Марийцы

Марийцы, они же – мари – финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан.

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона – город Йошкар-Ола.

Марийцев обычно делят на 3 этногруппы - северо-западных, луговых (самая крупная группа мари, их диалект лег в основу литературного марийского) и горных. Горные, кстати, это не значит, что они в горах живут - под словом «горы» имеются в виду высокие холмы над Волгой, где горные мари строили свои жилища.

марийцы

Происхождение названия марийцев

Происхождение названия марийцев связывают с иранским mari/meri - отважный муж, человек. Возможно, так марийцев впервые назвали древние скифы, с которыми предки мари соседствовали еще 2-2,5 тысячи лет тому назад.

Кстати, в старину у марийцев имелось еще одно название – черемисы. Его лингвисты истолковывают как тюркское чер (воин – откуда же и яны-чар – новый воин) плюс угро-финское mies – человек, народ. То есть, черемис – это в буквальном переводе «народ-воин».

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

Как выглядят марийцы

Марийцы, как и большинство угро-финнов, относятся к уральской расе - знаменитому переходному типу между европеоидами и монголоидами. Отличительная черта марийцев – у них сильнее монголоидный компонент. Хотя немало и марийцев совершенно европейского типа, со светлыми волосами и глазами.

Считается, что прародина мари лежит гораздо южнее их нынешних мест проживания. Где-то на нижней Волге.

Однако в середине I-го тысячелетия нашей эры марийцев вытеснили в северные волговятские леса кочевники – скифы, гунны, сарматы, хазары. Марийцы на новой родине в свою очередь потеснили прежних обитателей – пермские народы коми, удмуртов.

В 1200-е годы марийцы попали под власть Золотой орды, затем уже в первой половине XVI-го века платили дань ее преемнице – Казанскому ханству. В этот период мари испытали мощнейшее тюркское влияние – их язык ныне невероятно богат на заимствования из татарского и чувашского языков.

Во второй половине XVI-го столетия марийцев в ходе трех тяжелейших русско-черемисских войн подчинил власти Москвы царь Иван Грозный.

Некоторая часть марийцев тогда не согласилась жить в Русском царстве. И, ушла... в Речь Посполитую, обосновавшись на территории современной западной Украины. Где их потомки, чеМЕрисы, жили вплоть до полной ассимиляции в конце XVIII-го столетия.

Быт

В прежние века у марийцев бытовал патриархальный уклад семьи. Однако не совсем строгий. Главой семьи, рода был старший мужчина. Женщина играла роль смиренной хранительницы домашнего очага. Однако если главный мужчина умирал или погибал на войне, власть в клане могла перейти и к его супруге.

Религия

Несмотря на почти тысячелетнее соседство и подчинение исламским государствам, а затем православной Руси, марийцы так окончательно не отказались от своей исконной языческой религии. В этом плане их можно назвать последними настоящими язычниками Европы. Помимо православной веры у современных жителей республики есть еще и вера предков, древнее марийское язычество – чимарий. Эта религия сложилась естественным, историческим путем во время разложения родоплеменного строя. Она включает в себя поклонение одушевленным силам природы и деление мира на реальный и потусторонний. Верховный бог неба – Юмо. Ежегодно черемисы жертвовали ему коней и скот, чтобы у верховного небожителя всегда был свой скакун и не иссякали его небесные стада. У неба также было женское божество – мать Юмынава, – но она не имела специальных святилищ. Среди «матерей» наибольшей любовью пользовалась богиня всего сущего – Шочынава. Она считалась покровительницей всех живых существ и каждого из них по отдельности.

Марийцы все также поклоняются деревьям в своих священных рощах, где проводят таинственные обряды их облаченные в белые одежды жрецы - карты.

Отношения с РПЦ у марийцев всегда были сложными.

Культура

Традиционные занятия черемисов накладывали серьезный отпечаток на их верования. Например, одним из важнейших промыслов было бортничество. У него было сразу несколько богов-покровителей. А вот у хлеба и овощей боги появились гораздо позже, хотя местные жители освоили подсечное сельское хозяйство и почти все культуры Восточной Европы уже к XI веку. Важным занятием была охота. Со временем добыча пушного зверя превратилась в настоящий промысел. Не менее важна была рыбалка – племена жили в окружении рек в труднопроходимой болотистой местности. А потому и передвигались в основном по воде. Недаром Екатерина Великая после восстания Пугачева запретила им селиться у рек.

