Тифлопедагогам

30 июля 2020
Научно–методический журнал «Дефектология» (№ 2,3 2020).

Журнал адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии.

Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.

Журнал содержит несколько разделов.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Соловьева, Т. А. Оценки цифровых образовательных ресурсов, разработанных для детей с ограниченными возможностями здоровья, с позиции ожиданий и потребностей основных групп пользователей / Т. А. Соловьева ; Д. А. Соловьев. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 3–16.

Статья продолжает серию публикаций по проблемам цифрового образования детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Вниманию читателей предлагается методика оценки специального цифрового образовательного контента для лиц с ограниченными возможностями здоровья с позиции его соответствия образовательным потребностям основных групп пользователей, включая самих обучающихся, их родителей, специалистов.

Соловьева, Т. А. Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: основные понятия и их характеристика / Т. А. Соловьева; Д.А. Соловьев; С.А. Войтас. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 42–56.

В статье предпринята попытка конкретизации понятий «цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», «специальный и адаптированный цифровой образовательный контент». Предложены базовые и вариативные характеристики цифровых образовательных решений, адресованных детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА

Волконская, Т. Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого–педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т. Н. Волконская; И. Ю. Левченко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 17–21.

В статье раскрываются значение и сущностные характеристики коммуникативного подхода как теоретического ориентира современной методологии психолого–педагогической помощи детям с недостатками речевого развития, отражающего современный этап развития дефектологической науки и общества.

Лебедева, Т. В. Актуальность и перспективы использования новых методов психологической диагностики в оценке недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т. В. Лебедева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 22–30.

В статье рассматриваются актуальность и важность своевременной дифференциации детей с недостатками речи в условиях современной образовательной практики. Описываются результаты исследования по апробации новой стандартизованной психологической методики оценки развития русского языка (ОРРЯ) с целью первичного выявления детей с недостатками речеязыкового развития. Приводятся варианты использования диагностических результатов в практической работе психолога с детьми, родителями и педагогами образовательной организации.

Слепович, Е. С. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи / Е. С. Слепович; А. М. Поляков. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 34–41.

В статье анализируется практика психологической помощи ребенку с отклонениями в психофизическом развитии как проблема субъект–субъектного взаимодействия. Субъект–субъектное взаимодействие в культурно–исторической традиции трактуется как основа психического развития ребенка. Психологическая практика помощи ребенку с особенностями психофизического развития рассматривается как практика преобразования осмысленного субъект–субъектного взаимодействия. Проанализированы преимущества такого понимания психологической практики, а также требования к ней. Выделены ключевые характеристики субъект–субъектного взаимодействия с ребенком: его взаимная значимость, осмысленность, символическая опосредствованность, диалогичность.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Вассерман, Е. Л. Нарушения интеллектуального развития в современных медицинских классификациях / Е. Л. Вассерман. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 31–40.

Обзор посвящен систематике нарушений интеллектуального развития в основных современных классификациях психических расстройств и ориентирован на широкий круг специалистов, прежде всего – педагогов–дефектологов, для которых важна эта проблема.

Карпова, Н. Л. Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка : обзор зарубежных исследований / Н. Л. Карпова; Е. И. Николаева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 41–50.

В статье представлены исследования последних десятилетий, проведенные зарубежными специалистами по вопросам возникновения заикания, интенсивности симптомов и вероятности спонтанного восстановления плавной речи. Показано, что заикание определяется генетическими и эпигенетическими факторами. К генетическим факторам относятся определенные локусы в геноме, к эпигенетическим факторам относятся: взаимоотношения и эмоциональная атмосфера в семье, наличие или отсутствие поддержки от сиблингов паи родителей.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Смолин, О. Н. Инклюзия, но не псевдоинклюзия / О. Н. Смолин. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 21–33.

В статье анализируются проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в российской образовательной практике с момента его инициации. Рассматриваются политические и мировоззренческие предпосылки внедрения инклюзивной модели в нашей стране, законодательные и терминологические коллизии, отношение общества к этому процессу, реальная картина качества образования детей с ОВЗ, сложившаяся к настоящему времени, и возможные пути разрешения обсуждаемой проблемы.

Головчиц, Л. А. Реалии дошкольного инклюзивного образования и подготовка специалистов к работе в новых условиях / Л. А. Головчиц; А. В. Кротова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 51–56.

