Тифлопедагогам

10 января 2014
Вниманию специалистов-психологов!

Знаниям психологических особенностей детей  с различными отклонениями всегда придавалось большое значение. Особенного внимания требует «хрупкий» дошкольный возраст.

Без изучения психологии таких детей педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно не только для педагогов коррекционного воспитания, но и для психологов.

Специальная психология занимает важное место и в подготовке психологов, специализирующихся в сфере детской практической психологии.

Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения.

Предлагаем вашему вниманию аннотированный список литературы по теме «Специальная психология».

Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

В данном учебном пособии рассматривается огромный круг вопросов: от истории развития специальной психологии до методических вопросов психологической практики.

Книга состоит из семи разделов, последовательно раскрывающих современное понимание нормального и отклоняющегося развития, психологические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии детей. Специальные разделы посвящены вопросам первичного выявления отклонений в развитии и методам профилактики и коррекции развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной материал иллюстрирован выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Имеются нормативные документы

Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам и содержит необходимый фактический и  иллюстрированный материал в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Будет оно интересно и тем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

В книге, подготовленной коллективом во главе с доктором психологических наук В. И. Лубовского, дана полная картина специальной психологии; охарактеризованы типы нарушений в психическом развитии, основных процессов, подвергаемых коррекции; а также методология коррекции для практикующих специалистов. Отдельная глава посвящена определенному типу нарушений.

Предлагаемая дополнительная литература расширяет круг рассматриваемых вопросов.

Учебное пособие адресовано психологам и учителям, а также педагогам дошкольных учреждений.

Образцова Т. Психологические игры для детей / Т. Образцова. – М. : Лада, 2005. – 406 с.

Предлагаемое издание своеобразная миниэнциклопедия для практикующих специалистов. Игры, представленные в сборнике,  способствуют правильному и разностороннему развитию ребенка, рассчитаны на любой возраст.

Сборник адресован родителям, педагогам, желающим сделать процесс воспитания  интересным и плодотворным.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков : кн. для учителя. 2-е изд. – М. : Просвещение, 1994. – 223 с. : ил.

Кащенко Всеволод Петрович – выдающийся отечественный ученый и педагог, крупный специалист в области детской психологии и психопатии. Написанная им еще в 30-е годы, эта книга посвящена проблеме исправления отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и терапевтических методов. Кроме того в книге приводится список работ В. П. Кащенко.

Это ценное пособие адресовано, прежде всего, педагогам, психологам, дефектологам, ну и, конечно, родителям, которые столкнулись с проблемами воспитания такого рода детей.

Коррекционная направленность специального образования детей с глубоким нарушениями зрения : сб. метод. работ / сост. Б. К. Тупоногов, К. Г. Кравцов. – М. : АПКиППРО, 2006. – 244 с.

Сборник представляет собой опыт работы педагогов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV видов № 1 г. Москвы по практическому обеспечению экспериментальных программ Министерства образования.

Пособие адресовано специалистам-практикам.

Малеева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортопедическому лечению / З. П. Малева. – М. : ПАРАДИГМА, 2009. – 127 с.

В пособии изложен материал по подготовке ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения. Представлены также упражнения, характеристика готовности ребенка  к школе.

Пособие адресовано врачам, логопедам, тифлопедагогам, психологам.

Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушениями зрения : метод. пособие / Е. Н. Подколзина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 176 с.

Автор раскрывает приемы, методы и сложности обучения слабовидящий детей ориентировки в пространстве. В качестве приложений приводятся списки материалов и оборудования, примеры составления плана игровой комнаты и т.д.

Книга адресована специалистам-практикам. Интересно она будет и студентам профильных факультетов, а также родителям.

Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с на рушением зрения : сб. ст. / сост. И. Н. Зарубина ; науч. ред. Л. И. Плаксина. – М., 2004. – 254 с. – (Прил. к журн. «Школьный вестник»).

Это сборник научно-методических статей по этическому и эстетическому воспитанию детей с нарушениями зрения. Здесь охарактеризованы методы и средства, используемые в практической работе.

Издание предназначено для тифлопедагогов, психологов, а также родителей.

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад - начальная школа). Ч. II. Начальная шк. / В. А. Бельмер, Л. П. Григорьева, В. З. Денискина и др. ; под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ГороД, 1999. – 171 с.

Материал в пособии распределен по двум разделам. Первая – «Программы начальной школы» – включает основной перечень программный мероприятий, предусмотренных учебным процессом начальной школы. Второй посвящен методикам коррекционной работы в начальной школе и включает в себя следующие моменты: развитие зрительного восприятия; коррекцию нарушения речи, ориентировку в пространстве, лечебную физкультуру.

Программы адресованы педагогам-специалистам.

Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой ; В. З. Денискиной. – М. : Налоговый вестник, 2004. – 320 с.

В книге раскрыты возрастные психологические особенности детей с нарушением зрения, их коррекция в условиях семьи и школы.

Адресована родителям, педагогам и воспитателям.

Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / под ред. Е. Н. Подколзиной. – М. : Город Детства, 2006. – 72 с.

Пособие отражает опыт работы дошкольного учреждения № 605 г. Москвы. Материал, изложенный в пособии, может служить методическими рекомендациями по работе с детьми с нарушениями зрения.

Адресовано учителям, воспитателям, а также родителям.

Специфика профессиональной ориентации детей и молодежи с нарушением зрения : сб. ст. / сост. И. Н. Зарубина. – М. : Флинта ; Наука, 2006. – 170 с.

Сборник статей адресован тифлопедагогам, психологам, родителям.

Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников : метод рекомендации / Б. К. Тупоногов. – М., 1999. – 48 с.

Нарушения зрения у детей не являются причиной ослабления экологического образования учащихся. В пособии примеры уроков по развитию экологических знаний у слабовидящих учеников.

Издание адресовано педагогам.

Тупоногов Б. К.  Содержание и методы обучения детей с нарушениями зрения : науч. – метод. пособие / Б. К. Тупоногов. – М. : АПКиППРО, 2005. – 72 с.

В пособии излагаются основные положения, приемы, формы и методы обучения детей с нарушениями зрения в специальных образовательных учреждениях III и IV вида. Предложенный материал основан на многолетних исследованиях с привлечением передового тифлопедагогического опыта и рассчитан для широкого круга педагогов-дефектологов.

Шимгаева А. Н. особенности тревожности и ее коррекция у слабовидящих подростков : науч.-практ. Пособие. – М. ООО «ИПТК «ЛОГОС» ВОС», 2010. – 208 с.

Пособие рассматривает общие и специфические аспекты тревожности у слабовидящих подростков, механизмы ее формирования, подходы коррекции в психологической помощи. Имеется список литературы по теме.

Адресовано психологам-практикам.

Заинтересовавшую вас литературу можно просмотреть в тифлоинформационном отделе



 Все записи