Советы родителям

7 октября 2017
Семья слепого ребенка

Рождение ребенка ─ важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Рождение ребенка, у которого проблемы со зрением, как правило, является неожиданным для семьи. Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?».

Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых.

Первые три года жизни ребенка (как зрячего, так и с дефектом зрения) ─ это период, когда формируется «фундамент» его личности. В дошкольные годы жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познавательной деятельности, которые с трудом постигаются в более поздний период. Особенно важен этот период для ребенка со зрительным дефектом. Он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребенок не может с ней справиться сам. Уже с первых месяцев жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Горе родителей, связанное с рождением ребенка со зрительным дефектом, по-разному влияет на его положение в семье, отношение к нему других членов семьи.

Многие родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Так, мама Кости М. старалась уберечь его в первые годы жизни от всевозможных ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала мальчику осматривать предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по пути ложной компенсации: Костя знакомился с предметами с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни.

Потребовалось усилие со стороны тифлопедагогов и мамы, чтобы преодолеть сложившийся стереотип к познанию окружающего мира и научить ребенка активно использовать осязание, слух и другие сохранные органы чувств во всех видах познавательной деятельности.

В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнить за ребенка все, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: «Ой, осторожно!», «Мамочка тебе подаст, сделает сама» и т. д. Через какой-то промежуток времени малыш убеждается в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже и качается из стороны в сторону. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль родители этой группы видят в «служении несчастному ребенку», а затем и подростку, и взрослому. Такая позиция значительно осложняет развитие ребенка с дефектом зрения, обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности.

Другая группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу. Они стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усугубляется изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Часто родители обвиняют себя или друг друга в рождении ребенка с тяжелыми физическими недостатками и несчастными считают себя, а не ребенка. Они лишают его своей любви и заботы, искусственно изолируют от других детей и близких. Свою задачу видят лишь в том, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь для поддержания жизни, не верят в его возможность стать развитой личностью. Неподготовленность родителей всем предыдущим опытом жизни к воспитанию слепого ребенка приводит к тому, что большинство из них воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект ─ это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в «лечении» болезни ребенка.

Наш опыт общения с родителями слепых детей показывает, что некоторые из них тратят годы на то, чтобы, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, «вернуть» ребенку несуществующее зрение. Упускается благоприятный возрастной период в развитии слепого малыша, для которого слепота ─ состояние, а не болезнь. Кроме медицинского аспекта, зрительный дефект ребенка должен рассматриваться родителями как психолого-педагогическая проблема.

Встречается и третья группа родителей, которая не признает факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они готовы поверить тому, что зрительный дефект автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей.

Несколько лет тому назад в одну из школ слепых поступила девочка из семьи музыкантов. Она значительно отставала в физическом, психическом и интеллектуальном развитии от других детей. Но при этом любила и умела слушать серьезную музыку, воспроизводить голосом части произведений Чайковского, Моцарта и др. Вся забота родителей сводилась к тому, что они вкусно кормили девочку, держали шесть лет в кровати и по нескольку часов в день проигрывали кассеты и пластинки с записями музыкальных произведений. Девочка оказалась не подготовленной к общению в коллективе сверстников, обучению, активному познанию окружающего мира. Уровень притязаний родителей этой группы не соответствует уровню возможностей их детей. В результате на определенном этапе жизни (как правило, в подростковом возрасте) у незрячих детей возникают стрессовые ситуации, нервные срывы, так как они осознают, что не только не превзошли своих сверстников, но и значительно отстают в развитии.

Источник:

Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Электронный ресурс] // diss.seluk.ru [Сайт]. – Режим доступа: http://diss.seluk.ru/m-pedagogika/30005134-1-vospitanie-slepih-detey-doshkolnogo-vozrasta-seme-bibliotechka-dlya-roditeley-moskva-1993-pechataetsya-resheniyu-kafedri-tiflopedag.php (15.10.2017).

Советы родителям [Электронный ресурс] // osbs-rzn.ru [Сайт]. – Режим доступа:  http://osbs-rzn.ru/detskaja-stranichka/sovety-roditeljam/semja-slepogo-rebenka.html (15.10.2017).

Семья слепого ребенка [Электронный ресурс] // tiflo.tosbs.ru [Сайт]. – Режим доступа: http://tiflo.tosbs.ru/tula/tula-work-with-children/1062-famblind.html (15.10.2017).



 Все записи