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; функциональные обязанности дошкольных учителей – дефектологов; вопросы вузовской подготовки специалистов для работы в условиях дошкольного инклюзивного образования.

Лемех, Е. А. Инклюзивный отдых и инклюзивное обучение: отношение родителей / Е. А. Лемех; О. Ю. Светлакова; В. В. Хитрюк. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 57–64.

В статье изложены результаты исследования отношения родителей к обучению и воспитанию их нормально развивающихся детей вместе со сверстниками с особенностями психофизического развития в условиях учреждения образования и оздоровительного лагеря. Осуществлен сравнительный анализ информированности родителей о сущности инклюзивного образования, возможностей обучения их ребенка в школе, реализующей инклюзивный подход, и инклюзивной смене в загородном оздоровительном лагере, представлений родителей о трудностях, которые испытывает ребенок в процессе совместного образования.

Высшая школа

Кощеева, О. В. Актуальные вопросы подготовки студентов–логопедов к работе с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением / О. В. Кощеева; Е. А. Георгица. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 65–73.

В статье представлены методические аспекты формирования у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профилю «Логопедия», практических навыков работы с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением. Предложены варианты интерактивных заданий, способствующих овладению студентами эффективными формами взаимодействия с семьей и научно обоснованными приемами стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста.

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Сорокин, А. Б. Исследование эффективности вмешательства при аутизме : часть 1. Как описать целевую группу / А. Б. Сорокин. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 74–81.

В статье приводятся рекомендации по описанию целевой группы при организации исследований, направленных на оценку эффективности психолого–педагогических вмешательств в системе помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Помимо соблюдения формальных требований с позиций принципов доказательности при планировании подобных исследований, особое внимание должно уделяться составу экспериментальной группы из–за значительной гетерогенности указанных расстройств, а также из–за наличия аутистических проявлений при множестве других состояний. В статье идентифицируются критерии, которые должны быть учтены исследователями при составлении экспериментальной выборки. Они одновременно являются признаками для описания испытуемых в исследованиях, подразумевающих оценку вмешательства с небольшим числом детей.

Хитрюк, В. В. Научные исследования в дефектологической науке Республики Беларусь: векторы, результаты, проблемы, задачи / В. В. Хитрюк; О.С. Хруль. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 57–63.

На основе анализа направлений и содержания научных исследований в области дефектологии, проводимых научными и образовательными организациями в Республике Беларусь, выявлены «дефициты», оказывающие влияние на гибкость реагирования системы образования на вызовы, связанные с изменением концептуальных подходов в организации и определении содержания образования детей с особенностями психофизического развития. Выявленные проблемы позволяют сформулировать задачи и принять правильные управленческие решения в определении векторов и тематики научно–исследовательских работ.

Наследие

Степанова, М. А. Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Этапы жизненного пути Всеволода Петровича Кащенко : к 150–летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870–1943) / М. А. Степанова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 3–20.

Статья приурочена к 150–летию известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей В.П. Кащенко (1870–1943), стоявшего у истоков дефектологии (лечебной педагогики, в терминологии В.П. Кащенко). Представлен жизненный и профессиональный путь В.П. Кащенко, обобщен опыт его врачебно–педагогической деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Свиридова, Т. В. Исследование социально–психологической адаптации российских школьников / Т. В. Свиридова; С.Б. Лазуренко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 64–72.

В статье описываются результаты изучения социально управляемых факторов и современного состояния социально–психологической адаптированности 400 школьников 11 и 15 лет (с 2017–2018 гг.). Показана необходимость обеспечения дифференцированной психолого–педагогической поддержки в соответствии с выявленными уровнями и качественными характеристиками адаптированности исследованных школьников. Сформулированы рекомендации по улучшению социально–психологической адаптации школьников.

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кондрашова, А. А. Своеобразие нарушения социального развития у детей раннего возраста с церебральным параличом / А. А. Кондрашова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 73–80.

В статье представлены результаты изучения особенностей социального развития детей третьего года жизни с двигательной церебральной патологией. Описаны и систематизированы результаты констатирующего и формирующего экспериментов, выделены уровни сформированности социальных навыков. Определены основные направления коррекционно–развивающей работы по формированию социальных навыков у детей раннего возраста с церебральным параличом.



 Все записи