Великокняжеский храм в Ельце

Великокняжеский храм в Ельце называют одним из самых красивых в городе. Он никого не оставит равнодушным, тем более что и история его полна неожиданных поворотов сюжета.

Великокняжеский храм в Ельце

Храм по сути – целый комплекс зданий, при этом у него есть и подземная часть, а раньше он соединялся специальным переходом со стоящим рядом Домом призрения – Приютом для "сирых и убогих" – через Лестничную башню.

Совершенно неоспоримый факт, что он – символ купеческой благотворительности, поскольку построен был на деньги потомственного Почетного гражданина Ельца, купца первой гильдии, коммерции советнику Александра Николаевича Заусайлова.

Великокняжеским храм стал называться не сразу – как и не сразу построился, хотя были возведен фантастически быстро – менее, чем за два года.

У него есть и другое название – храм святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского – небесных покровителей великого князя Михаила Александровича Романова и строителя храма – Александра Николаевича Заусайлова.

В 1881 году 1 марта террористы убили Императора Александра II. В память о нём по всей России были построены многочисленные храмы и часовни. В Ельце часовню в память о Царе-освободителе возвели в 1883 году.

Великий князь Михаил Александрович Романов побывал в Ельце осенью 1909 года, и посетил часовню, выстроенную в память его деда, по приглашению Елецкого общества хоругвеносцев, основанного в 1907 году, покровителем которого он был.

У общества была своя специальная "униформа": почётные и действительные члены общества для торжественных случаев имели кафтан русского покроя из темно-синего сукна с бархатным того же цвета воротником и обшлагами, обложенными серебряным галуном. Общество имело и специальный нагрудный знак.

Князь Михаил Александрович посетил Елец в 1909 году, и был принят радушно, а приезд его вызвал волну верноподданнических чувств.

И одна из улиц стала именоваться Великокняжеской, и храм в честь визита было решено соорудить.

Общество владело небольшим домом рядом с Александровской часовней, а потому хоругвеносцы обратились в городскую думу с просьбой о передаче им ее с тем, чтобы пристроить домовую церковь. Таким образом, часовня стала своеобразным притвором Великокняжеского храма.

Великокняжеский храм задумывался как продолжение Царской часовни. Проект его был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом.

Церковь была задумана как домовая, соединённая с рядом стоящим домом, принадлежавшим обществу хоругвеносцев. Участок под храм имел небольшие размеры: по красной линии 13 саж. 2 арш. и в глубину квартала 17 саж. С юга к церкви примыкал участок священника Архангельского, куда должна была стекать вода с крыши храма. Всё это наложило свой отпечаток на проект. Храм получился асимметричным. Южная его стена была продолжением стены часовни, а северная сильно выдавалась.

Через год после закладки камня случилась "заковыка". Выяснилось, что церковь не может быть домовой, так как по размерам и площади «значительно превышает величину дома, к которому примыкает». Несимметричность плана по продольной оси делала некрасивым иконостас и вызывала «неодинаковое давление на северную и южную части» фундамента, что предполагало неравномерную осадку и разрушение стен. Явно наблюдались и другие архитектурные недостатки.

В результате все требования были учтены, что привело к сносу старого здания общества хоругвеносцев и незначительным изменениям композиции храмового комплекса.

Когда наконец было получено разрешение на строительство: во многом благодаря содействию князя Михаила Александровича, работа закипела.

Сразу скажем, что храм получилось необыкновенным - настоящее чудо света.

Над местом строительства был сооружён деревянный отапливаемый «шатёр», что позволило вести работы без остановки всё зимнее время 1909-1910 годов.

К весне 1910 года работы по возведению стен и сводов Александро-Михайловского храма были завершены, и началась отделка фасадов и интерьера специально изготовленной модульной майоликовой плиткой, а также устройство майоликового иконостаса.

12 марта 1910 года состоялось торжественное водружение кpeстa на сооружаемый храм.

Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством.

Согласно преданию, оригинальный крест после революции спасли местные жители. В советское время его хранили в потаённом месте и лишь в наше время извлекли из укрытия и вновь установили на своё место. Более приземлённая версия гласит, что оригинальный крест был уничтожен коммунистами. Мастера-стеклодувы из Гусь-Хрустального воссоздали его в 1996 году.

Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью и тщательно пропаяна. Чердачное помещение отапливалось.

А 18 августа 1910 года на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов.

К началу февраля 1911 года храм был полностью готов. При его сооружении были использованы все технические новинки начала XX века: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод.

В самом храме поднималась и опускалась люстра.

С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах.

Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм.

По завершении строительства на месте снесенного дома по красной линии Успенской улицы была установлена чугунная решетка с одними воротами и двумя калитками.

Большое впечатление производит внутреннее убранство храма, стены и своды которого полностью покрыты майоликовой плиткой, имитирующей мозаику, с изображением на западной стене «процветшего креста», а на парусах символов евангелистов.

Иконостас также был сделан из майолики с Царскими вратами из серебра. В окнах были цветные витражи.

На алтарном своде и на западной стене трапезной были вмонтированы стеклянные в латунном обрамлении кресты с электрической подсветкой.

Жертвенник и престол в алтаре были из чеканной меди.

Пол в храме был паркетный, а панели стен отделаны дубовой рейкой.

Все это внешнее великолепие и внутреннее богатство и породило впоследствии байку о том, как елецкие купцы решили выложить церковный пол серебряными рублями. По легенде, они обратились к царю за советом: «Какой стороной укладывать монеты?». Ведь на одной из них — профиль Государя, а на другой — Герб с Российским орлом. И будто бы получили ответ от монарха: «Кладите на ребро!»

