Дагестанские народы

Дагестанцы (дагестанские народы) – собирательное название различных народов, проживающих на территории современного Дагестана.

Территория, география, демографическая структура

По размерам и численности Республика Дагестан - самая крупная из республик Кавказа в составе РФ. Протяженность территории с севера на юг составляет около 400 км., с запада на восток - в среднем 200 км. Дагестан с севера граничит с Калмыкией, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе с Чеченской республикой. По Водораздельному хребту Большого Кавказа Дагестан граничит с Грузией. На юге Дагестан граничит с Азербайджанской республикой. На востоке территория Дагестана на протяжении почти 530 км. омывается водами Каспийского моря.

Дагестанские народы

Территория Дагестана делится на 3 части. Низменная часть Дагестана (51% территории) состоит из Терско-Кумской, Терско-Сулакской и Приморской низменности. Предгорная (12 % территории) состоит из отдельных хребтов северо-западного и юго-восточного простирания, разделенных широкими долинами и котловинами. Горный Дагестан (37 % территории) характеризуется сочетанием широких плато и узких моноклинальных гребней до 2500 м. высоты. Высокогорный Дагестан включает 2 основных цепи гор - северный склон Главного или Водораздельного, хр. Большого Кавказа и его Боковой хр. Высшая точка Дагестана - г. Базардюзи, 4466 м на границе с Азербайджанской республикой.

До 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами. Однако после 20-х годов был введен в оборот новый термин – дагестанцы, в это название также начали включать тюркоязычных кумыков, ногайцев, а также русских, персов и других не нахско-дагестаноязычных народов Дагестана.

1991 г. в результате развала СССР и образования на его территории независимых государств из числа бывших Союзных республик, Дагестан стал республикой в составе нового государства - Российской Федерации. 26 июля 1994 г. была принята новая Конституция Республики Дагестан, в которой определяется, что Дагестан «есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана» (ст.1).

Несмотря на это среди лезгиноязычных народов продолжают использовать название лезгины, которое также является их самоназванием. Аварские, андийские и дидойские народы для общего самоназвания используют магарулал – «горцы», также имеют собственные наименования, происходящие от названий сёл. Даргинцы, кубачинцы и кайтагцы используют для общего самоназвания – дарганти либо дубурланти, также переводящиеся как «горцы». Несмотря на различные названия и языковые особенности, все дагестанские народы нахско-дагестанской семьи имеют единое происхождение.

Современное название дагестанцы не является самоназванием для самих дагестанцев. Сами себя они именуют по сёлам откуда происходят и не имеют единого названия.

Дагестанцы (в узком смысле) – народы северокавказской надсемьи нахско-дагестанской семьи дагестанской группы, имеющие единое происхождение с современными лезгинами, а именно народы аварской, даргинской, лакской и собственно лезгинских языковых семейств. В прошлом другим народам были известны как «лезгины» и имели самосознание единого народа.

Дагестанцы (в широком смысле) – все народы, населяющие Дагестан, включая тюркоязычных кумыков, ногайцев, а также русских и персов.

На протяжении всей истории дагестанские племена из-за отсутствия централизованности и общего языка растворялись в соседних более крупных народах. Лишь некоторые племена проживающие в основном на горных территориях Северного Кавказа сумели сохранить свои обособленные языки и идентичность. Именно так образовались коренные дагестанские народы нахско-дагестанской этнолингвистической семьи, которые нынче представлены аварской, даргинской, лакской и лезгинскими языковыми подсемьями.

Разобщение и отсутствие связей среди обособленных горских обществ и племен часто служили приманкой для иноземных завоевателей. Однако в истории известно не мало случаев, когда малочисленные, имеющие единое происхождение дагестанские племена объединялись против захватчиков. Яркое отражение единения дагестанцев перед общей угрозой можно проследить в Дагестанском походе Надир-шаха.

Для дагестанцев сплоченность – это образ жизни, который складывался веками в самой крупной и самой многонациональной республике российского Кавказа. Дагестан – единственное место в мире, где на площади 50 тыс. кв. км проживают 102 народности, из которых 36 являются коренными, 14 из них имеют свою письменность и алфавит. При этом в Дагестане никогда не было межнациональной розни.

