Права и гарантии

7 апреля 2022
Азбука ЖКХ: изменения в законодательстве

 

В 2022 году в сфере ЖКХ и управления МКД произойдут важные изменения, которые повлияют на работу управленцев. В частности, меняется порядок предоставления субсидий, правила пользования жилыми помещениями, тарифы ЖКУ.

Новый порядок предоставления субсидий ЖКХ

С 1 января 2022 года вступили в силу новые правила получения субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Соответствующие изменения правительство РФ внесло в Жилищный кодекс страны в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2018 № 442-ФЗ. На субсидии не могут претендовать собственники жилых помещений с подтвержденной в судебном порядке задолженностью по оплате услуг ЖКХ. В счет долгов учитываются неуплаты, образовавшиеся за период не более чем в три последних года.

Нововведения также коснулись компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Период задолженности для таких случаев также составляет три года.

Информацию о непогашенной гражданами задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг управляющие организации и товарищества должны будут размещать в ГИС ЖКХ. Отсюда региональные органы исполнительной власти или уполномоченное ими учреждения будут брать соответствующие сведения о долгах, на основании чего будут принимать решение о назначении компенсации.

Умные счетчики электроэнергии с 2022 года

С 1 января 2022 года обязательны интеллектуальные приборы учета электрической энергии. По всем приборам учета электроэнергии, допускаемым в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующие поставщики и сетевые организации должны обеспечить безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии минимального набора функций интеллектуальных систем учета электроэнергии (ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике»). После 1 января 2022 года счетчик должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета не позднее 2 месяцев с даты его допуска (ввода) в эксплуатацию (п. 30 Правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890).

Новые правила пользования жилыми помещениями В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, граждане могут пользоваться жилыми помещениями, если соблюдают соответствующие правила. За нарушение этих правил предусмотрена административная ответственность по статье 7.21 КоАП РФ.

Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, утратят силу с 1 марта 2022 года. Вместо них начнут действовать новые правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1498 и Приказом Минстроя России от 14.05. 202 № 292/пр. Глобальных новшеств для собственников жилья правила не содержат, все нововведения касаются нанимателей и наймодателей. По новым правилам наймодатель муниципального жилья может запретить заселяться в жилое помещение лицам, совместно проживающим с нанимателем, если площадь такого помещения оказалась недостаточной для такого числа проживающих. Норму площади на каждого проживающего рассчитывают местные власти в соответствии с законодательством. Таким образом, будет невозможно проживать в муниципальной однокомнатной квартире или в комнате общежития семье из 10 человек. Также новые правила запрещают нанимателю передавать помещения фонда социального использования в наем третьим лицам, в так называемый поднаем. А также гражданам запретят обмениваться муниципальным жильем.

В новых правилах четко прописали обязанности пользователей жилых помещений, проживающих в них по договору социального найма. Они будут обязаны: обеспечить сохранность жилого помещения; соблюдать санитарные и другие нормы проживания; незамедлительно сообщать наймодателю о возникших поломках коммуникаций и авариях на сантехнике; не выполнять перепланировку и переустройство, если нет на руках соответствующих разрешительных документов; пускать в помещение коммунальных работников для выполнения ремонта коммуникаций;  предоставлять доступ представителям надзорных органов для совершения осмотра помещения.

Индексация тарифов ЖКХ в 2022 году

С 1 июля 2022 года будут проиндексированы тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Правительство РФ утвердило индексы изменения тарифов ЖКХ на 2022 год распоряжением от 30.10.2021 № 3073-р.

Средние индексы изменения платы на 1 и 2 полугодие 2022 года смотрите в документе: Индексы изменения тарифов ЖКХ с 01.07.2022

Индексация сохранится на уровне, который предусмотрен прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, что составляет не более 4% в год. Такой показатель соответствует целевой инфляции. В некоторых муниципалитетах тарифы вырастут больше, чем на 4%, из-за реализации мероприятий, направленных на комплексное развитие инфраструктуры ЖКХ. К большему подорожанию могут привести и инвестиционные программы регулируемых организаций, а также установленные нормативы потребления КУ, переход муниципалитета на «альтернативную» котельную. Как проиндексировать размер платы за содержание жилого помещения без отдельного решения ОСС Тарифы на электроэнергию в 2022 году повысят традиционно в июле. Максимальный рост составит 5% или выше, если предельный индекс подорожания коммунальных услуг в регионе будет больше этого показателя.

