Это полезно знать каждому туристу

10 октября 2018
Виды туризма

Современный туризм многообразен.

В зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристические путешествия (поездки, посещения), их целей, объектов, используемых или посещаемых, или других признаков существуют следующие виды туризма:

– Детский;

– Молодежный;

– Семейный;

–  Для пожилых людей;

– Для инвалидов;

–  Культурно-познавательный;

–  Лечебно-оздоровительный;

– Спортивный;

–  Религиозный;

–  Экологический (зеленый);

–  Сельский;

–  Подводный;

–  Горный;

–  Приключенческий;

–  Охотничий;

–  Автомобильный;

–  Самодеятельный т.д.

Рассмотрим характеристику основных видов туризма.

  1. Географический принцип

1.1. Внутренний

1.2. Международный

2 Направление туристического потока

2.1. Въездной

2.2. Выездной

3 Цель поездки

3.1. Рекреационный

3.2. Оздоровительный отдых

3.3. Познавательный отдых

3.4. Профессионально-деловой туризм

3.5. Научный (конгрессный)

3.6. Спортивный отдых

3.7. Шоп-туры

3.8. Приключения

3.9. Паломнический

3.10. Ностальгический

3.11. Экотуризм

3.12. Экзотический

3.13. Элитарный

4 Источник финансирования

4.1. Социальный

4.2. Коммерческий

5 Способ передвижения

5.1. Пешеходный

5.2. Авиационный

5.3. Морской

5.4. Речной

5.5. Автотуризм

5.6. Железнодорожный

5.7. Велосипедный

5.8. Смешанный

  1. Средства размещения

6.1. Гостиницы

6.2. Отели

6.3. Пансионаты

6.4. Кемпинги

6.5. Палатки

  1. Количество участников

7.1. Индивидуальный

7.2. Семейный

7.3. Групповой

  1. Продолжительность пребывания

8.1. Кратковременный

8.2. Долговременный

  1. Расположение туристического места

9.1. Горный

9.2. Водный

9.3. Сельский

9.4. Пригородный

10 Интенсивность туристического потока

10.1. Постоянный

10.2. Сезонный

  1. Организационная форма

11.1. Организованный

11.2. Неорганизованный.

Различают также плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм - это туры и путешествия по путевкам, организованные учреждениями, которые обеспечивают транспорт, жилье, питание, экскурсионное обслуживание. Самодеятельный туризм предоставляет туристу больше самостоятельности в выборе маршрута, организации питания, размещения, экскурсий.

Кроме того, по различным признакам можно классифицировать туризм следующим образом:

по цели (функциям) - оздоровительный, познавательный, спортивный;

по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;

по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с использованием животных (лошади и др.), железнодорожный, автобусный, автомобильный;

по сезонности - летний, зимний, межсезонный;

по составу туристов - молодежный, школьный, семейный;

по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;

по характеру нагрузок - пассивный, активный.

Главным является деление туризма на внутренний и международный.

  1. Внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного проживания с туристическими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством платежа, а родной туристу язык – средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю туризма приходится 80-90% всех туристических поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм является 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.
  2. Международный туризм охватывает поездки лиц, путешествующих с туристическими целями за пределы страны постоянного проживания. Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением загранпаспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т. д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение туристами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививок), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.

Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристического обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т. д.

  1. Туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристическими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.
  2. Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.
  3. Рекреационный туризм. Туризм с целью отдыха для ряда государств является наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию. Францию, Австрию преследуют, прежде всего, именно эту цель. Это один из самых популярных видов массового туризма. Он осуществляется исключительно с целью отдыха и восстановления физических, эмоциональных и психических сил. В данную категорию входят экскурсионные поездки, посещение разнообразных развлекательных и зрелищных мероприятий.

Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта и прежде всего чартерных рейсов.

Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, музыкальное и художественное творчество), этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания.

К рекреационному туризму относятся различные разновидности туризма с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями, занятий спортом, осуществление походов, экзотический отдых, тематические поездки.

  1. Оздоровительный отдых имеет личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок, имеющая целью получения групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение – 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма.

