Тифлопедагогам

10 января 2016
Специальная психология и педагогика

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей, практических психологов образования, медицинских работников).

В книгах, вошедшие в этот указетель нашли отражение: история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Абраменкова В.В.    Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.:   Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

 Работа посвящена анализу феномена Детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарного направления - социальной психологии детства. Автором прослежена эволюция важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, - семьи и детского сообщества; проанализированы условия и механизмы проявления в группах мальчиков и девочек способности к состраданию и сорадованию; раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира - целостной системы отношений. Отмечен особый драматизм. Детства на пороге третьего тысячелетия, который может быть преодолен напряженным поиском и совместным обретением духовно-нравственных ориентиров развития человека.

Книга адресована психологам, педагогам, социологам, культурологам, родителям, а также студентам, готовящимся к психолого-педагогической деятельности и всем, кто хочет осмыслить вчерашний, сегодняшний и завтрашний день развития Детства в культуре.

Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. - 320 с. - (Практическая психология).

Эта книга - новый подход к проблеме воспитания детей. Педагогика взаимности - это действие любви, понимания и объяснения. Оказывается, возрастные проблемы и конфликты между детьми и родителями можно решать без запретов и наказаний, а в духе взаимопонимания. Затрагивая важнейшие физиологические и психологические процессы в организме ребенка, Р Кашапов дает уникальную методику по развитию и обучению детей начиная с месячного возраста. Главный принцип обучения - игра. Пусть наши дети будут лучше нас - именно с этой целью создана эта книга.

Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.

В пособии излагаются теоретические основы психологии и педагогики толерантности, показываются некоторые пути развития толерантного отношения руководителей образовательных учреждений к субъектам педагогической реальности, даются ориентиры построения образовательного пространства, основанного на принципах толерантности.

Пособие может быть полезно руководителям образовательных учреждений, педагогам, психологам, работникам социальной сферы, преподавателям, аспирантам, студентам педагогических и психологических специальностей, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования и научным сотрудникам.

Козлов А.А.  Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник научных очерков. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 224с.

В данный сборник включены научные статьи, посвященные осмыслению международного опыта социальной работы как отрасли научного знания, социокультурного общественного института и одной из разновидностей социального действия, тесно связанной с социальной политикой, практикой и социальным развитием общества. Многоаспектность сущностно-функциональных характеристик социальной работы позволяет вычленить общее и особенное в опыте социальной эволюции зарубежных стран и найти немалые возможности для его использования на современном этапе развития России. Материалы сборника могут быть полезны для изучающих теорию и методику социальной работы, социальную политику, а также представлять интерес для всех интересующихся проблемами социального развития.

Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин-ститута Психотерапии, 2003. - 319 с.

Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. При большом интересе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям внимания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, основы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения  родительства.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих психологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практической психологии образования, аспирантам и студентам-психологам, социальным педагогам.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и психокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии.

Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Психолого-педагогическая диагностика. Учеб. Пособие для студ. высш.учебных заведений \ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамова, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

 В учебном пособии изложены теоретико-методологические основ психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Показаны организация и содержание деятельности психодиагностической службы в специальном образовании, а также работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 96 с.

В пособии раскрывается сложная психолого-педагогическая проблема агрессивного поведения подростков и вычленяются условия, возможности его коррекции.

Книга рассчитана на психологов-практиков, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. I учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Издательский центр  «Академия», 2003. - 464 с.

В учебном пособии представлены основные теоретические положения специальной психологии, общие закономерности нарушенного психического развития и охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза. Многие фактические данные публикуются впервые. В заключительной главе книги представлены направления практического применения специальных психологических знаний и другие вопросы, относящиеся ко всем типам нарушенного развития.

Полезно школьным психологам и учителям, а также педагогам дошкольных учреждений.

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 368 с.

Сборник содержит теоретические и методологические аспекты, материалы социологических исследований, методические разработки, направленные на формирование у старшеклассников установок толерантного сознания.

Книга адресован работникам системы образования: учителям, школьным психологам, социальным работникам, преподавателям психологии и педагогики педагогических вузов.

Фурманов И.А.      Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319 с. - (Библиотека психолога).

В пособии представлены материалы, раскрывающие психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка, даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем.

Пособие адресовано психологам, педагогам, социальным работникам.



 Все записи