Увеличение взносов на капитальный ремонт в 2022 году

C 1 января 2022 года в России меняется размер платы за капремонт в МКД. В среднем увеличение платежей может составить до 25%. Соответствующее постановление от 30.09.2021 № 1667 подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Такое решение принято в связи с резким подорожанием строительных материалов и ростом цен на оборудование. Увеличение произойдет только при определенных условиях: плата не будет превышать стоимость услуг по капремонту, утвержденных в конкретном регионе, а также не превысит объем средств, которым распоряжается ежегодно региональный оператор капремонта. Соглашение об увеличении цены договора с подрядными организациями будет подписано только после того, как подрядчик представит заключение эксперта о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства. Заключение эксперта должно стать подтверждением увеличение цены договора. Летом 2021 года с инициативой разрешить увеличивать стоимость услуг по капитальному ремонту уже выступал Минстрой. Причина была та же: резкое повышение цен на стройматериалы и металлические конструкции.

Перестройка сферы ЖКХ: новая концепция 2022

Вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил о необходимости полной перестройки коммунальной отрасли. Без этого будет невозможно достичь запланированных показателей по нацпроекту «Жилье и городская среда», а также не получится повысить в 1,5 раза качество городской среды. Правительство намерено утвердить стратегию перестройки сферы ЖКХ не позднее 1 квартала 2022 года. В этом направлении, по мнению Хуснуллина, необходимо решить несколько задач: Разработать новые подходы к расселению граждан из аварийного жилья. С каждым годом общая площадь аварийного жилья в России увеличивается, растет также площадь ветхого жилья. В связи с этим правительству необходимо будет определить, какие дома нуждаются в капитальном ремонте, какие - в реконструкции, а какие - пойдут под снос. Принять решение, как подключать новостройки к изношенным коммунальным сетям. По данным Счетной палаты, коммуникации в России изношены в среднем на 60%. Особенно это касается водопроводов и теплосетей. На программу модернизации «60 плюс» необходимо направить, по предварительным оценкам, более 1 трлн рублей, государство же выделяет всего 5-10 млрд рублей. Власти должны решить, как быть с ветхими коммуникациями. Решить проблему неполной собираемости платежей за ЖКУ. Во многих регионах сбор средств с потребителей коммунальных услуг не достигает 100%. Из-за этого инвесторы не могут закрыть инвестиционные программы, а также поддерживать в хорошем состоянии инфраструктуру. Средства на ремонт коммуникаций ресурсоснабжающие организации закладывают в тариф, но в полном объеме и своевременно не получают. В связи с этим страдает и финансовое состояние самих организаций.

Жилищно-коммунальное хозяйство — сложная система, основанная на имущественных отношениях. В неё входят и управляющие организации, и товарищества собственников жилья, и поставщики электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды. В идеале главная цель всех звеньев этой системы — сделать так, чтобы в каждой квартире всегда было тепло, светло, во дворе — чисто и уютно и, главное, чтобы собственникам жилья не приходилось платить за это слишком дорого.

Один из самых острых вопросов — сколько платить за жилищные услуги. В домах, которые обслуживает управляющая компания, стоимость жилищных услуг определяют собственники на общем собрании. Правда, есть существенное условие: собственники могут проголосовать за размер платы с учётом предложений управляющей организации, с которой они собираются заключать договор. Если предложения управляющей организации не устраивают собственников помещений, то им следует рассмотреть расценки других управляющих компаний, готовых работать с данным домом.

В домах, где работает ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, размер платежей определяют органы управления товарищества или кооператива — в соответствии со своим уставом. Размер платы устанавливается на срок не менеё чем 1 год.

Кто и с какого момента обязан платить за жилищные услуги?

  1. Наниматели помещения или квартиры по договору социального найма — с момента заключения договора.
  2. Арендаторы помещения или квартиры (государственной или муниципальной) — с момента заключения договора аренды.
  3. Члены жилищного кооператива — с момента предоставления помещения кооперативом.
  4. Собственники жилого помещения — с момента возникновения права собственности.
  5. Лица, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту, — с момента передачи.

