Тифлопедагогам

1 февраля 2021
Дефектология (2020, № 6)

Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.

Ресурсы семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Айвазян, Е. Б. Семья ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции: анализ материалов опроса / Е. Б. Айвазян; А. В. Павлова; Ю. А. Разенкова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – № 3–13.

Представлены результаты исследования ситуации 455 семей, воспитывающих детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях самоизоляции на территории РФ (2020). Представлена феноменология трудностей семьи ребенка с ОВЗ, характерных для периода режима вынужденной самоизоляции в 2020 г. Проанализирована структура потребностей семей, проведен обзор возможности их удовлетворения образовательными организациями в формате онлайн. Показана необходимость обеспечения вариативной психолого–педагогической и социальной поддержки семьи.

Одинокова, Г. Ю. Взгляд на агрессивные проявления детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с матерью / Г. Ю. Одинокова ; Е.В. Орлова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 14–23.

В статье рассматриваются агрессивные проявления детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с матерью. Предпринята попытка проанализировать и объяснить их в контексте появления у ребенка самостоятельных желаний, в рамках личностных преобразований, происходящих у типично развивающихся детей в период кризиса первого года жизни. Анализ особенностей материнского поведения подтверждает правомерность такого подхода.

Медникова, Л. С. Роль семьи в формировании социальной ответственности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Л. С. Медникова ; Ю.С. Феоктистова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 24–33.
В статье представлены результаты экспериментального изучения роли семьи в становлении социальной ответственности и социально ответственного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью. Сравниваются соответствующие представления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и их нормально развивающихся сверстников с мнением их родителей о проявлениях социальной ответственности у своих детей, акцентируется значимость понимания родителями важности воспитания самостоятельности и ответственности у детей в младшем школьном возрасте.

Специальные информационные и ассистивные технологии

Волкова, С. В. Методика изучения фонематических нарушений при реализации дистанционных форм оказания коррекционно–логопедической помощи детям с ОВЗ : / С. В. Волкова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 34–41.

Статья посвящена проблеме изучения фонематических нарушений у дошкольников с разными вариантами дизонтогенеза в условиях дистанционной коррекционной логопедической работы. Представлена оригинальная технология дистантной диагностики и первичного тренинга целенаправленно формируемых навыков, способствующих преодолению фонематических нарушений в системе логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное и инклюзивное образование

Кузьмичева, Т. В. Педагогическая рефлексия как механизм индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ / Т. В. Кузьмичева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 42–49.

В статье проблематизирована категория индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, апробирован метод педагогического диалога, позволяющий получить информацию о профессиональных затруднениях педагога, отражающихся как в их сознании, так и профессиональных действиях, и препятствующих развитию инклюзивных практик.

Специальная психология: исследования и практика

Кузьмина, Т. И. Специфика сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья. Сообщение 1 / Т. И. Кузьмина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 50–61.

Сетевое взаимодействие, функциональной фотографией которого является «цифровой след», а результатом функционирования – цифровой профиль, имеет для лица с ОВЗ большое значение, так как не только является альтернативной формой социальной коммуникации, но и расширяет спектр личностных адаптационных и компенсаторных возможностей подростка и юноши с проблемами развития. Использование в исследовании стандартизированных самоотчетов облегчает процесс обращения респондентов к себе и унифицирует процедуру получения данных с участием субъектов диагностики разных нозологических групп в сравнении с группами респондентов с нормативным развитием.

Коррекционная педагогика в школе

Кобрина, Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с кохлеарным имплантом в условиях специальной школы–интерната / Л. М. Кобрина; Е.С. Хименкова; О.А. Денисова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 62–71.

В статье представлен анализ развития речевой коммуникации у детей с кохлеарными имплантами младшего школьного возраста в условиях специальной школы–интерната. Установлено, что обучение таких детей в классе со слышащими школьниками в специальной (коррекционной) школе, даёт положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. В процессе совместной деятельности со слышащими сверстниками у детей с кохлеарными имплантами происходит накапливание словаря как импрессивной, так и экспрессивной речи, появляется опыт непосредственного общения. Дополнительная коррекционная помощь, помогает имплантированному ребенку усваивать общеобразовательную программу.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Филатова, Ю. О. Дыхание как компонент функциональной системы речи: онтогенез и речевой дизонтогенез / Ю. О. Филатова; А.О. Аксенова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 72–78.

В статье представлен обзор научной литературы по изучению дыхательной функции у детей. Рассмотрен онтогенез становления фонационного и речевого дыхания, обозначены нарушения неречевого и речевого дыхания при разных видах речевых расстройств в детском возрасте. Обоснована актуальность изучения дыхания с помощью современных инструментальных методов исследования.



 Все записи