Традиционно дагестанские языки определённой языковой семьи считаются диалектами одного главного литературного языка. Например, для народов аварской языковой семьи главным языком являлся хунзахский литературный язык, для лезгинской языковой семьи – кюринский литературный язык, а для даргинской языковой семьи – акушинский литературный язык.

Этнокультурные традиции дагестанцев складывались ещё с периода древности, однако окончательно закрепились с принятием Ислама во времена средневековья. Ислам и адаты сформировали современный дагестанский характер присущий всем дагестанским народам.

Среди дагестанцев сильно развито чувство собственного достоинства и чести. Все культурные ценности, традиции и обычаи дагестанцев в той или иной мере нацелены на сохранение чести дагестанской женщины. Известен случай, когда один из наибов Имама Шамиля вытирает мизинцем слезу с щеки девушки. Однако позже узнаёт, что она была засватана и отрубает саблей собственный палец, которым дотронулся до неё.

Культ воина и мировоззрение дагестанцев

Военный фактор несомненно сказался на культурных ценностях дагестанцев, на протяжении почти всей истории дагестанские народы упорно защищались от иноземных захватчиков, зачастую многократно превосходящих их численно. В связи с чем у дагестанцев сложился некий культ воина, с ранних лет детям рассказывают о подвигах их предков-воинов, прививают чувство ответственности, прежде всего, за свою семью и защитника народа в целом.

Вплоть до начала XX века среди дагестанцев существовала традиция отдавать детей в некий институт духовно-физического воспитания, которые назвались «викегьвилин квалар» (дома храбрости), там находилось примерно от 10 до 30 детей. Помимо дисциплины и тренеровок, проводилось духовно-нравственное воспитание и прививание патриотизма на рассказах о предках подрастающего поколения. Однако в современности, спортивные залы полностью вытеснили данные институты, родители просто отдают детей на спорт, зачастую на борьбу.

Аварцы

Проживали сельскими общинами с патриархальным укладом. В семье разрешены кровнородственные союзы – тухумы. Основа внутрисемейных отношений – шариат. Основные качества: взаимовыручка, гостеприимство, кровная месть, уважение и почитание старших, строгое соблюдение норм этикета и законов.

Селились аварцы на высокогорье небольшими группами до 50 домов, на горных склонах и вершинах хребтов, уступах поселения были гораздо крупнее, до 500 домов. Высота дома достигала 5 этажей с отдельным входом на каждом. Дома имели вид башни из камня с плоской земляной крышей и располагались стеной и располагались очень близко друг к другу.

Что касается веры, то аварцы относятся к мусульманам-сунитам шафиитского учения.

Основные занятия: производство ковров, обработка кожи и выделка войлока, а также кузнечное, ювелирное и оружейное дело.

Аварцы

Даргинцы

Собственное название – дарган. Даргинцы относятся к мусульманам-суннитам шафиитского учения. Сохранились доисламские верования и обряды.

Занимаются скотоводством и земледелием, изготовлением изделий из кожи, шерсти, дерева и камня, производство оружия и ювелирных изделий, литье из бронзы и меди, а также кузнечное дело, золотая и шелковая вышивка.

Социальная основа – сельская община (джамаат). Семья не большая, но иногда встречаются тухумы.

Горные поселения с узкими улочками и высокими домами (от 2-х этажей и выше), в предгорье более просторные улицы и дворы, дома одно- и двухэтажные.

В одежде мужчины соблюдают дагестанские традиции. Женская одежда с отделкой из серебра и вышивки, состоит из платья-рубахи, штанов, обязательного головного убора.

Даргинцы

Кумыки

Традиционная семья представляет собой общину из 30 чел. Но с начала XIX века, преобладает небольшая семья, при этом сохраняется тесная связь с родственниками по отцовской линии (тухум). Личная собственность в семье имелась только у женщин и состояла из калыма (приданого), остальное имущество принадлежало всей семье. Если семья распалась, то калым не делится. Воспитание детей возлагалось на женщин, публичное проявление родительской любви запрещалось. Очень часто мальчики воспитывались в чужих семьях.

Жильё – большой каменный дом с множеством комнат. Равнинные поселения отличались одноэтажными постройками, в горах двухэтажными.

Основная часть относится к мусульманам-суннитам шафиитского учения. Некоторые из них являются последователями ханбалитского учения.