Если от собственника квартиры требуют погасить долги её предыдущего владельца, это абсолютно незаконно! Отдельная ситуация складывается по оплате взносов на капитальный ремонт. Новый собственник обязан оплатить долг предыдущего собственника.

Размер платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходяиз двух составляющих:

а) тариф на коммунальный ресурс;

б) объём потребления коммунального ресурса.

Тариф — цена за единицу коммунального ресурса.

Объём потребления — сколько электричества (или воды) вам нужно на месяц.

При умножении тарифа на объём потребления получается размер платы за потреблённый ресурс.

Коммунальные тарифы

Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти, и болеё никто.

Ни коммунальные службы, ни ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации — не имеют права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

Естественно, в повышении тарифов заинтересованы ресурсоснабжающие организации. Однако, если государство установит слишком низкие тарифы, ресурсники просто разорятся и будут вынуждены уйти с рынка. Чтобы не допустить коммунального коллапса, государственные органы запрашивают у ресурсников, какими они хотели бы видеть тарифы и какие аргументы в защиту этого они могут предоставить.
Это называется обоснованием величины тарифов.

Ресурсоснабжающая организация указывает:

  • какова стоимость затрат энергии на то, чтобы произвести коммунальный ресурс (например, газ, тепловая энергия и т. д.);
  • сколько стоит содержание сетей (труб, проводов), по которым ресурс поставляют жителям;
  • какой должна быть выручка, чтобы ресурсоснабжающая компания могла поддерживать в рабочем состоянии и развивать свою инфраструктуру.

Кроме того, учитывается, сколько жителей конкретного региона получают ресурс, насколько разветвлена «сеть покрытия» и т. д. Это очень схематичное объяснение того, как формируется величина тарифа, — в реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с самыми разными данными, формулами, расчётными величинами.

В каждом регионе тарифы свои, увидеть их жители могут в квитанциях на оплату ЖКУ — в отдельном столбике.

Чем меньше людей использует ресурс, тем дороже он для них получается. Грубо говоря, горожане покупают коммунальные ресурсы крупным оптом, а сельские жители — в розницу.

Как ввести счётчик в эксплуатацию?

Сегодня становится всё яснее: чтобы платить ровно за то, что вы потребили, нужно устанавливать в своих квартирах счётчики. Впрочем, купить и поставить прибор учёта мало. Необходимо ввести его в эксплуатацию.

И установка счётчика, и ввод в эксплуатацию обеспечиваются собственником квартиры.

Ввод прибора учёта в эксплуатацию — это его документальное оформление как счётчика, по показаниям которого будет начисляться плата за услуги собственнику квартиры. В обычной жизни мы называем этот процесс опломбировкой, но это не совсем верно, поскольку опломбировка — это одно из действий по вводу счётчика в эксплуатацию. Помимо него в данную процедуру входит первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта.

Пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах

Затягивать с вводом в эксплуатацию счётчика нельзя. Его необходимо опломбировать не позднее месяца, следующего за датой установки.

При этом исполнитель должен будет со следующего дня после опломбировки начислять вам плату в соответствии с показаниями нового счётчика.

Что делать, если прибор учёта сломался?

Счетчик (прибор учёта) потребления коммннульного ресурса считается сломанным в пяти случаях:

  1. Счетчик не показывает данные.
  2. У прибора учёта нарушены пломбы или знаки поверки.
  3. У прибора учёта механические повреждения.
  4. Погрешность показаний счётчика превышают допустимые пределы.
  5. У прибора учёта истек срок работы до очередной поверки.

Первое, что при этом нужно сделать жильцу, — отправить заявку исполнителю, сообщить текущие показания счётчика и быть готовым в течение 30 дней пустить в свою квартиру специалистов. Возможно, потребуется снять прибор учёта. Для этого вы должны не позднее чем за 2 дня до демонтажа сообщить об этом исполнителю, чтобы его сотрудники могли прийти к вам подготовленными. И демонтаж неисправного прибора, и монтаж отремонтированного нужно проводить только в присутствии представителей исполнителя (за исключением тех случаев, когда вы их известили об этом заранее, а они сами не явились к установленному времени).