Освящение храма святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского состоялось 11 февраля 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича.

Все было организована с купеческим размахом: под присмотром самого Заусайлова были сооружены арки из живых оранжерейных цветов - и это в зимой!!! От новой церкви к кафедральному Вознесенскому собору легли на снега  дорогие ковры, а обочины тоже были украшены цветами.

Александр Николаевич Заусайлов, для которого Александро-Михайловский храм стал по-настоящему делом жизни, обязался построить при храме Дом призрения, посвятив его предстоящему 300-летию царствующего дома Романовых.

Закладка состоялась 25 апреля 1912 года, и практически сразу начали строительные работы.

Документов, указывающих имя создателя этого здания, не сохранилось. Изустная традиция приписывает авторство Виктору Михайловичу Васнецову, тем более, что он оформил сходный по стилю фасад Художественной галереи Павла Михайловича Третьякова в Москве.

На треугольном щипце помещается надпись, повествующая об истории создания и назначении здания. Коммунисты уничтожили её, но в наше время она была воссоздана по сохранившимся фотографиям.

Фасады Дома призрения изукрашены многочисленными майоликовыми панно в стиле модерн. На фронтоне бокового фасада находится монументальное изображение древнерусского града.

Одновременно началось обустройство под Великокняжеской церковью пещерного храма, задуманного как копия иерусалимского храма Гроба Господня, в память исцеления цесаревича Алексея Николаевича, и посвящённого небесным покровителям государя императора и наследника – святителям Николаю Чудотворцу и Алексию, митрополиту Московскому.

Освящение пещерного храма и дома призрения приурочивалось к празднованию 300-летия дома Романовых, но здание дома призрения было в основном закончено уже к новому 1913 году.

Весной 1913 года заканчились отделочные работы в пещерном храме.

По завершении строительства и после всех торжеств Александр Николаевич Заусайлов продолжал заботиться о Великокняжеской церкви и её благолепии, на собственные средства содержал прекрасный хор, который приходили послушать ельчане со всех концов города.

После Революции 1917 года храм ждали потрясения. В 1922 году "товарищи" изъяли всю ценную утварь весом 2 фунта 94 золотника.

В августе 1923 года специальная комиссия осмотрела и пещерный храм, найдя в нём «очаг всё губящей сырости: все церковные ценности немедленно удалить из этого помещения, а хранящийся там медный складень – памятник старины, передать в Елецкий пролетарский музей». В верхнем храме комиссией отмечена была особая ценность двух местных икон – «Христа и Божией Матери», которые «представляют собою богатые памятники художественного творчества позднейших времен». Эти иконы оставили под «особую ответственность» в храме.

Великокняжескую церковь закрыли одной из первых в городе.

Антирелигиозный музей просуществовал в стенах Великокняжеской церкви до Великой Отечественной войны, а затем уже не возобновлялся.

В январе 1956 года церковное здание по улице Советской арендовал горторг, а в 1962 году Великокняжеская церковь «безвозмездно» передана «на баланс Елецкому горпромторгу по фактически оценочной стоимости» и использовалась как складское помещение.

Дом призрения поделили на коммунальные квартиры. Сразу же после революции царский герб над уличным фронтоном и надписи на фасаде дома призрения были сбиты, выведена из строя отопительная система.

Весь комплекс Великокняжеского храма представлял собой заброшенный квартал с грудами мусора и грязи. Храм был без кровли, а купола залиты гудроном, окна забиты щитами, сильно пострадала майоликовая плитка на южном фасаде. На иконостасе головки херувимов и ангелов были срублены, иконостас имел многочисленные мелкие утраты. Несколько сохранившихся икон имели стёртые лики, а сами иконы, написанные на металле, лужёным свинцом влитые в стены храма, были исковерканы, но не вынуты из киотов стен. Деревянным настилом храм по высоте был поделен на два этажа. На втором этаже храма был устроен переход в соседнее здание, служившее складским помещением. Пещерная церковь от сырости сильно пострадала и являлась складом пустой тары.

В 1991 году начались восстановительные работы в Великокняжеском храме.

Возрождён и дом призрения. Частично восстановлено и надгробие на могиле Александра Николаевича Заусайлова. Бронзовый бюст А.Н. Заусайлова работы скульптора В.Л. Челядина, был установлен 7 сентября 2003 года.

Сейчас храмовый комплекс радует глаз былым великолепием и является одним из самых притягательных для туристов объектов.

Использованные материалы:

Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского – Великокняжеский / Клоков А. Ю. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии / А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов, А. В. Новосельцев. – Текст : непосредственный. – Елец ; Липецк : Липецкое областное краеведческое общество, 2006. – С. 311–333.

Елец. Великокняжеская церковь. – Изображение. Текст : электронные // По городам и странам. Интеллектуальный путеводитель для интеллигентных людей : [сайт]. – 2016. – 20 сентября. – URL: https://kraeved1147.ru/elets-velikoknyazheskaya-tserkov/ (дата обращения: 23.06.2023).

Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского – Изображение. Текст : электронные // Воргол.ру : [сайт]. – 2013. – 21 июня. – URL: https://vorgol.ru/istoriya-eltsa/xramy-i-monastyri-eltsa/velikoknyazheskij-xram/ (дата обращения: 23.06.2023). 



 Все записи