Национальная одежда не сильно отличалась от одеяний иных народов Дагестана и северного Кавказа.

Занимались земледелием, разведением скота, рукоделием и торговлей.

Национальные блюда: хинкал, шашлык, шорпа и долма.

Лезгины

Основная часть дагестанских лезгин – мусульмане-сунниты шафиитского учения с элементами доисламских верований. Народ имеет очень богатый фольклор: сказания, песни. Национальный танец «лезгинка» стал популярным у всех кавказских народов.

Социальная основа – сельская община (джамаат). Семьи не большие, но до ХХ века сохранялись тухумы (большие патриархальные семьи).

Жилище – беленое, каменное здание прямоугольной формы высотой в один или два этажа (на равнине) и два и более этажа (в горах), с отдельными входами на каждом. Покрыты дома земляной крышей и имеют небольшой внутренний двор. На нижнем ярусе располагается хлев или закрытый двор, остальные предназначались для жилых комнат.

Занятия: земледелие, разведение скота. Так же развивалось рукоделие (изготовление изделий из пряжи, сукна, войлока, кожи) и ювелирное дело, изготовление оружия и кузнечное ремесло.

В рационе преобладает растительная (зерновые и бобовые культуры), а также белковая (мясо, молоко) пища. На праздники принято готовить плов, изделия из слоеного теста.

Лезгины

Лакцы

Лакцы являются последователями основного направления ислама – сунна. Частично сохранены доисламские верования, обряды, представления. Национальные праздники: Новый год, начало весны и сбор урожая.

Основа социума – сельские общины (джамаат), управляемые советом старейшин. Имели место родственные группы по линии отца (тухумы), община делится на сословия. Сохраняются обычаи кровной мести, взаимопомощи, гостеприимства.

Поселения располагались на склонах гор, современный народ селится на равнинах. Дома представляют собой двухэтажное здание с небольшим балконом. На нижнем ярусе располагаются хозяйственные помещения, а на втором – жилые.

Национальная одежда мужчин – рубаха-туника, кафтан или полукафтан, штаны. У женщин – платье-туника и штаны. Обувь из кожи и войлока. Головы покрыты платками и длинными покрывалами.

Основа рациона состоит из молока, мяса и молочных блюд. Картофель и овощи стали популярны в ХХ веке. Хлеб выпекали в специальной печи из глины, расположенной во дворе.

Занимались разведением скота и земледелием. Широко развито рукоделие, производство керамической посуды, ювелирное и гончарное дело, изготовление обуви. Некоторые поселения славились кондитерскими изделиями и торговцами.

Табасараны

Основная часть – мусульмане-сунниты шафиитского учения. Есть также приверженцы ханафитского учения. Частично сохранились доисламские верования: магические обряды, преклонение перед предками, могилами святых, культ огня и камней.

Основной социальной ячейкой были тухумы. Браки между родственниками до 7 поколения строго воспрещались. В семье принято уважительное отношение к женщине.

Как и большинство дагестанских народов, табасараны занимались выращиванием скота и земледелием. Развивалось гончарство, рукоделие, кузнечное дело, изготавливали ковры и деревянные изделия.

Основной рацион состоит из мучной, белковой и растительной пищи с применением большого количества трав. Национальный напиток – айран.

Табасараны

Ногайцы

Название и формирование народа произошло во времена правления правителя Золотой Орды – Ногая в XIII веке. Собственное название – ногай, ногайцы. Некоторые представители называют себя карагаш или караногай.

Вера – ислам суннитского толкования. Сохраняются и доисламские вероучения: поклонение природным силам, духам, предкам. Народный фольклор богат песнями, частушками.

Ногайцы – кочевники, поэтому живут в юртах. Терме – большая юрта складывалась из орехового каркаса с широкой дверью, верх с окном-дымоходом имел форму полусферы. Отав – малая юрта легче и поэтому перевозить ее можно как шатер, но с конца XIX века, отав используют в качестве свадебного шалаша.

Занятия: разведение и продажа скота, верблюдов, овец, лошадей и птиц. Охота на пушного зверя и ловля рыбы, изготовление сукна и войлока, ковров и головных уборов, а также обуви. Широко было развито земледелие. Взращивали множество зерновых культур и злаки, а так же занимались разведение пчел, выращиванием фруктов и бахчевых культур. ХХ век – время активного развития газовой и нефтяной промышленности.