После того как отремонтированный счётчик поставят на место, ввод в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном для нового счётчика.

Как перерасчитывают плату за коммунальные услуги, если жители квартиры временно отсутствуют?

Необходимость просить у исполнителя подобный перерасчёт возникает только в том случае, если в квартире не установлены приборы учёта и жители платят по нормативам. Если же счётчики стоят, они автоматически покажут, что ни воды, ни газа, ни электричества израсходовано не было — соответственно, и платить лишнего жильцам не придется.

Если потребители отсутствовали более пяти дней подряд, они имеют право потребовать перерасчёта платы за коммунальные услуги (исключение составляют отопление и газоснабжение).

Перерасчёт услуги «водоотведение» логичным образом производят только после того, как пересчитают плату за холодную и горячую воду.

А вот плата за ОДН, отопление и жилищные услуги не пересчитывается, даже если жители отсутствовали больше месяца или двух.

Если жильцы заранее пишут заявление исполнителю коммунальных услуг о том, что их не будет с такого-то по такое-то число, перерасчёт им должны сделать в течение 5 рабочих дней после подачи заявления. Но одного заявления мало: к нему нужно приложить документы, которые подтвердят, что жители действительно всё указанное время будут находиться в другом месте. Если таких документов нет, перерасчёт производить не будут.

Жители могут подать заявление на перерасчёт и после своего возвращения, но в течение первых тридцати дней, не позднее.

Как правильно составить заявление на перерасчёт?

В заявлении нужно обязательно указать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего жителя, день начала и окончания срока отъезда.

К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают, что вы действительно будете находиться в другом месте.

Если вы подаёте заявление заранее, можете написать, что документы пока предоставить не можете, но обязуетесь принести их в течение 30 дней после возвращения. Если же вы их не предоставите, к вам могут применить штрафные санкции как к неплательщику (поскольку перерасчёт квартплаты в сторону понижения вам к тому времени уже будет сделан).

Вы можете принести любой документ, который, по вашему мнению, безоговорочно подтвердит, что вы находились в другом месте.

Возможен и такой вариант: уезжая надолго, жители квартиры просят исполнителей коммунальных услуг отключить у них электричество и воду и опломбировать запорную арматуру. Если после их возвращения сотрудники компании-исполнителя удостоверяют, что пломбы целые, то никаких документов, подтверждающих отсутствие жильцов, уже не требуется.

Перерасчёт производят пропорционально тому, сколько календарных дней отсутствовали жильцы, при этом день отъезда и день приезда не учитываются. К примеру, если человек уехал в командировку 2 декабря и вернулся 10 декабря, с него не возьмут плату за 7 дней отсутствия — с 3 декабря по 9 декабря.

Приостановка или ограничение предоставления коммунальных услуг

Чем отличается приостановка от ограничения предоставления коммунальной услуги?

Ограничении коммунальной услуги означает, что жители продолжают эту услугу получать — но в меньшем объеме. Например, электричество может включаться в домах только в течение нескольких часов в сутки, а вода течь, что называется, «тонкой струйкой»).

Приостановка коммунальной услуги значит, что коммунальный ресурс перестает поступать полностью.

Если ситуация «штатная», исполнитель должен заранее предупреждать жителей о том, что в ближайшее время будет ограничена или прекращена подача, к примеру, горячей воды. Но в законе оговорены ситуации, в которых ресурс можно временно отключать (или снижать его подачу) без предупреждения:

  1. Авария (или угроза аварии) на сетях, по которым передается вода, тепло, электричество и т. д.
  2. Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации (и возникшая необходимость устранить их последствия).
  3. Несанкционированное подключение к сетям. При этом остановить подачу ресурса коммунальщики имеют право ровно с того момента, как обнаружат такое нарушение.
  4. Использование жильцами бытовых машин, чья мощность превышает максимально допустимую для внутридомовых сетей.
  5. Предписание об ограничении или приостановлении услуги. Это предписание коммунальщикам выдает государственный орган, который контролирует состояние внутридомовых инженерных систем. Если он обнаружит, что сети в аварийном состоянии, коммунальные службы будут обязаны их отключить.

