Тифлопедагогам
Воспитание и обучение детей с нарушением развития (2020, №1)
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" адресован тем, кого волнуют проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги, учителя–логопеды, учителя–дефектологи, психологи, родители найдут на страницах журнала ответы на многие вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с нарушениями речи, опорно–двигательного аппарата, ранним детским аутизмом и др.
Ключевым материалом этого номера журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" является Резолюция III Всероссийского съезда дефектологов – мероприятия важного как для оценки современного состояния дефектологической науки и практики, так и для обозначения ее целей, задач и перспектив развития.
В 2020 году редакция журнала будет продолжать освещать вопросы апробации адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Статьи в журнале разделены на разделы.
Нормативные документы
Резолюция III Всероссийского съезда дефектологов. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 4–7.
Состоялся III Всероссийский съезд дефектологов. В течение двух дней работы съезда его участники обсуждали вопросы, от решения которых в значительной степени зависит качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Делегаты съезда сформулировали рекомендации органам законодательной и исполнительной власти по развитию системы высшего профессионального дефектологического образования; обеспечению реализации государственной Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и развитию моделей непрерывного образования.
Практика специального и инклюзивного образования
Гайфулина, Л. К. Организационно–методические условия обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования / Л. К. Гайфулина ; Е. Н. Сомомина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 8–13.
Статья посвящена изучению организационно–методических условий обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования с учетом их особых образовательных потребностей.
Волковская, Т. Н. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе / Т. Н. Волковская ; Т. В. Скребец. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 14–19.
В статье представлена система коррекционно–развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию пространственной ориентировки как интегративной сенсорно–перцептивной способности; раскрываются содержание и методы такой работы в процессе подготовки к школе.
Пивоварчик, Т. Б. Экспериментальное изучение сформированности жизненных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями / Т. Б. Пивоварчик. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 20–29.
В статье представлены результаты экспериментального изучения сформированности жизненных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями, определены уровни их сформированности. Полученные автором данные отражают вариативность образовательных потребностей детей данной категории.
Кошечкина, Т. В. Использование междометий при формировании устноречевой коммуникации / Т. В. Кошечкина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 30–35.
В статье описаны условия, определяющие специфику включения в обучение ребенка междометий как вида ассистивной коммуникации. Статья будет полезна родителям, логопедам, другим специалистам, работающим с детьми раннего возраста или лицами со значительным ограничением способности к артикулированию или голосоподаче.
Психолого–педагогическая абилитация
Назарова, Н. М. Музей как пространство личностного развития глухого человека / Н. М. Назарова ; Н. М. Тимофеева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 36–47.
В статье представлен отечественный и зарубежный опыт использования музейной педагогики в работе с людьми с особыми образовательными потребностями, рассматриваются программы доступности образовательных программ для посетителей этой категории в музеях Москвы, сформулированы методические рекомендации для музейных педагогов, работающих с глухими и слабослышащими.
Система образования и семья: вопросы взаимодействия
Головчиц, Л. А. Отношения родителей детей с тяжелыми нарушениями слуха к кохлеарной имплантации / Л. А. Головчиц. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 48–54.
В статье представлены материалы изучения отношения родителей детей с тяжелыми нарушениями слуха к проведению кохлеарной имплантации; рассмотрены вопросы включения родителей в процесс психолого–педагогической реабилитации детей.
Кулакова, Е. В. Организация класса родительского мастерства в консультативно–диагностическом центре института детства ИПГУ / Е. В. Кулакова ; И. А. Игнатова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 55–61.
В статье рассматривается одна из приоритетных задач специального образования по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, на примере работы Консультативно–диагностического центра для детей и взрослых с ОВЗ (МПГУ).
Галкина, В. А. Специфика функционирования семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями / В. А. Галкина ; Е. С. Лыкова–Унковская. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 62–67.
В статье рассматриваются некоторые особенности семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра; психологический портрет родителей и модели их поведения. В психолого–педагогическом аспекте рассматриваются проблемы семьи детей с ООП.
Профориентация и профессиональное обучение
Еремина, А. А. К проблеме повышения родительской компетентности в вопросах профессионального образования подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. А. Еремина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 1. – С. 68–72.
Статья посвящена вопросу изучения отношения родителей подростков с тяжелыми множественными нарушениями и самих подростков к получению профессионального образования, освоению специальности, а также выявлению ожиданий от обучения профессии.