Рацион: мясо, колбасы, пельмени, сыры, пироги. Национальные напитки: чай, кумыс, айран и другие.

Ногайцы

Агулы

Форма общества – сельская община, имеющая отдельную территорию и собственное хозяйство. Семья строилась на основе тухума – патриархальном, кровнородственном объединении.

Агулы, как и большинство дагестанских народов, мусульмане-сунниты шафиитского учения. К народным праздникам относятся начало полевых работ, сбор урожая и т.д. Фольклор богат лирическими песнями, плачами, сказками, пословицами и поговорками, а также разнообразными танцами. Широкое развитие получило декоративное искусство, резьба по дереву и камню.

Традиционная одежда имеет такой же тип, как и у других дагестанских народов. Поверх одежды, мужчины одевали кожаный пояс, украшенный серебром. Женская одежда состоит из платья-туники, ярких шаровар, поверх – матерчатый пояс. Голова покрыта платком и покрывалом, волосы убраны в специальный мешочек.

Основной рацион состоит из белковой и мучной пищи (хинкал, пироги, сыр) и не имеет отличий от пищевых предпочтений другого населения Республики.

Селения агулов были оснащены высокими стенами, смотровыми и оборонительными башнями, которые сообщались между собой подземными ходами. Дома устанавливались ярусами, плотно прилегающими друг к другу с узкими улочками, напоминающими лестницы.

Национальными занятиями были земледелие и скотоводство. Также выделывали кожу, обрабатывали шерсть. На сегодняшний день агулы, переселившиеся на более равнинную местность, занимаются выращиванием винограда, фруктов, овощей. В горах более популярно изготовление ковров.

Рутульцы

Рутульцы проповедуют ислам суннитской ветви шафиитского учения. Мусульмане-сунниты стали появляться среди рутульцев в VII веке.

Среди народа была принята малая форма семьи, но иногда сохранялись и патриархальные большие семьи. Главы отдельных семей тухума, на общем совете решали вопросы, связанные с заключением браков и др.

Национальная одежда мужчин – длинная рубаха-туника, не широкие штаны, черкеска или папаха. У женщин – длинный халат, в поселениях, ближе к границе с Азербайджаном – короткая кофта и широкая длинная юбка. Голова покрыта платком, волосы убраны в наволосник. Отделка женской одежды выполнена с большим количеством серебряных украшений.

Поселения образовывались в труднодоступных местах, с большим количеством башен и крепостными стенами. Дома строились одно- или двухэтажные с небольшим двором, где располагались хозяйственные помещения.

Основным занятием является разведение скота и земледелие. Развито рукоделие, производство керамики, изделий из камня, меди, серебра и т.д.

В основе рациона мучная и белковая пища. Хлеб выпекался из пресного или кислого теста. Самые распространенные блюда: хинкал, каши из проса и толокна, разнообразные пироги

Использованные источники:

Дагестанцы. – Текст: электронный // Псковская областная универсальная научная библиотека, ГБУК [сайт]. – 2022. – URL: http://inter.pskovlib.ru/info/etnomir2017/SPRAVKA_/DAG-2.HTM  (дата обращения: 1.06.2022).

Народы Дагестана. – Текст: электронный // Копирайт [сайт]. – 2022. – URL: https://karatu.ru/narody-dagestana/ (дата обращения: 1.06.2022).

Дагестанские мужчины: внешность, характер и особенности // FB.ru [сайт]. – 2022. – URL: https://fb.ru/article/381610/dagestanskie-mujchinyi-vneshnost-harakter-i-osobennosti  (дата обращения: 1.06.2022).

Иллюстрации:

Народы Дагестана https://karatu.ru/wp-content/uploads/2099/10/05052133-800x445.jpg

Аварцы https://karatu.ru/wp-content/uploads/2099/10/05052111-768x512.jpg

Даргинцы https://karatu.ru/wp-content/uploads/2099/10/05052134-768x608.jpg

Лезгины https://karatu.ru/wp-content/uploads/2099/10/05052134444-768x489.jpg

Табасараны https://karatu.ru/wp-content/uploads/2099/10/0550216575-768x576.jpg

Ногайцы https://karatu.ru/wp-content/uploads/2099/10/055021555-768x576.jpg



 Все записи