Было у мари и свое кузнечное дело. Но сами материал они не добывали, в основном, покупали у соседних народов. Любопытно, что цветной металлургией и ювелирным искусством занимались преимущественно женщины. Отсюда и интересные особенности женского костюма марийцев. В частности, преобладание различных украшений.

Что касалось самой одежды, то она традиционно состояла из рубахи тувыр, штанов йолаш и кафтана шовыр. Мужчины носили шапку с широкими полями, иногда с сеткой от комаров. У русских позаимствовали валенки. Женские головные уборы отличались от местности к местности, даже были попытки систематизировать народ по типу женских шапок. Это могла быть позаимствованная у русских сорока, у удмуртов шурка или конусовидный колпак с затылочной лопастью.

Жилище

Жилище людей в междуречье Вятки и Велуги напоминало жилища многих других народов Восточной Европы. Начавшись как полуземлянка, оно развилось в сруб с сенями – «пöрт». Вплоть до середины XIX века избы топили по-черному. Дым от очага уходил в дымоход из полого ствола дерева, вделанного в потолок. На улицу вели низкая дверь и пара небольших окон.

Быт марийцев был простым. Вдоль стен располагались неподвижные лавки для сна и крючья для одежды и вещей. Иногда вместо лавок висели нары. Стол окружали лавки и срубы, служившие стульями. После христианизации над столом стали организовывать красный угол. Различали два типа внутреннего устройства избы: южнорусский (свойственный горным мари) и северно-среднерусский (луговые и северо-западные). Отличались они друг от друга местом печи и стола в доме. В домах луговых мари печь клали в ближнем от входа углу, а стол ставили наискосок от двери. Горные же делали наоборот.

Праздники

Марийские народные праздники всегда были красочными и веселыми, они сопровождались действиями ряженых, играми и музыкой. Основными музыкальными инструментами у народа были барабан, волынка, свирель и гусли. Во второй половине XIX веке появилась гармонь. Также среди марийцев известны национальные песни, муро, которые сопровождали практически каждое действие в рамках сельскохозяйственного календаря.

Праздников у марийцев известно несколько. Самый главный, новогодний, называется шорык йол. Во время его празднования принято гадать об урожае, о здоровье скотины и о женихах. Существует и аналог Масленицы, уйарня. А также весенний праздник пашни ага пайрем, сопровождающийся молениями и жертвоприношением хлебов.

Самым оригинальным народным обрядом является Сурем ужо, который справляют в ночь на 6 мая. Он представляет собой изгнание злого духа из деревни в пастбищный период. Считается, что именно в это время скотина наиболее беспомощна перед нечистыми силами. Участники обряда сначала прыгают через костер, а потом под звон колоколов обходят дома, где их угощают хлебом, картошкой и яйцами.

После того как дарение завершено, участники вновь собираются вокруг костра. Они готовят пищу из даров, причем часть закапывают, принося дар земле. Остальную пищу съедают. Иногда пиршественный обряд длится до самого утра. Интересно, что на Сурем ужо марийцы хлещут нагайками свои дома и постройки под звуки трещоток и труб. Считается, что это действие тоже служит изгнанию сил зла. Наконец, осенью марийцы отмечают угинде пайрем. Этот праздник связан с приготовлением хлебов из нового урожая и семейными молениями.

Использованные источники:

Марийцы: кто они, последние язычники Европы? Рассказываю. – Текст : электронный // zen.yandex.ru: [сайт]. – URL: https://dzen.ru/a/YxWXjSAnWAClVQOB (дата обращения: 25.04.2022).

Марийцы. – Текст : электронный // nazaccent.ru : [сайт]. – URL: https://nazaccent.ru/nations/mari/ (дата обращения: 25.04.2022).

Семенова Анна. Марийцы (мари, черемисы) – хранители священных рощ / А. Семенова.– Текст : электронный // travelask.ru : [сайт]. – URL: https://travelask.ru/articles/mariytsy-mari-cheremisy-hraniteli-svyaschennyh-rosch (дата обращения: 25.04.2022).



 Все записи