Ингушетия

Ингушетия или официально Республика Ингушетия, – республика России, расположенная на Северном Кавказе в Восточной Европе. Республика является частью Северо-Кавказского федерального округа и имеет общие сухопутные границы с Грузией на юге; и граничит с российскими республиками Северная Осетия-Алания на западе и севере и с Чечней на востоке и северо-востоке.

Ингушетия или официально Республика Ингушетия, – республика России, расположенная на Северном Кавказе в Восточной Европе. Республика является частью Северо-Кавказского федерального округа и имеет общие сухопутные границы с Грузией на юге; и граничит с российскими республиками Северная Осетия-Алания на западе и севере и с Чечней на востоке и северо-востоке.

Ее столицей является город Магас, а крупнейшим городом является Назрань. По площади республика занимает 3600 квадратных километров и является самым маленьким из негородских субъектов Российской Федерации. Он был основан 4 июня 1992 года, после того, как Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика была разделена на две части. Республика является домом для коренных ингушей, народа нахского происхождения. По данным переписи 2021 года, ее население оценивалось в 509 541 человек.

 

Этимология

Название Ингушетия происходит от русского названия ингушей, которое, в свою очередь, происходит от древнего села Ангушт, которое было переименовано в Тарское и передано Северной Осетии в 1944 году после депортации 23 февраля 1944 года, и от грузинского суффикса -éti, что в сумме означает "место, где живут ингуши".

Ингуши, национальная группа коренного населения Северного Кавказа, в основном населяют Ингушетию. По словам лингвиста Джоанны Николс, ингуши говорят на ингушском языке, который отличается от чеченского, но относится к той же языковой группе из-за пассивного двуязычия ингушского народа.

Ингуши в значительной степени традиционно представляют собой бесклассовое общество, основанное на клановой системе и неписаном законе. Сегодня в Ингушетии проживает около 350 кланов. Каждый клан и каждый член клана рассматриваются как равные. В отличие от соседних народов Кавказа, у ингушей редко были социальные начальники или подчиненные.

История ингушей тесно связана с историей чеченцев. Византийские и грузинские миссионеры частично обратили ингушей в христианство, хотя христианство было ослаблено монгольскими нашествиями. В Ингушетии можно найти остатки нескольких церквей. Ингуши постепенно обращались в ислам на протяжении 18-19 веков.

Народ ингушей имеет древние корни, связанные с северными кавказскими племенами и скифами. Во время миграции народов в поисках новых земель и лучших условий, ингуши были расположены на перекрестке многих эмиграционных маршрутов. Это давало возможность ингушам изучать разные народы и обогащать свою культуру свежими идеями.

Ингуши — народ, который был обитателем Северного Кавказа задолго до прихода князя Владимира в Киевскую Русь. Их история насчитывает не одну тысячу лет, и за это время они прошли долгий путь от скитов до современных жителей республики Ингушетия. После прихода русских в XVIII-XIX веках ингуши активно вовлекались в вооруженные конфликты с захватчиками. Это привело к длительным экономическим и культурным изменениям, но традиции и обычаи, переданные из поколения в поколение, сохранились до наших дней.

Сегодня ингуши активно сохраняют свою культуру и традиции, и благодаря этому многие туристы выбирают посетить регион Кавказа, чтобы познакомиться поближе с этим уникальным народом. Великолепная культура, солнечный климат и гостеприимные люди соединяются, чтобы сделать посещение Ингушетии незабываемым опытом для каждого путешественника.

Жилище

Этноним «галгаи» возник от традиционного типа жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен. Они составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа. Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.

Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Стены украшали петроглифами, солярными, спиральными, антропоморфными, животными изображениями. Знаки несли сакральный смысл, обращались к языческим ингушским божествам, обладали защитными функциями.

На передней стене главный строитель боевой башни или старейшина рода оставлял отпечаток ладони. Считалось, он дарит защиту от врагов, злых духов. На территории Ингушетии сохранилось более 100 башенных селений, общее число построек XIII–XIX столетий составляет порядка полутора тысяч. Конструкции сооружений, долговечность построек говорят о высоком мастерстве строителей, архитекторов.

Существовала традиция: завершить возведение новой башни требовалось за год, иначе считалось, что род ослабевает, угасает. Высотой конструкции, общим состоянием, числом комнат, оценивались благосостояние, надежность семьи. Существовала пословица: «Поведай мне, что за башня у твоей семьи, я отвечу, достоин ли ты моей дочери!».

 

Традиции

С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Другая пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.

До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.

С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

 

Свадебные традиции

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.

В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.

На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

 

Внешность

Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят: высокий рост; худощавое телосложение; жесткие, прямые волосы темных оттенков; серые, карие, горизонтально расположенные глаза; низкий выступающий подбородок; волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.

Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.

Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.

Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.

Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится – семья портится, женщина портится – весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

 

Религия

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Использованные источники:

Семенова А. Ингуши: семья и честь превыше всего / А. Семенова. – Текст : электронный // TravelAsk : [сайт]. – URL: https://travelask.ru/articles/ingushi-semya-i-chest-prevyshe-vsego (дата обращения 12.01.2023)

Нестеров П. Ингуши: погружение в историю, культуру и традиции народа / П. Нестеров. – Текст : электронный //   genetik.pro : [информационный портал]. – URL: https://genetik.pro/nacionalnosti/ingushi/ (дата обращения 12.01.2023)



 Все записи