Тифлопедагогам

10 января 2014
Ваш непослушный ребенок

Когда ребенок постоянно капризничает, большинство родителей считают, что только их ребенок ведет себя подобным образом. Естественно, в этом они винят прежде всего себя: «Почему я не в силах управиться с собственным ребенком?» - и чувствуют себя ущербными.

Вы не одиноки, и весьма вероятно, что ваш ребенок ведет себя не хуже других. По данным последних исследований, многие дети имеют проблемы, связанные с оппозиционным, непокорным и дерзким поведением, и это только те дети, чье поведение было диагностировано как расстройство. Так называемых трудных детей (или, как сказали бы родители, «невыносимых») гораздо больше.

Всем известно, что такие ребятишки сводят родителей с ума - а иногда и других взрослых и даже других детей - своим отказами выполнить то, чего взрослые ждут от них или требуют; вспыльчивостью и буйством, нарушением или игнорированием общепринятых правил. В итоге они плохо уживаются с окружающими. Их образ действий способен привести к неуспеваемости и помешать им нормально жить в обществе. Наверное, хуже всего то, что их поведение может причинить серьезный вред отношениям между родителями и ребенком, ослабляя связь, которая необходима всем детям, чтобы они выросли счастливыми и здоровыми взрослыми.

Данный рекомендательный список литературы дает   возможность предложить вам поддержку, опыт и мудрость других родителей.

И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова   Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М. - 2002. - 128 с.

 Книга посвящена синдрому дефицита внимания с гиперактивностью у детей.

Изложены основные сведения о проявлениях, причинах, механизмах, диагностике и лечении заболевания. Сделан подробный анализ литературы за последние 20 лет. Приведены результаты исследований распространённости синдрома, а также данные изучения факторов риска заболевания, психоэмоциональных и биохимических особенностей у больных детей. Предложена комплексная система выявления, коррекции и лечения синдрома. Содержатся подробные рекомендации для родителей и учителей. Приведена методика аутогенной тренировки для детей.

Книга предназначена для врачей - педиатров и психоневрологов, педагогов, психологов, родителей, а также организаторов здравоохранения.

Гарбузов, В. Нервные и трудные дети / Вилен Гарбузов. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2005. - 351  с. - (Здоровье - это просто!).

Автор полвека вел массовый прием детей, страдавших «детской» нервозностыо или отличавшихся трудностью поведения. Обеспокоенные, а нередко и измученные этими проблемами родители задавали вопросы, автор систематизировал вопросы родителей и отвечал на них в этой книге. Эта книга как бы является открытым приемом детско-подросткового психолога-психотерапевта. А от рекомендаций опытного врача нередко зависит будущее ребенка, его здоровье и благополучие, спокойствие семьи. Книга рекомендована всем, имеющим детей или внуков.

Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 288 с. (Серия «Сессия без депрессии»)

Книга подготовлена в соответствии с программой курса «Социальная работа с детьми и подростками группы риска» и соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и методическим рекомендациям по его изучению.

Рекомендуется для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Колосова С. Л.     Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).

 В этой книге автор на основе данных науки и собственного опыта раскрывает проблему детской агрессии в контексте развития личности ребенка и его отношений со средой. Материалы, представленные в данной работе, направлены на расширение компетентности взрослых, помогают объективно и всесторонне осмыслить происходящее и оказать адекватную психолого-педагогическую помощь ребенку в формировании позитивных личностных свойств, его адаптационных возможностей. Книга ориентирована на широкий круг читателей - детских психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов психологических, педагогических вузов и колледжей, а также родителей.

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А.     Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - 4-е изд., испр. и доп. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004. - 183 с.

В книге излагается авторская программа тренинга коммуникативной компетентности педагогов: методологические основы и теоретические положения, принципы и процедуры проведения, требования к ведущему и группе участников.

Книга состоит из Текстов для участников тренинга и сценариев.

Адресована психологам системы образования и педагогам.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.    Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2003. - 208 с., илл.

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. -56с.- (Коррекционная школа).

В пособии рассмотрены особенности психического развития детей, воспитывающихся в семье и в общественных учреждениях. Описаны возможные неблагоприятные варианты психического развития, даны типичные портреты проблемных детей («неудачники», «мечтатели», «умники», «говоруны», «путаники», «актеры», «негативисты»), а также характеристики и  нормально развивающихся детей с отдельными поведенческими, эмоциональными, учебными и другими проблемами.

Приведены рекомендации, позволяющие преодолевать трудности в обучении и воспитании ребенка на основе индивидуального подхода к каждому психологическому типу.

Особое внимание уделено воспитанию приемных детей и детей-инвалидов.

Для специалистов воспитательных и образовательных учреждений - педагогов, психологов, дефектологов, а также студентов педагогических вузов.

Может быть полезно опекунам и родителям приемных детей.

Перрон Р. «Трудный» ребенок: что делать? - 6-е изд. - СПб.: Питер, – 2004. - 128 с.

Роже Перрон, обращаясь к проблеме дезадаптированных (трудных) детей, формулирует несколько полезных общих положений. Он рассматривает требования, предъявляемые ребенку и диктующие ему условия развития системы адаптивного поведения. Затем автор анализирует роль жизненной среды для поддержки его развития. В книге делается попытка показать, каким образом и почему нельзя представлять ребенка как пассивную игрушку этих требований и почему следует считать его активным творцом собственного формирования. А это заставляет дополнить понятие адаптации понятием уравновешивания. Наконец, собрав и применив обсужденные понятия, Р. Перрон определяет три основных направления, которые в настоящее время противостоят друг другу в вопросе о детской дезадаптации. Кратко освещая ее основные формы, автор в разделе «Что делать?» предлагает свой ответ на этот волнующий многих вопрос. Книга будет интересна и полезна не только специалистам разного профиля, работающим с детьми, но и родителям.

Баркли Р., Бентон К.   Ваш непослушный ребенок. - СПб.: Питер, 2004. - 218 с.

Поведенческие проблемы, которые не поддаются контролю, наблюдаются у многих детей. Эта книга вооружит вас необходимыми представлениями и рекомендациями о том, как изменить упрямое или агрессивное поведение ребенка. Расселл А. Баркли, много лет работающий с родителями и детьми, доходчиво объясняет причины непослушания, когда оно становится проблемой, а также способы его преодоления. В восьмиэтапной программе, представленной здесь, основной акцент делается на последовательности требований родителей и сотрудничестве с детьми. Благодаря этому через систему похвал, наград и мягких наказаний достигаются позитивные изменения. Снабженная практическими схемами, вопросниками и проверочными листами, книга «Ваш непослушный ребенок» поможет вернуть поведение вашего ребенка в надлежащие рамки и снизить общий внутри-семейный стресс. Книга предназначена в первую очередь родителям, но может быть полезна также воспитателям, учителям и психологам, работающим с детьми.

Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А.  Воспитание толерантности у школьников:  Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. - 192 с. - (Методика воспитательной работы).

В первой части книги рассматриваются теория и методика воспитания толерантности у школьников: принципы, содержание, методы, приемы, формы. Во второй части предлагаются программы работы с детьми разного возраста, методические разработки различных форм воспитания толерантности. Книга адресована педагогам образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.



 Все записи