Тифлопедагогам

28 июня 2017
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ. ИНВАЛИД И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать современной действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют нового переосмысления.

В «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности – «терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Большом энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». В обиходе слово толерантность часто заменяют словом терпимость.

Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению» Таким образом, понимание толерантности и терпимость неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.

Если рассматривать понятие с позиции культуры, общества, то толерантность – это качество культуры (нравственное, правовое, политическое) общества, любого социального слоя, каждого гражданина, не взирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет различные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных, нравственных, социально-политических мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Заинтересованное отношение к другим людям, желание понять их и прочувствовать способствует расширению собственного толерантного опыта уже потому, что мироощущение других отлично от нашего.

В быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализация агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение – показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствие боязни и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия.

Гражданская концепция толерантности включает поиск компромиссных решений для самосохранения самого человека и общества в целом. Толерантность рассматривается как действие или общественная норма, которая осуществляется через закон и традицию, предлагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым, это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам.

Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности.

Развитие толерантности начинается с общения, в нем она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами.

Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), почти 20% детей имеют отклонения от психической нормы. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, отсутствие возможностей для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. В России, как и во всем мире, также наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу.

Инвалиды - лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленных заболеваниями или дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают необходимость социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

 Инвалид I группы нетрудоспособен, II группы – временно нетрудоспособен или трудоспособен в ограниченных сферах производства, III группы – трудоспособен в щадящих условиях труда.

Мировой практикой выработаны единые стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года.

Этими правилами установлено, что «государствам следует обеспечивать, чтобы инвалиды имели возможность использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал».

В России государственная политика в отношении инвалидов, как одной из наименее социально защищенных категорий населения, является важной составляющей социокультурной политики страны. Все виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которые направлены на поддержание жизнедеятельности, на потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением.

Но, несмотря на все усилия государства, в современном обществе инвалиды были и остаются одной из наиболее нуждающихся в поддержке социальных групп. До сих пор во многих городах и населенных пунктах не создана «доступная среда» для передвижения инвалидов. Поэтому многие из инвалидов остаются за пределами интересов социальных институтов, в том числе и учреждений культуры. Инвалиды испытывают высокую степень социального, культурного и духовного отчуждения, не имеют возможности полноценно общаться, работать, учиться, единственной отдушиной для них является творчество. Оказать помощь инвалидам в решении проблем досуга, стать для них местом отдыха, межличностного общения, раскрытия и развития творческих возможностей могут и должны учреждения культуры, в частности библиотеки.

 



 Все записи