Советы родителям

5 февраля 2021
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2020, № 8

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» предназначен для  ознакомление широкого круга читателей с современным состоянием и путями развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В журнале публикуются научно-методические статьи, в которых авторы излагают обоснование предлагаемых ими подходов к изменению содержания и организации коррекционно-развивающей помощи и обучения детей с ОВЗ, а также публикуют актуальные методические разработки, которые могут быть использованы в практике работы образовательных организаций.

Каждая статья в номере содержит основные, принципиально важные, новые или уточненные позиции в организации обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья на этапе основного общего образования. Авторы на правах разработчиков обосновывают предлагаемую структуру и содержание адаптированных образовательных программ, уделяя особое внимание специальным учебным дисциплинам и коррекционно-развивающим курсам.

Впервые в истории развития отечественной системы специального образования коррекционно-развивающая область становится обязательной в основной школе, вводятся новые направления психолого-педагогического сопровождения, новые требования к образовательным результатам в обучении и воспитании подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Практика специального и инклюзивного образования

Алмазова, А. А. Методические аспекты включения дисциплины «Развитие речи» в адаптированную образовательную программу основной ступени обучения (вариант 2) / А. А. Алмазова ; О. Е. Грибова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 9-16.

В статье раскрываются основные методические положения, определяющие включение дисциплины «Развитие речи» в адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обучающимися на основной ступени образования. Авторами раскрываются цель, задачи, принципы и основные содержательные разделы дисциплины, которая предлагается в качестве обязательного коррекционного курса в 5–9 классах.

Вильшанская, А. Д. Проектирование коррекционно-развивающих курсов на уровне основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская ; Л. М. Пономарева; О. А. Скобликова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 17-28.

В статье обоснована необходимость включения программы коррекционной работы в содержание образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на уровне основного общего образования; обозначены принципы проектирования коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ЗПР; описана модульная структура  курсов с указанием цели, задач, направлений и содержания работы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда); представлены подходы к оценке достижений образовательного результата освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Яхнина, Е. З. Проектирование и реализация программы коррекционной работы в системе основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха / Е. З. Яхнина. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 29-37.

В статье рассмотрены актуальные вопросы разработки программы коррекционной работы при проектировании адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха, ее реализации в образовательно-коррекционном процессе.

Комова, Н. С. Подходы к разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушением зрения на этапе основного общего образования / Н. С. Комова ; Соколов В. В. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 38–47.

В статье рассматривается принципиальный подход, определяющий разработку содержания и реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с нарушением зрения. Особое внимание уделено специальному предмету «Тифлотехника»; обоснована необходимость его внедрения в обучение слепых и слабовидящих школьников. Актуализированы задачи коррекционной работы, реализуемые через внеурочную деятельность.

Титова, О. В. Специфика реализации программ основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О. В. Титова ; А. Я. Абкович. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 48-56.

В статье представлены материалы, описывающие специфику образования обучающихся с НОДА при получении основного общего образования, описаны показатели развития обучающихся с НОДА, на основе которых определяется выбор варианта адаптированной программы. Раскрыты образовательные потребности обучающихся и специальные условия, требующиеся для получения качественного образования. Рассмотрена специфика составления учебного плана для вариантов 6.1 и 6.2, реализация учебных предметов, а также подходов к оцениванию обучающихся данной категории.

Гусейнова, А. А. Особенности преподавания учебной дисциплины «Технология» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования / А. А. Гусейнова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 57-64.

В статье представлена специфика преподавания предмета «Технология» обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Уделяется большое внимание профориентационной работе обучающихся с двигательными нарушениями. Описаны специальные образовательные условия необходимые для успешной реализации учебной дисциплины «Технология».

Набокова, Л. А. Некоторые особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативным навыкам на иностранном языке на ступени основного общего образования / Л. А. Набокова ; И. В. Новицкая. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 65-72.

В статье отражены некоторые вопросы, связанные с обучением коммуникативным навыкам иноязычной речи детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования. Конкретизированы рецептивные и продуктивные навыки при освоении программы дисциплины «Иностранный язык (английский)» с учетом особенностей детей с ОВЗ различных нозологических групп.

Набокова, Л. А. Некоторые особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативным навыкам на иностранном языке на ступени основного общего образования / Л. А. Набокова ; И. В. Новицкая. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 65-72.

В статье отражены некоторые вопросы, связанные с обучением коммуникативным навыкам иноязычной речи детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования. Конкретизированы рецептивные и продуктивные навыки при освоении программы дисциплины «Иностранный язык (английский)» с учетом особенностей детей с ОВЗ различных нозологических групп.

Если вас заинтересовали статьи из журнала, обращайтесь в Тифлоинформационный отдел Областной специальной библиотеки для слепых.



 Все записи