Тифлопедагогам
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ - «ИГРОТЕРАПИЯ»
Центральное место при организации этой работы должны занимать разнообразные творческие, развлекательно-игровые, познавательные программы, специально разработанные для детей с ограниченными возможностями с учетом степени и вида их инвалидности. Такие программы целесообразно разделить на две основные группы:
- Программы, ориентированные на разовое участие в них, но осуществляемые в виде игровых соревнований и конкурсов с большим количеством участников. Спецификой этих программ является включение многочисленных игровых элементов, забав, шуток, игровых аттракционов, развивающий эффект которых носит одноразовый характер.
Игровая программа остается ярким впечатлением, и часто воспроизводится участвовавшим в ней ребенком или взрослым по собственной инициативе в доступных ему условиях: в семье, с близкими друзьями и т.д. Проводимые высококвалифицированными, талантливыми ведущими, такие программы становятся запоминающимися событиями.
- Программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный коррекционно-развивающий цикл.
Развивающий эффект достигается здесь через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционально радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая направленность подобных циклов программ может быть весьма разнообразна. Только в сфере физического развития могут быть предложены десятки программ, включающих игры с мячами, скакалками и веревочками; игры, предусматривающие развитие мелкой моторики рук: с камешками, шариками, волчками и т. п.; игры с преследованием, игры-эстафеты и многое другое.
Следует учитывать, что современные классификации игровых программ, в том числе и специально ориентированных на разные группы детей-инвалидов, охватывают десятки типов игр. Однако составление подобной игровой программы не становится от этого делом легким, поскольку всегда следует учитывать особенности места и времени, возраст и уровень подготовки воспитанников, и конечно, возможности и способности самого организатора игр и игровых программ.
Для успешной работы большое значение имеет наличие достаточного пространства для подвижных и малоподвижных игр, а также обеспечение необходимым для игр такого рода оборудованием и инвентарем.
К сожалению, в помещении бывает трудно провести многие подвижные игры, особенно если они требуют большой площадки. Тем не менее, наличие игрового инвентаря для подвижных игр позволит организовать подвижные игры в вестибюле, а при хорошей погоде - на улице.
При проведении игр необходимо учитывать некоторые возрастные особенности детского организма, а также ограниченные возможности детей-инвалидов. Игровые программы очень разнообразны. Это и проводимые в игровой форме дни рождения и другие семейные праздники, это календарные праздники, памятные события в деятельности школ и детских коллективов, да и просто каникулы в выходные дни. Праздником может стать любое запоминающееся событие детской жизни.