Обелиск был изготовлен по заказу петербургского купца Павла Небучинова. В 1836 году проект памятника за исполнением тамбовского архитектора Г. Шахларёва с небольшими поправками был принят самим Императором Николаем I. Изготовил обелиск на Тамбовском чугунолитейном заводе мастер Иван Федоров. В 1839 году памятник был привезён в Липецк и установлен на своём нынешнем месте.
Памятник стоит на каменном постаменте треугольной формы. Основание сделано из местного серого камня, обитые железом углы основания напоминают форму корабельных якорей, на них установлены похожие на колокола чугунные чалы – копии чалов бывшей корабельной пристани на реке Воронеж. С каждой стороны основания сделаны узкие ступеньки, ведущие обходную площадку, обнесенную со всех сторон декоративной чугунной оградой. В центре площадки, на треугольном постаменте (высотой 2,3 метра), установлен высоко взметнувшийся в небо, треугольный остроконечный шпиль (длиной 10 метров). С каждой стороны постамента в скомпонованы чугунные литые доски с барельефами, а с третей была сделана надпись.
Сам обелиск выполнен из металла и представляет собой вытянутую пирамиду темно-серого цвета. По периметру памятника, обелиск опоясывает низкая чугунная ограда.
С одной стороны, которая обращена в сторону, где когда-то стояли железоделательные заводы, барельеф изображает кузницу бога Гефеста. В середине кузни стоит наковальня, на которой лежит молния. Ее держит клещами мастер, резко взмахнувший маленьким молоточком. В углу кузни пышет жаром накаленное сводчатое жерло печи. Около нее на коленях работает подмастерье. С левой стороны изображена липа, а с правой – изображено пышущее жаром сводчатое жерло горна.
Второй барельеф, который обращен в сторону современных корпусов Липецкого курорта, посвящен целебным минеральным источникам открытым императором. В центре барельефа изображена полулежащая богиня Гигея с распущенными по плечам волосами и венком на голове. Левой рукой она облокотилась на сосуд, из которого льётся вода. А в правой, она держит чашу с зачерпнутой из сосуда водой. Немного ниже локтя, на фоне груди Гигеи изображена змея, которая обвивает ее руку чуть ниже локтя, заглядывает в чашу. Данный барельеф символизирует целебные свойства Липецкой минеральной воды.
С третьей стороны памятника, которая обращена к Петровскому спуску, выгравирована надпись золотыми буквами на чугунной доске: «Незабвенному везде и во всем Великому отцу Отечества императору Петру I, основателю нашего города, указавшему в нем новые целебные источники и новые средства богатства народного».
Чугунные причальные тумбы у постамента указывают на роль «Липских железоделательных заводов» в создании Российского флота.
В настоящее время изображение обелиска используют наравне с гербом Липецка. Его можно встретить на различной сувенирной продукции, на этикетках бутылок Липецкой минеральной воды, какое-то время обелиск был эмблемой хоккейного клуба Липецк.