Какой может быть «штатная» ситуация, о которой исполнителю коммунальной услуги известно заранее?

  1. ожидается плановое отключение (и тогда предупреждать о нём жителей дома нужно минимум за 10 дней),
  2. жильцы квартиры не платят (или платят не в полном объеме) за ЖКУ. В этом случае предупреждать об отключении или ограничении услуг нужно за 30 дней до предполагаемого момента.

При наличии долга по двум и более другим ресурсам, вам могут отключить электричество!

Если в течение 30 дней после предупреждения должник так и не платит за коммунальные услуги, исполнитель имеет право приостановить подачу ресурса. При этом он обязан опломбировать его механическое, электрическое, санитарно-техническое и любое другое оборудование, которым должник пользуется, что называется, «в связи» с этими услугами.

Вновь подключить электричество, воду и т. д. коммунальщики обязаны в течение 2 дней после того, как недобросовестный потребитель полностью оплатит все свои долги или заключит с исполнителем соглашение о порядке погашения задолженности.

Впрочем, коммунальные службы имеют право включить неплательщику свет (воду, газ) и раньше, но это уже будет их «жест доброй воли».

Но если услугу отключили из-за того, что в квартире работал слишком мощный бытовой прибор или житель несанкционированно подключился к сетям, восстановить доступ проштрафившегося жильца к коммунальной услуге разрешается лишь после того, как он устранит нарушения.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Далеко не все жители домов могут полностью оплачивать коммунальные услуги. Для тех, кто не может осилить платежи самостоятельно, существуют субсидии.

Следует отметить, что, кроме субсидий, в нашей стране существует другая форма компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, ветераны войн и боевых действий, инвалиды и некоторые другие группы граждан имеют право на получение единой денежной компенсации на оплату расходов за жилищно-коммунальные услуги в размере 50 % от их величины.

Рассмотрим именно субсидию, предоставляемую любому гражданиру, который тратит значительную часть своих доходов на платежи за ЖКУ.

Какие условия должны выполняться для того, чтобы возникло право на получение субсидии?

  1. Размер платы за жилищно-коммунальные услуги, исчисленный расчётным способом и указанный в нормативно-правовом акте субъекта РФ, превышает максимально допустимую долю в совокупном семейном доходе или в личном доходе отдельно проживающего гражданина. Максимально допустимая доля определяется также субъектом РФ.
  2. Размер жилой площади, приходящейся на гражданина, составляет не более определенного регионального стандарта. В случае если размер приходящейся на гражданина жилой площади больше регионального стандарта, субсидия может быть предоставлена на площадь регионального стандарта.
  3. У гражданина (или семьи) нет задолженности по оплате ЖКУ или же заключено соглашение о порядке погашения этой задолженности.

Все эти условия должны соблюдаться одновременно!

Кто имеет право на субсидию?

  1. Пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
  2. Наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде.
  3. Члены жилищного или жилищно-строительного кооператива.
  4. Собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Случается, что граждане надолго отсутствуют в своих квартирах. Это может быть и служба в армии, и (такова жизнь!) нахождение в местах лишения свободы. Более того, они могут быть признаны без вести пропавшими или же находиться на принудительном лечении по решению суда. Во всех этих случаях право на субсидию у членов их семей (которые живут в их квартире) сохраняется.

Какие документы нужно представить для получения субсидии?

  1. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, договор социального найма — словом, любой документ, который подтверждает, что вы имеете право жить в этой квартире.
  2. Квитанции об оплате ЖКУ за последний месяц, из которых ясно: у вас нет задолженности по платежам.
  3. Копии документов, которые подтверждают ваше право (или право членов вашей семьи) на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате ЖКУ. Если копия не заверена у нотариуса, вам потребуется предъявить и оригинал.
  4. Если вы — гражданин иностранного государства, с которым у России заключен международный договор, предоставьте документы, подтверждающие ваше гражданство (нотариально заверенные копии или копию плюс оригинал).
  5. Копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи — если имеются разногласия между заявителем и проживающими вместе с ним лицами о том, принадлежат ли они к одной семье.
    В этом случае уполномоченный орган учитывает их в качестве членов семьи заявителя.

