересно, что окна есть не во всех гранях восьмерика, а только в пяти - тех, что обращены в сторону колокольни. Три грани восьмерика в сторону апсиды глухие. Найти однозначное объяснение такому решению строителей пока не удается. Можно предположить, что эти грани были покрыты росписями как бы в продолжение иконостаса - но сейчас стенописи в храме нет, стены сплошь покрывает побелка. Возможно, это результат каких-либо переделок в прошлом.
Иконостас храма - алтарная преграда, перед ним на стенах и в резных киотах установлены чтимые иконы. Трапезную с основной частью храма соединяет широкий арочный проем. Находясь в храме, обратите внимание на голосники - круглые проемы разного диаметра, отмечающие пустоты в кладке стен и сводов. Они улучшают акустику. Иногда голосники специально выкладывались в виде особых камер и полостей, часто поступали проще - в стену вмуровывали керамические горшки.
Использованные источники:
Храм Казанской иконы Божией Матери (Талица). – Изображение. Текст : электронные // azbyka.ru : [сайт]. – URL: https://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской_иконы_Божией_Матери_%28Талица%29 (дата обращения: 22.11.2023).
Казанская церковь, село Талица. – Изображение. Текст : электронные // zen.yandex.ru : [сайт]. – URL: https://dzen.ru/a/YmvyYh9nCCGmfFo8 (дата обращения: 22.11.2023).
Храм Казанской иконы Божией Матери Талица Липецкая область. – Изображение. Текст : электронные // Posmotrim.by ru : [сайт]. – URL: https://posmotrim.by/article/hram-kazanskoj-bozhiej-materi-talica.html (дата обращения: 22.11.2023).