Рассмотрим туризм с точки зрения передвижения.

Водный туризм

Является активным или даже экстремальным видом отдыха. Путешествия в рамках водного туризма проходят с использованием разнообразных плавсредств – лодок, байдарок, катамаранов и др. Практикуются сплавы по рекам с использованием специального снаряжения. Также в  категорию водного туризма входит вполне спокойные путешествия на теплоходах и океанских лайнерах.

Горный туризм

Это один самых популярных видов активного отдыха, предполагающий пешее прохождение маршрутов с преодолением перевалов, крутых склонов, скальных участков, горных рек и ледников. Существует пятибалльная классификация сложности маршрутов, таким образом, горным туризмом могут заниматься и профессиональные альпинисты и офис-менеджеры, решившие отдохнуть от городской суеты.

Лечебно-оздоровительный туризм

Представляет собой поездки в санатории, профилактории и курорты с целью поправить здоровье. Как правило, туристами, выбирается курорт, максимально благотворно воздействующий на организм и предоставляющий комплекс оздоровительных процедур, направленных на лечение хронических заболеваний.

Лыжный туризм

Является одной из самых популярных разновидностей спортивного туризма и предполагающий прохождение маршрутов различной сложности. Также в эту категорию входят горнолыжные спуски по специальным трассам. Такие виды туризма требуют особой подготовки участников и наличия качественной экипировки.

Морской туризм

Проводится на регулярных пассажирских морских лайнерах или специальных круизных судах. Как правило, маршрут выбирается так, чтобы теплоход периодически заходил в порты разных городов, где для туристов устраиваются экскурсии и развлекательные программы. На борту кораблей пассажирам обычно предоставляется полный пансион.

В последнее время выделяются:

Этнический туризм

Свойственен в большей степени людям пожилого возраста, стремящихся совершить поездку в места своего прошлого проживания. Он предполагает посещение не столько достопримечательностей, сколько памятных мест, кладбищ и т.п. Подобные виды туризма называют, также ностальгическими.

Паломнический туризм

Является одной из самых популярных разновидностей религиозного туризма. Паломнические поездки совершают верующие люди самых разных конфессий и деноминаций. Как правило, это путешествия по святым местам, посещение монастырей и различных историко-археологических объектов. Религиозный (паломнический) туризм пользуется спросом и популярностью. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов:

1) паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям)

2) познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культуре религии);

3) научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).

Серьезной проблемой в этом виде туризма является вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы они могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.

Очень интересен приключенческий туризм

Связан с проведение нестандартных путешествий в экзотические места планеты, а также в экологически чистые резервации. Нередко такие туры проводятся с использованием нетрадиционного транспорта. Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятия необычным видом деятельности («царскую охоту», «поиски пиратских сокровищ» и т: д.). Приключенческий туризм делится на несколько видов:

1) производные экспедиции;

2) сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т. д.);

3) морские путешествия (яхтинг).

География и тематика приключенческих туров довольно большая и разнообразная. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, позволяющих охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы. Этот вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

  1. Познавательный (экскурсионный) туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. В сравнении с путешествиями другими видами транспортных средств, поездки на автомашинах и автобусах предоставляют туристам гораздо большую познавательную возможность.
  2. Профессионально-деловой туризм. К этому виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер.

Ряд туристических фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом делового туризма является возможность его организации в напряженный сезон. При этом турфирмы могут оказывать как чисто туристические услуги (транспортные, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), так и специфические (изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономических материалов, организация деловых встреч и т. д.). Специально для этого создаются большие конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вместе с туристической фирмой предлагают чисто туристическую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса делают туристические поездки по стране.

Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.

К деловому туризму относится также и поощрительный туризм (инсентив-туризм). Он постепенно завоевывает позиции и на рынке стран Восточной Европы, вытесняя традиционный социальный туризм. Это туристические поездки, организуемые предприятиями и фирмами для своих сотрудников как средство поощрения и как вознаграждение за добросовестный труд. Особенностью таких туров являются интересные программы пребывания, предусматривающие, наряду с отдыхом и экскурсиями, меры социального содержания: профессиональные встречи, посещение предприятий и учреждений, проживание в семьях, организация развлечений и т.д.. Бурный рост поощрительного туризма в мире привел к созданию ряда ассоциаций этого профиля, проведение конференций, организации выставок и издание специальных каталогов.

