Тифлопедагогам
Дефектология
Журнал адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.
Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии.
Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.
Журнал содержит несколько разделов.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Коробейников, И. А. К 50-летию журнала "Дефектология" / И. А. Коробейников // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 3 – 6.
В основе исследования лежало предположение о наличии взаимосвязи между моделями функционирования семьи, стилями родительского воспитания и развитием ребенка. Согласно полученным данным, авторитетный стиль воспитания наиболее благоприятен для создания оптимальных условий развития ребенка. Автором предлагается диагностическая программа для изучения особенностей межличностных отношений в семье.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В ШКОЛЕ
Соловьева, Т. А. Программирование результатов основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Соловьева // Дефектология. – 2019. – Ст. 6. – С. 7–12.
В статье рассмотрены подходы к проектированию и апробации адаптированных образовательных программ при сохранении принципов вариативности и гибкости форматов обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья в основной школе.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА
Мещерякова, А. В. Особенности восприятия описательных компонентов художественного текста в условиях зрительной депривации (на примере зрелого возраста) / А. В. Мещерякова // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 13 – 20.
Статья посвящена проблеме восприятия описательной речи слепыми и слабовидящими людьми зрелого возраста. Автор рассматривает структуру акта восприятия художественного образа, репрезентированного при помощи словесных описаний, выявляет особенности протекания этого процесса у людей с нарушениями зрения, анализирует возникающие трудности.
Макарова, О. Н. Особенности развития сенсомоторной координации у детей с задержанным психическим развитием в условиях сенсомоторной коррекции / О. Н. Макарова // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 21 – 28.
В статье приведены данные исследования особенностей динамики сенсомоторных функций младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми. Представлены сравнительные результаты оценки развития сенсомоторных функций детей с ЗПР, прошедших и не прошедших программу поэтапной сенсомоторной коррекции.
Стебляк, Е. А. Представления умственно отсталых старшеклассников о семейной жизни : сообщение 2 / Е. А. Стебляк // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 29 – 37.
Рассматриваются структура и содержание представлений умственно отсталых старшеклассников о проблемах воспитания детей. Выявляются идеи ядерной и периферийной зон коллективного представления. Предлагается использовать данные при разработке содержания дискурса психологии семьи, направленного на формирование представлений о родительском поведении.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Бразгун, Т. Н. Изучение особенностей функционирования семьи и формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Бразгун // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 38 – 49.
В основе исследования лежало предположение о наличии взаимосвязи между моделями функционирования семьи, стилями родительского воспитания и развитием ребенка. Согласно полученным данным, авторитетный стиль воспитания наиболее благоприятен для создания оптимальных условий развития ребенка. Автором предлагается диагностическая программа для изучения особенностей межличностных отношений в семье.
Денисова, О. А. Разработка специализированного регионального портала как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями / О. А. Денисова ; Кобрина Л. М. ; Леханова О. Л. // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 50–57.
В статье описана модель регионального портала как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целевая аудитория портала – инвалиды или лица с ОВЗ (соискатели работы), органы исполнительной власти, руководители и специалисты образовательных учреждений, родители детей с инвалидностью или ОВЗ, представители общественных организаций. Содержание модели позволяет посредством цифровой среды выстроить индивидуальную траекторию инклюзивного трудоустройства, снабдить целевые группы портала информацией, обеспечить фильтры для систематизации и структурирования данных.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Антонова, И. Д. Особенности организации и методического оснащения групповых занятий с аутичными детьми старшего дошкольного возраста / И. Д. Антонова // Дефектология. – 2019. – № 6. – 58 – 67.
В статье описывается логика групповой работы с аутичными детьми старшего дошкольного возраста в рамках «эмоционально–смыслового подхода». Данная форма коррекционно–развивающих занятий рассматривается как продолжение и дополнение коррекционной работы с ребенком в форме индивидуальных занятий. Подробно описаны этапы работы и методическое оснащение внутри каждого этапа.
РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Серкина, А. В. Средства коммуникации, используемые детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью / А. В. Серкина // Дефектология. – 2019. – № 6. – 68 – 71.
В статье описаны коммуникативные средства, доступные детям с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и глубокой умственной отсталостью: зрительный контакт, вокализации, тонус тела, дыхание, поза, уровень двигательной активности. Данные средства коммуникации носят специфический характер и не всегда воспринимаются окружающими как коммуникативные проявления, что затрудняет коммуникативное развитие таких детей. Развитие коммуникативных возможностей ребенка с ТМНР происходит в тех случаях, когда взрослый при взаимодействии с таким ребенком проявляет чувствительность к его коммуникативным средствам и поддерживает коммуникативные инициативы ребенка.
Олешова, В. В. Надомное визитирование семей с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации / В. В. Олешова // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 72 – 78.
Автор статьи анализирует понятие «надомное визитирование», выделяет его особенности и роль в абилитации детей раннего возраста до и после операции кохлеарной имплантации. На основании проанализированных отечественных и зарубежных программ по надомному визитированию разработана модель данного вида деятельности для семей с имплантированными детьми раннего возраста.