Тифлопедагогам

24 декабря 2019
Дефектология

Предлагаем вашему вниманию обзор статей научно–методического журнала «Дефектология» (№ 5, 2019).

Журнал адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии.

Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.

Журнал содержит несколько разделов.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Белякова, Л. И.  Психолого–педагогическая и клиническая характеристика учащихся с устойчивой дисграфией / Л. И. Белякова ; О. Б. Иншакова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – С. 3-10.

В статье представлены результаты междисциплинарного исследования учащихся с устойчивой дисграфией, имеющей разную динамику, в период начального обучения в общеобразовательной школе. Педагогическое, психологическое и клиническое изучение указывают на различный характер нарушений в состоянии ЦНС и общего соматического здоровья школьников, приводящих с дисграфии, что требует разработки новых методик ее коррекции.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА

Айвазян, Е. Б. Пропущенный этап в раннем развитии слепого ребенка как источник трудностей становления его предметной деятельности / Е. Б. Айвазян. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – С. 11-20.

В работе выдвигается и обосновывается новая гипотеза  о причинах трудностей овладения предметными действиями у слепых детей раннего возраста. Показано, что у большинства слепых детей не развивается ситуативно-деловые общение с взрослым, что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием в их опыте общения с взрослым особого содержания – эмоциональных игр с совместным движением и с сенсорными свойствами предметов. Впервые формируется предположение о том, что освоение таких игр является необходимым этапом становления общения, переходным от ситуативно–личностной к ситуативно-деловой  форме.

Аршатская, О. С. Организация пространственно–предметной среды для индивидуальных коррекционных занятий с дошкольниками с расстройством аутистического спектра / О. С. Аршатская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – С. 21-31.

Статья посвящена организации пространственно-предметной среды для коррекционных занятий с дошкольниками с РАС в рамках эмоционально–смыслового подхода, нацеленного на установление контакта с аутичным ребенком, развитие его способности к совместно-разделенному переживанию, стимуляцию интереса к житейским событиям. Подробно рассматриваются игрушки и материалы, позволяющие ребенку с аутизмом получить значимые для него впечатления, а специалисту – возможность присоединиться к его активности и организовать совместную осмысленную игру.

Стебляк, Е. А. Представление умственно отсталых старшеклассников о проблемах семейной жизни : Сообщение 1 / Е. А. Стебляк. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – 32-40.

В статье рассматривается структура и содержание представлений умственно отсталых старшеклассников о проблемах создания семьи и семейной жизни. Выявляются идеи ядерной и периферийной зон коллективного представления, ключевые характеристики соответствующих сторон жизни. Предлагается использовать данные при разработке содержания дискурса по психологии семьи, направленного на формирование представлений о добавочном поведении, брачных и родственных отношениях.

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кудрина, Т. П. Феноменология коммуникативного поведения слепых детей первых лет жизни / Т. П. Кудрина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 41-50.

В статье представлены результаты наблюдений за поведением слепых детей первых лет жизни в ситуации общения с матерью. Описаны особенности коммуникативных действий детей, динамика развития содержания и средств общения. Выделены группы детей, в поведении которых проявляются феноменологические комплексы, отражающие различное содержание, объем и качество трудностей общения.

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ

Кузнецова, В. Е. Характеристика и прогностическое значение профилей готовности к школьному обучению у детей с нарушением слуха / В. Е. Кузнецова ; Е. Л. Индебаум. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – С. 51-61.

В статье раскрываются результаты оценки готовности к школьному обучению детей с различными нарушениями слуховой функции к завершению дошкольного образования в специализированном детском саду. Предлагается построение индивидуальных профилей готовности, позволяющих уточнять содержание программы коррекционной работы. На основе данных катамнестического исследования установлено значение профилей для прогноза успешности школьного обучения. Выявлено, что в условиях инклюзии успешно обучались только имплантированные школьники, имевшие к окончанию ДОО полноценную устную речь и коммуникацию. Подчеркивается необходимость совершенствования ранней помощи имплантированным детям путем использования метода «ЗП–реабилитации».

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫМ

Ртищева, М. С. Особенности эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС / М. С. Ртищева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – С. 63-70.

В статье рассматриваются особенности эмоционального реагирования матерей, госпитализированных совместно с детьми первого года жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС. В зависимости от выраженности тревоги и депрессии выделены 4 группы матерей, дана психологическая характеристика их состояния и поведения, а также описаны особенности взаимодействия с медицинским персоналом.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логинова, К. С. Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников с церебральным параличом / К. С. Логинова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 5. – С. 71-80.

В статье представлена технология формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Описаны апробированные специальные условия для успешного формирования пространственно-временных представлений у детей данной группы.



 Все записи