В деловом туризме выделяются два больших сегмента: индивидуалы или группы, путешественники с деловыми целями, и сотрудники различных компаний, которым часто приходится ездить по делам компании. Последний является так называемым корпоративным туризмом.

  1. Научный туризм. Его еще называют конгрессный туризм. Цель конгрессного туризма заключается в проведении научно-практических семинаров, конференций, съездов.
  2. Большой популярностью пользуется спортивный туризм. Главной задачей этих туров вялятся обеспечение возможности туристам заниматься выбранным видом спорта. Спортивный туризм требует наличия необходимой базы: разнообразный инвентарь, специальные трассы, подъемники, спортивные площадки, сооружения. Одним из основных требований, предъявляемых к спортивным турам, является обеспечение безопасности отдыхающих.

Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой является занятие каким-либо видом спорта, во втором — интерес к спорту, например, посещение соревнований.

  1. 12. «Шоп-туры» характерны для России и стран СНГ. Целью поездок за границу является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации (обуви, трикотажа и других товаров – в Турции, Италии, Португалии, Сирии; текстиля – в Индонезии; меха – в Греции и Аргентине; мебели - в Польше и Италии; теле - и радиотоваров – в ОАЭ; автомашин – в Германии, Швеции, Голландии).
  2. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристическом обмене.
  3. Экотуризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Понятие «экотуризм» охватывает широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристических программ в национальных парках и заповедниках. Получаемую прибыль от этого вида туризма частично можно направлять на природоохранные мероприятия. 17. Несколько слов стоит сказать оэкзотическом туризме. В последние годы появились туры, поражающие своей необычностью, такие как дайвинг – подводное плавание, рафтинг – сплавление горными реками на легких надувных плотах, банджи-джампинг – прыжки с высоты.

Характер экзотического туризма имеют также гастрономические туры. Часто приключенческий туризм связан с определенным риском и требует повышенного внимания к безопасности туристов. Вследствие этого из приключенческого выделился экстремальный туризм, целью которого является испытание сил человека в сложной обстановке. Он приобретает популярность особенно среди молодежи, потому что не только создает условия для испытания собственных сил человека, но и закаляет ее.

  1. 18. Элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для этой категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В связи с этим нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристического бизнеса в целом. Здесь задается импульс развитию всей туристической индустрии. Он способствует утверждению и распространению новых высоких стандартов обслуживания и, наконец, способствует улучшению качества жизни населения. Поэтому элитарный туризм нередко называют «туристическим локомотивом».
  2. Ориентир на потребителей заставляет производителей туристических услуг изыскивать новые сегменты рынка. Доходным бизнесом становится организация свадебных туров.

Использованные материалы:

Доступная среда и туризм [Электронный ресурс] // ИСТОК АУДИО ТРЕЙДИНГ  [Сайт]. – Режим доступа :  http://www.istok-audio. com/ barrier_ free_ medium /news/ ?ELEMENT_ID=6372 (10.03.2015).

Виды туризма - описание популярных видов туризма [Электронный ресурс] // ТревелТур [Сайт]. – Режим доступа :   http://travelluxtour.info/vidy-turizma   (10.03.2015).

Классификация основных видов туризма [Электронный ресурс] // tourfaq.net [Сайт]. – Режим доступа : http://tourfaq.net/travel-business/klassifikaciya-osnovnyx-vidov-turizma/ (10.03.2015).

Маньшина Н. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех – перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость [Электронный ресурс] // Санкттур [Сайт]. – Режим доступа :  http://sankurtur.ru/press/item/3000/   (10.03.2015).  

Туризм и его значение для пожилых  и людей с ограниченными физическими возможностями [Электронный ресурс] // aupam.narod.ru [Сайт]. – Режим доступа : http://aupam.narod.ru/pages/invasport/turizm_sisteme_reabilitacii/page_01.htm (10.03.2015)

 

 



 Все записи