Права и гарантии

15 июля 2019
Памятка потребителю

Каждый день, мы совершаем покупки в магазинах, пользуемся различными услугами, заключаем договоры на выполнение работ. При этом необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.

Кто является потребителем?

Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, потребителем не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд.

Основным документом, регулирующим потребительские отношения (то есть права и обязанности, ответственность между потребителем, продавцом, исполнителем услуг и т.д.) является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон)

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ:

  1. Право на безопасность товара (работы, услуги).

Данное право регулируется ст. 7 Закона. Оно означает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

  1. Право на качество товара (работы, услуги).

Данное право регулируется ст. 4 Закона и означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

  1. Право на информацию о товарах (работах, услугах).

Данное право регулируется ст. 10 Закона и означает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента); пищевой ценности; назначении; об условиях применения и хранения продуктов питания;
  • о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • информация об энергетической эффективности товаров;
  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
  1. Право на возмещение ущерба.

Данное право регулируется ст. 13 закона и означает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т. д.) несёт ответственность, предусмотренную законом или договором, в виде возмещения убытков, неустойки (пени), а также штрафа.

  1. Право на компенсацию морального вреда.

Ст. 15 Закона дает право на компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя со стороны продавцов (исполнителей) сверх суммы имущественного вреда и убытков. Размер компенсации определяется судом.

  1. Право на обмен товара надлежащего качества.

Согласно ст. 25 Закона, «потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Исключение составляют товары, входящие в перечень непродовольственных  товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ПП РФ от 19.01.1998 №55)

  1. Права при обнаружении недостатков товара.

Согласно ст. 18 Закона Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

  1. Право на судебную защиту.

В соответствии со ст. 17 Закона защита прав потребителей осуществляется судом.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Источник:

http://cge.onego.ru/memo-to-the-consumer.php

Права потребителей. Что почитать?

(список литературы)

  1. Айман, Т.О. Защита прав потребителей / Т.О. Айман. – М. : РИОР, 2014. – 303 c.
  2. Гафарова, Г. Р. Защита прав потребителей / Г.Р. Гафарова. – М. : Юстицинформ, 2014. – 408 c.
  3. Гафарова, Г. Р. Защита прав потребителей / Г.Р. Гафарова. – М. : Юстицинформ, 2016. – 376 c.
  4. Гуляева, И. Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах. Типовые ситуации и примеры / И.Н. Гуляева. – М. : Омега-Л, 2016. – 224 c.
  5. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". – М. : Велби, 2015. – 891 c.
  6. Защита прав потребителей с образцами заявлений по состоянию на 2016 г. – М. : Издательство "Эксмо" ООО, 2017. – 220 c.
  7. Защита прав потребителей с образцами заявлений с изм. на 2016 г. – М .: Издательство "Эксмо" ООО, 2016. – 968 c.
  8. Защита прав потребителей с образцами заявлений с самыми посл. изм. и доп. на 2016 г. – М. : Гостехиздат, 2016. – 241 c.
  9. Защита прав потребителей с образцами заявлений. – М. : Эксмо, 2015. – 426 c.
  10. Защита прав потребителей с образцами заявлений. – М. : Эксмо, 2016. – 774 c.
  11. Защита прав потребителей с образцами заявлений. – М.: Эксмо, 2014. – 956 c.
  12. Защита прав потребителей с образцами заявлений. Текст с изменениями и дополнениями на 2012 год / Коллектив авторов. – Москва: ИЛ, 2017. – 601 c.
  13. Защита прав потребителей с образцами заявлений. Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год. – М. : Эксмо, 2017. – 158 c.
  14. Защита прав потребителей с образцами заявлений. Текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – М. : Эксмо, 2015. – 943 c.
  15. Защита прав потребителей с образцами заявлений. Текст с изменениями и дополнениями на 2016 год. – М. : Эксмо, 2016. – 457 c.
  16. Защита прав потребителей с образцами заявлений. Текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 2015 год. – М. : Эксмо, 2015. – 392 c.
  17. Защита прав потребителей с образцами заявлений. Текст с самыми последними изменениями и дополнениями на 2016 год. – М. : Эксмо, 2016. – 258 c.
  18. Ильичева, М. Ю. Защита прав потребителей / М.Ю. Ильичева. – М. : Феникс, 2014. – 160 c.
  19. Павленко, В. В. Защита прав потребителей в сфере торговли и услуг / В.В. Павленко. – М. : КноРус медиа, 2016. – 861 c.


 Все записи