Тифлопедагогам

15 апреля 2017
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В БИБЛИОТЕКЕ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

В качестве важнейшего направления включения инвалидов в социум и культуру является культурно - досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности в ходе общения, коммуникации и межиндивидуального взаимодействия.

Но возможности культурно-досуговой деятельности в библиотеке реализуются не в полной мере в силу специфичных барьеров, которые мешают инвалидам принимать участие в обычных развлекательных и познавательных мероприятиях. Например: отсутствие пандусов и поручней при входе в здание, расширенных входных групп, специальных санузлов.

Вследствие этого, при построении культурно - досуговой работы с инвалидами работникам библиотек необходимо учитывать следующие факторы: интересы, запросы и возможности каждой из групп инвалидов; иметь представление о технологиях работы с инвалидами.

Надо помнить, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению инвалидов, что носит для инвалидов общий реабилитационный характер.

Активное вовлечение инвалидов в реабилитацию средствами культуры и искусства положительно влияет на общее физическое и психическое состояние этих людей, особенно на их познавательную и эмоциональную сферу.

При создании программ развития библиотеки, составлении годового плана работы целесообразно предусматривать проведение мероприятий по реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, внедрение эффективных форм работы для выявления и развития творческих способностей, организации межличностного общения данной категории населения.

В силу сложности подготовки мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, особенно для детей-инвалидов, в их организации должны участвовать все заинтересованные структуры. Это – работники библиотеки, специалисты социальной службы населенных пунктов, представители общественных организаций инвалидов, родители детей-инвалидов, а также специалисты - реабилитологи.

Организация мероприятий в библиотеке должна проходить так, чтобы инвалидам с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения.

Для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не чувствовали себя выпавшими из мира «нормальных» людей, не испытывали недостатка в общении, мероприятия должны проводиться не только для конкретной аудитории, но и быть интегрированными, когда создаются равные возможности для людей с нарушениями и без них. Совместная деятельность здоровых и «особых» людей стимулирует рост последних. Радость, полученная от праздника, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой, что немаловажно в их повседневной жизни. Таким образом, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов особенных людей. Общаясь совместно со здоровыми людьми, инвалиды получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются.

Мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья могут принимать форму спортивных и туристских мероприятий (различные спартакиады, фестивали, соревнования), творческих фестивалей и конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования дней рождения и иных торжеств. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции и другие культурно-досуговые мероприятия дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственными участниками.

Мероприятие для людей с ограниченными возможностями здоровья может состоять из мастер-классов, арттерапевтических творческих мастерских (керамики, деревообработки, изобразительного искусства, пения и др.), танцев.

Обязательным условием проведения праздников для людей с ограниченными возможностями здоровья является создание теплой, творческой атмосферы.

Необходимо помнить и о специальном оборудовании при организации подобных мероприятий: специализированный  транспорт до места проведения праздника и обратно, обеспечение пандусами и подъемниками для беспрепятственного передвижения участников по территории, наличие  специализированных туалетов.

 Работа с посетителями

с нарушениями опорно-двигательного

аппарата:

Это наименее сложная в обслуживании категория инвалидов. Ей может понадобиться помощь при перемещении по зданию.

К особым рекомендациям относятся следующие:

заранее позаботиться, чтобы пандус при входе был чистый и нескользкий, не загорожен посторонними предметами;

- проходы в коридоре не сужены стульями и др.

 Посетители с особенностями

эмоционального реагирования

Главное, что необходимо помнить, работая с данной группой людей, что у них тоже есть потребность в получении информации или муниципальной услуги.

Необходимо разговаривать с ними спокойным тоном голоса, не допуская резкости. Не следует вступать с ними в дискуссии по отвлеченным вопросам.

В некоторые моменты эти люди могут испытывать эмоциональные срывы, быть возбудимыми и неуравновешенными. Необходимо учитывать эти состояния и стараться успокоить их, вести себя дружелюбно.

Посетители с проблемами речи

В общении с этими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. По ходу общения нужно поддерживать визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить закончить предложение за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.

 Посетители с гиперкинезами

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга.

Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. По ходу приема не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство.

 Общение с посетителями с проблемами слуха

Необходимо учесть, что есть люди слабослышащие и есть глухие. Если посетитель слабослышащий нужно говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко. Если посетитель глухой, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика).

 Посетители с проблемами зрения

Это одна из самых тяжелых форм инвалидности. Известно, что главной их проблемой являются очень ограниченные возможности восприятия информации от окружающего мира (всего 10%), Различают три формы слепоты:

- тотальная слепота;

- остаточное зрение;

- слабовидение.

Слепые имеют большие трудности с передвижением в пространстве, могут передвигаться самостоятельно с помощью трости или с сопровождающим.

Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

  • предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой;
  • опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т. п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений;
  • если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят;
  • всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону;
  • всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих;
  • избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами. Старайтесь быть точными.

Важно иметь в виду, что в настоящее время все больше выявляется инвалидов с двойной патологией. Например, проблемы слуха и опорно-двигательного аппарата; инвалид по зрению на коляске; инвалид по слуху и зрению. В подобных случаях необходимо руководствоваться соответствующими пунктами инструкции.

 



 Все записи