Если гражданин, имеющий право на субсидию, выбыл с постоянного места жительства, а за субсидией обращаются члены его семьи, им потребуется дополнительно представить документы, которые объяснят причину, по которой гражданин уехал из квартиры. Кроме того, документы должны подтвердить: до своего отъезда (или переезда) человек постоянно жил в этой квартире с этими членами семьи.

Субсидию предоставляют на 6 месяцев (после этого свое право на её получение снова надо подтверждать). На одно жилое помещение может предоставляться только одна субсидия. Информацию о том, будет вам предоставлена субсидия или нет, уполномоченный орган должен дать в течение 10 рабочих дней после получения всех документов.

Как определить совокупный доход семьи?

Для этого нужно вывести среднее арифметическое из семейных доходов за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления на субсидию. Например, если вы планируете подать заявление в ноябре, вам нужны справки о доходах за май-октябрь.

Независимо от того, вместе или раздельно вы живете, ваш доход считается общим с:

а) супругом или супругой;

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Получение права на субсидию вовсе не гарантирует, что в течение полугода вам её будут предоставлять. Существует ряд условий, при которых выплату субсидий могут приостановить, либо вовсе прекратить если вы:

  1. не платите за ЖКУ 2 месяца.
  2. не сообщили о смене места проживания.
  3. не сообщили об изменении состава семьи.
  4. не сообщили об изменении своих доходов.
  5. не сообщили о смене гражданства.

В каких случаях выплату субсидий приостанавливают?

  1. Вы не платите за ЖКУ в течение двух месяцев.
  2. Вы не выполняете условия соглашения по погашению задолженности за ЖКУ.
  3. Вы вовремя не извещаете уполномоченный орган о том, что у вас поменялось место жительства, состав семьи, гражданство (ваше или членов вашей семьи), основания проживания, доходы (если изменения доходов влекут за собой утрату права на получение субсидии).
    Если причины такого «поведения» у вас вполне уважительные (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), вам продолжат начислять субсидию, причем её дадут и за тот месяц, на который выплаты приостанавливались.

В каких случаях выплату субсидии прекращают?

  1. Изменяется место постоянного жительства получателя субсидии.
  2. Изменяются основание проживания, состав семьи, гражданство, размер доходов.
  3. Выясняется, что получатель субсидии (или члены его семьи) предоставили заведомо ложную информацию о метраже квартиры или своих доходах, составе семьи.
  4. В течение месяца после приостановки выплаты субсидии гражданин не предоставляет документы, подтверждающие, что у него есть уважительные причины.
  5. Гражданин (или семья) не погашает задолженность за ЖКУ.

В любом случае, если вы уверены в своей правоте, а уполномоченный орган не предоставляет вам субсидию, вы имеете полное право подать на него в суд.

Нарушение прав потребителей в сфере ЖКХ

Нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ происходят и в процессе предоставлении жилищных услуг, и в сфере коммунальных услуг.

Распознать нарушения при предоставлении коммунальных услуг проще: в законе четко прописан их перечень, порядок начисления платы за них и требования к качеству.

В законе прописан минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должен выполняться организациями, управляющими домом. Ни управляющая компания, ни собственники не имеют права уменьшать этот список, как бы ни хотелось им сэкономить на обслуживании дома.

С жилищными услугами несколько сложнее. Нужно помнить, что перечень работ и услуг, плата за них утверждаются собственниками на общем собрании. Предлагает этот перечень управляющая компания. Если на самом собрании собственники понимают, что их не устраивают расценки или объем работ, который предлагает управляющая компания, не нужно торопиться подписывать с ней договор. Лучше потратить время на то, чтобы изучить предложения других управляющих организаций и выбрать в итоге более достойную.

Нарушение прав при предоставлении жилищных услуг возникает в случае, если собственники договорились с компанией о перечне услуг, работ, сроках и порядке их проведения, размере оплаты, а она свои обязательства не исполняет либо требует то, что не отражено в договоре.

Что делать, если есть подозрения в нарушении прав потребителя?

Если, собственник подозревает, что его права нарушены, куда ему обратиться? В первую очередь в совет многоквартирного дома.

Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или просто возникло недопонимание тех или иных моментов.

Если же в совете дома не смогли дать вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом сомневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги: ТСЖ, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.

