По данным Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 496 человек.
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.), в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
Говорят на удэгейском языке, относящимся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования - анимизм, шаманизм.
У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т.п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь.
В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру Удэгейцев.
Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая и на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера. Удэгейцы стали полноправными гражданами страны.
От юрты – к городскому дому
В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.
Удэгейцы строили постоянные (зимние) и временные (промысловые) селения. На местах некоторых из них, расположенных на реках Хор, Бикин, Самарга, поселки существуют до сих пор. Типы их постоянного жилища (юрта, туэдзя, кава, хумала) видоизменялись в зависимости от района, но чаще имели двускатную форму, сооружались из деревянных плах и нескольких слоев коры кедра или лиственницы. Внутри они разделялись перегородками на две или три части, из которых центральная часть с очагом являлась жилой, а боковые - хозяйственными. На реке Хунгари были распространены также полуземлянки со срубными стенками из двух-трех венцов, двускатной крышей и отапливаемыми нарами - канами. Весной, выезжая на свои промысловые места в тайгу, они возводили временные хижины полуцилиндрической формы или прямоугольные в плане домики из коры с двускатной крышей. Их хозяйственные постройки представляли собой небольшие срубные амбары на сваях (дяли) или помосты тоже на сваях для хранения запасов пищи, охотничьих и рыболовных снастей.
Одежда
Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.
Еда
В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури - мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.
Верования и культура
Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа - духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.
Использованные источники:
Смоляк А. В. Лица России. Удэгейцы / А. В. Смоляк. – Текст: электронный // LiveJournal : [блог]. – 2014. – 2 авг. – URL:https://yarodom.livejournal.com/1191633.html (дата обращения: 29.08.2023).
Удэгейцы. – Текст: электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Удэгейцы (дата обращения: 29.08.2023).