Христо-Рождественский кафедральный собор является визитной карточкой города Липецка, местом паломничества тысяч православных верующих. Является главным храмом Липецка.
Занимая вершину Соборной горы, храм возвышается над центральной частью города и позволяет любоваться своими величественными классическими формами со многих его точек.
Постройка каменной соборной церкви Рождества Христова была начата в 1791 году. Это же следует из надписи, сохранявшейся до середины 1950-х годов на хорах собора.
В архивном документе 1797 г. храм упомянут как "вновь зачетая церковь".
Встречаются разночтения и относительно заказчика и строителя Христо-Рождественского собора. Одни источники называют его строителем помещика Липецкого уезда капитана Петра Лукича Вельяминова, в других источниках, датируемых 1812 г., строителем храма называется другой липецкий помещик – Николай Иванович Лодыгин.
Сложилось устойчивое мнение, что Христорождественский собор проектировал известный итальянский зодчий Томазо Адамини.
Стиль постройки можно определить как классицизм. В основе здания лежит двухъярусное построение. Первый квадратный уровень имеет несколько приделов, два прямоугольных престола и лоджии с колоннами.
У второго квадратного уровня нет приделов, по высоте он ниже первого яруса. Он украшен полукруглыми окнами с карнизом по нижнему обрезу. Золоченая глава купола придавала собору особый величественный вид.
Строительство храмовой части Христо-Рождественского собора было завершено в 1803 г. Но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого здание сильно пострадало.
К 1805 г. соборная церковь была восстановлена и после освящения первого престола, в храме началась служба.
В 1902 г. здание соборного храма сделано тёплым – было устроено паровое отопление с паровым насосом.
Еще до 1917 г. в соборе устроили водопровод и даже электрическое освещение.
Также при соборе действовала церковно-приходская школа в кирпичном здании. В начале ХХ в. в ней обучалось 92 мальчика и 89 девочек. В подвале её была квартира учителя. Библиотека собора насчитывала 100 томов.
В 1896 г. в приходе насчитывалось 614 дворов, в которых проживало 1 839 мужчин и 1 964 женщины.
19 мая 1911 г. в Липецке побывал великий князь Михаил Александрович.
Он посетил собор и присутствовал на молебне, который служил настоятель протоиерей Иоанн Михайлович Серебряков.
Настоятелями главного храма Липецка всегда были самые уважаемые и заслуженные священники – протоиереи Андрей Иванович Калугин, Иоанн Иоаннович Несмелов, Косьма Иоаннович Чугунов, Иоанн Михайловч Серебряков.
До революции Христо-Рождественский собор был не только главным храмом города, но и его подлинным центром, местом притяжения для всех жителей и приезжих.
После революции собор разделил участь православных храмов России.
В 1926 г., после открытия Липецкой епархии, Христо-Рождественский собор стал кафедральным, в нем служил первый Липецкий епископ Уар.
В 1930 г. на основании волеизъявления "рабочих и бедняцко-батрацкой части города", которые требовали запретить колокольный звон, вышло постановление президиума городского Совета от 28 февраля, согласно которому со всех липецких храмов были сняты колокола.
А в марте 31 года было опубликовано постановление Липецкого горсовета о закрытии собора и приспособлении здания под жилплощадь для рабочих "Липецкстроя".
22 мая 1931 года состоялся пленум Липецкого горсовета, на котором было принято решение о закрытии Христо-Рождественского собора и Вознесенской церкви.
Через год, 31 марта с дверей собора без предупреждения, без составления акта и описи были сбиты замки и вывезено всё имущество и документы.
Верующим удалось спасти лишь часть икон и распятие на Голгофе. Последнее после Великой Отечественной войны было передано в открывшуюся Преображенскую церковь.
Сперва здание храма хотели приспособить под общежитие для рабочих, но после подсчёта затрат на перестройку решили, что это дорого и объявили об устройстве в соборе театра. В итоге, Собор превратили в склад зерна и овощей. В трапезной разместился краеведческий музей.
В 1949 г. Липецкий горсовет подтвердил статус собора как памятника архитектуры.
Решение правительства страны от 6 января 1954 г. о создании Липецкой области стало судьбоносным и для Христо-Рождественского собора. В связи с формированием на Интернациональной (бывшей Соборной) площади Липецка нового административного центра, присущего областному городу, требовалось решить судьбу здания собора.
Было решено восстановить здание Собора. Руководить реставрацией здания взялся архитектор Леонид Ефимович Рудаков. Ремонтные работы начались в 1957 г. и завершились в следующем.
В это время одним из рабочих был разрушен и разграблен склеп, где покоились останки о. Иоанна Рождественского.
В ходе ремонта были закрашены сохранившиеся в интерьерах собора росписи. Но перед этим удалось выполнить их фотофиксацию, и фотографии в количестве 8 единиц поступили в фонды областного краеведческого музея. Позднее, в музей были переданы негативы с росписями собора, сделанные до 1917 г.
К декабрю 1970 г. смонтированы на колокольне собора башенные электрические часы с четырьмя циферблатами.
Диаметр циферблатов составляет два метра. Часы своим мелодичным боем оглашали площадь.
В 1989 г. на колокольне был сделан ремонт и открыта выставка "Липецк на старых фотографиях". Это была последняя новая выставка в стенах собора, так как назрел вопрос о возвращении храма верующим.
В ответ на это обращение липчан, которые потребовали возвращения собора верующим, президиум Липецкого областного Совета народных депутатов 20 сентября 1991 г. принял решение: "Передать здание Христорождественского собора верующим до 1 ноября 1991 года".
2 ноября состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) – ныне митрополита Липецкого и Задонского (прим.ред) и липецкого духовенства.
Настоятелем открытого вновь Христо-Рождественского собора был назначен протоиерей Василий Бильчук.
В память 200-летнего юбилея закладки соборного храма на западном фасаде колокольни 2 ноября 1991 г. установлена памятная доска с соответствующей надписью, почти повторяющей прежнюю надпись на хорах храма.
Вторая памятная доска была установлена 23 октября 1991 г. – к 100-летию преставления св. Амвросия Оптинского.
В последующие годы были выполнены настенные росписи собора. Отдельные росписи удалось воссоздать по сохранившимся фрагментам. Несколько подлинных фресок итальянской работы XIX в. сохранилось в алтарях трапезной части собора и над входом в трапезную из притвора.
На праздник Славянской письменности и культуры в 1994 г. возле собора был воздвигнут поклонный крест в память свв. учителей словенских Кирилла и Мефодия.
К 2002 г. установлены резные деревянные иконостасы с сусальным золотом, настелены мраморные полы.
Воссозданные и вновь освященные престолы Христо-Рождественского собора были посвящены тем же праздникам и святыням, как и прежде. Лишь правый придельный престол в храмовой части собора освящен во имя св. Серафима Саровского.
В 2003 г. в связи с созданием самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии Христо-Рождественский собор вновь стал кафедральным.
За последнее время Христо-Рождественский кафедральный собор сильно преобразился. В 2004 г. купола его засияли золотом. На сегодняшний день здание собора выкрашено в солнечный желтый цвет, золоченый купол украшает верхушку храмовой части. Белые колонны ярко выделяются на общем фоне. Тонкому высокому шпилю вторят похожие, но значительно ниже по углам здания.
Страница кафедрального собора
Русская Православная Церковь, Липецкая митрополия, Липецкая епархия, 1-е Липецкое благочиние.
Прослушать аудиоэкскурсию.
Источник:
https://liptur.ru/ru/catalog/shrines/khristo-rozhdestvenskiy-kafedralnyy-sobor-goroda-lipetska