Чтобы сократить время ожидания ответа, можно просто позвонить по телефону. Но при этом не теряйте критичности: да, в этих организациях работают люди, которые хорошо разбираются в сфере ЖКХ и могут дать вам грамотную консультацию. С другой стороны, независимым консультантом их не назовешь, поскольку компания вряд ли захочет сразу признать свою ошибку. Бывает, что сотрудники компаний по телефону начинают просто хамить. В таком случае лучше всего положить трубку и подготовить письменный запрос.

Заявление / претензию следует грамотно подготовить: указать конкретные требования и основания для их заявления. Помочь в этом могут сотрудники регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ (например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.).

Данные организации созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультирование, разъяснение действующего законодательства. Также они могут помочь в составлении заявлений, претензий в организации, предоставляющие услуги, жалоб в контролирующие органы. Положительная сторона обращений в общественные организации заключается в том, что потребитель получает квалифицированную консультацию по возникшей проблеме, реальную помощь в досудебном, а иногда и в судебном порядке урегулирования спора.

Еще одним из вариантов «поиска истины» может стать обращение в юридические фирмы. Правда, здесь уже за помощь юристов придется платить. Не забывайте: сфера ЖКХ довольно специфична, далеко не все обладатели юридических дипломов могут назвать себя специалистами в ней. Поэтому лучше всего искать юриста по рекомендациям.

В любом случае, где бы вы ни получали консультацию, просите, чтобы вам объяснили не только то, правы вы или нет, но и озвучили правовые нормы, на которые вы можете сослаться, отстаивая свои права перед коммунальщиками.

Список литературы:

  1. Азбука ЖКХ : потребителям коммунальнеых услуг. – Текст : электронный // ЖКХРУ.РФ. – URL: http://www.жкхру.рф/gkh_ucheba/azbuka_jkh.html (Дата обращения: 29.03.2022)
  2. Изменения в ЖКХ 2022. – Текст: электронный // ЖКХ: новости городского коммунального хозяйства. – URL: https://www.gkh.ru/article/103099-izmeneniya-v-jkh-2022 (Дата обращения: 29.03.2022).
  3. Ионов, М. Сменить "управляшку" станет проще / И. Ионов. - Текст : непосредственный // Липецкая газета. - 2022. - 11 февр. (№ 16-17). - С. 2.
  1. Карташова, А. Как выгоднее платить за тепло? / А. Карташова. - Текст : непосредственный // Липецкая газета. - 2022. - 26 янв. (№ 8). - С. 6-7.
  1. Карташова, А. Отопительный кешбэк : как сэкономить на отоплении и вернуть вложенные в капремонт деньги / А. Карташова. - Текст : непосредственный // Липецкая газета. - 2021. - 29 сент. (№ 117). - С. 4.
  1. Как получить льготу по ЖКХ? : [положены ли льготы ветеранам труда, достигшим 70 лет]. - Текст : непосредственный // Липецкая газета. - 2021. - 8 сент. (№ 108). - С. 10.
  1. Куликов, В. Согреют рублем : гражданам выплатят компенсации морального вреда за долгое отсутствие горячей воды / В. Куликов. - Текст : непосредственный // Российская газета. Неделя. - 2021. - 25-31 авг. (№ 193). - С. 12.
  2. Куликов, В. Тариф "отпускной" : при отсутствии дома более пяти дней вы вправе требовать скидку по счетам ЖКХ / В. Куликов. - Текст : непосредственный // Российская газета. Неделя. - 2021. - 14-20 июля (№ 157). - С. 8.
  1. Одинцова, Е. Квартиру по платежке встречают : 5 изменений в оплате ЖКХ и налогов / Е. Одинцова. - Текст : непосредственный // Комсомольская правда. Черноземье. - 2021. - 26 нояб. (№ 115). - С. 7.
  1. Право на бесплатный ремонт. - Текст : непосредственный // Домашняя энциклопедия для вас. - 2021. - № 8. - С. 6.
  1. Сивакова, И. Что поменяют бесплатно : [что из внутридомового имущества собственник квартиры может поменять бесплатно] / И. Сивакова. - Текст : непосредственный // Липец<

     Все записи