Тифлопедагогам
Игровая педагогика
Движение детям нужно так же, как и периоды покоя. А отдых, конечно, не означает, что дети спокойно сидят на стульях. Рисование, чтение, письмо и многие другие игры часто лишены бурного движения. Эти занятия прежде всего укрепляют такие способности, как усидчивость, наблюдательность и сосредоточенность.
Но играть вовсе без движения дети не умеют. Предлагаемый рекомендательный список литературы предлагает профессиональным педагогам и родителям, где есть дети разного возраста, сборники с играми.
Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие / Т. Ю. Андрущенко Н. В. Карабекова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 96 с., [8] с. цв. ил.; ил.
В учебном пособии рассматриваются принципы и некоторые подходы к построению коррекционных и развивающих программ для младших школьников средствами особым образом организованной игровой деятельности. Предлагается диагностика, направленная на выявление причин трудностей в обучении ребенка, особенностей сформированности игровой деятельности и общения. Представлены содержание и процедура проведения восьми коррекционно-развивающих игр. Пособие снабжено цветным приложением, которое используется при самостоятельном изготовлении некоторых игр и упражнений.
Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальностям «Психология», «Педагогика и психология», «Педагогика и методика начального образования». Может быть полезно школьным психологам.
Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Практические материалы - М.: Генезис, 2001.
Практические материалы представляют собой комплекс заданий, игр и упражнений, направленных на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления учеников 1-4 классов и являются частью учебно-методического комплекта "Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа)". Комплект включает в себя также учебно-методическое пособие для учителей и психологов, в котором изложены основные цели и задачи коррекционного курса и варианты организации уроков с использованием Практических материалов. Материалы можно использовать при подготовке детей к школе.
Комплект предназначен для работы с учениками начальной школы и старшими дошкольниками.
Баум Хайке Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха / Пер. с нем. О. Ю. Поповой.- М.: Теревинф, 2003.- 144 с.
В книге популярного немецкого автора собраны 178 игр, направленных на гармоничное развитие у детей внимания, эмоций, двигательных функций, фантазии и изобретательности. Сборник открывает новую книжную серию «Игровая педагогика», посвященную решению разнообразных образовательно-воспитательных задач путем вовлечения ребенка в увлекательные детские игры.
Для родителей и работников детских учреждений.
Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / Пер. с англ. О. Ю. Поповой. - М.: Теревинф, 2000. - 112 с. - (Особый ребенок).
В книге двух музыкальных терапевтов из Великобритании описаны игры, способствующие общему развитию ребенка. Этим данная книга отличается от других сборников музыкальных игр, ориентированных либо на развлекательные задачи, либо на задачи специального (музыкального) образования. Описание каждой игры сопровождается указанием ее психологических целей и рисунком-иллюстрацией. Специально для русского издания подготовлен словарь, рассказывающий об используемых в играх музыкальных инструментах.
Издание предназначено для педагогов-воспитателей, музыкальных работников, детских психологов системы общего образования, а также для специалистов по работе с детьми и взрослыми, имеющими психические и физические недостатки. Во многих случаях родители могут использовать книгу самостоятельно.
Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В.Ахутина, Н. М. Пылаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 32 с.
Приложение к учебному пособию Т.В.Ахутиной и Н. М. Пылаевой «Диагностика развития зрительно-вербальных функций»: материал для занятий с детьми (с. 3 - 21); иллюстрации к тексту учебного пособия (с. 22 - 32).
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2003. - 176 с.: илл. - (Психологическая работа с детьми.)
Предлагаемая книга - сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.
В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это - тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.
Книга снабжена иллюстрациями, которые могут быть использованы в работе с детьми. Адресована психологам, педагогам, родителям.
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2003. - 64 с. (Психологическая служба).
В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов у детей младшей группы. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий. Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом.
Адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и коррекционно-развивающих центров.