Советы родителям
«Дефектология» (№ 5, 2020)
Дорогие друзья, сегодня в рубрике #Советы_родителям мы предлагаем вашему вниманию обзор статей научно–методического журнала «Дефектология» (№ 5, 2020).
Научно–методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого–медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.
Рубрика: Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития.
Белякова, Л. И. Ретроспективный анализ результатов психофизиологических исследований становления речедвигательной функции / Л. И. Белякова ; Ю. О. Филатова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 3–10.
В статье представлен ретроспективный анализ результатов экспериментальных исследований речедвигательной функции в психофизиологическом аспекте, которые были начаты в конце 70–х гг. ХХ в. и продолжены в настоящее время. Получены сравнительно–возрастные электромиографические данные исследования дыхательных, фонаторных и артикуляторных мышц в покое и в процессе речи у физически здоровых лиц разного возраста (5–6, 7–9, 10–12, 14–16, 20–28 лет). Выявлены показатели становления речедвигательной функции в онтогенезе; возрастные закономерности временных и структурных составляющих биоэлектрической активности речевых мышц и их стереотипизация в процессе онтогенеза. Представленные онтогенетические закономерности становления речедвигательной стереотипии явились доказательством материальных основ речи и послужили базой для проведения дальнейших исследований в этом направлении.
Рубрика: Специальная психология: исследования и практика.
Бабкина, Н. В. Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования / Н. В. Бабкина ; А. Д. Вильшанская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 11–21.
Представлена общая характеристика обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), осваивающих уровень основного общего образования: особенности познавательного и речевого развития, эмоционально–волевой и личностной сферы, специфика усвоения учебного материала; анализируются их особые образовательные потребности; приводится совокупность специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Делается вывод о необходимости разработки адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР как обязательного условия их обучения в 5–9 классах.
Грибова, О. Е. Психолого–педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов : часть 2 / О. Е. Грибова ; Е. Л. Инденбаум. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 22–32.
Вторая часть статьи посвящена возможностям практического решения вопросов в рамках изучения учебной дисциплины «Психолого–педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями». Обсуждаются возможные «логопедические диагнозы» детей с первичной речевой патологией», а также проблемы дифференциации первичной, вторичной и сопутствующей (коморбидной) задержки речевого развития (недоразвития речи), оценки динамики развития детей.
Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с легкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нем: оценка прогнозирования проблем жизненного пути : сообщение 2 / Е. А. Стебляк. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 33–42.
В статье обсуждаются инструменты мониторинга личностного результата образования умственно отсталых обучающихся, состоящего в способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Средства оценки рассматриваются на примере параметра прогнозирования проблем жизненного пути. Предлагаются диагностические листы, критерии и показатели оценки, разработанные с учетом данных эмпирического исследования представлений подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития о жизненном пути человека. Рассматривается процедура фиксации и оценки результатов, типические особенности и примеры выполнения диагностического задания. Приводятся данные о возрастной динамике прогнозирования проблем жизненного пути в условиях отсутствия дискурсивного воздействия, направленного на развитие соответствующих представлений.
Рубрика: Коррекционная педагогика в школе
Феклистова, С. Н. Модель научно–методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей c нарушением слуха в Республике Беларусь / С. Н. Феклистова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 43–51.
В статье на основе анализа социально–экономических, медико–технических, психолого–педагогических и социокультурных предпосылок обоснована необходимость модернизации системы коррекционной работы с детьми с нарушением слуха в Республике Беларусь. Представлена авторская модель научно–методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного, первой и второй ступенях общего среднего образования.
Рубрика: Ранняя помощь
Лазуренко, С. Б. Современная научная парадигма дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) / С. Б. Лазуренко ; М.В. Переверзева ; Н. Н. Павлова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 52–60.
В статье представлены современные статистические показатели детской инвалидности в Российской Федерации, изложены результаты многолетнего комплексного анализа клинико–психолого–педагогических вариантов психического развития детей со сложной структурой тяжелых нарушений и характерные динамические изменения в их социальном развитии в раннем и дошкольном возрастах. Приводится теоретическое обоснование структуры и содержания примерной адаптированной основной образовательной программы для этой категории обучающихся, рекомендации по ее реализации в образовательной организации, перспективы развития специального образования детей с ТМНР в России.
Рубрика: Социализация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Степанов, К. В. Вариант представления структуры смысловой сферы подростков–сирот с минимальным нарушением интеллектуального развития / К. В. Степанов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 61–71.
Целью исследования было определение структуры смысловой сферы подростков–сирот с ограниченными возможностями здоровья (F70), являющихся воспитанниками учреждений начального профессионального образования (НПО), и представление её варианта в наглядной форме. Были выявлены как общие, так и специфические характеристики смысловой сферы подростков–сирот в возрасте 15–17 лет, с пониженным и условно нормативным интеллектом. Подростки–сироты с ОВЗ в меньшей степени оценивают доступные им возможности влиять своим поведением на события собственной жизни и свою способность идти по пути достижения поставленных перед собой целей. Проведенное исследование позволило сформировать вариант визуального представления структуры смысловой сферы подростков–сирот с минимальным нарушением интеллектуального развития в качественной и количественной формах представления.
Рубрика: Высшая школа.
Кроткова, А. В. Психолого–педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» : сообщение 1 / А. В. Кроткова ; И. Н. Нурлыгаянов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 72–80.
В статье представлен анализ проблемы внедрения дистанционных технологий в практику реализации образовательных программ высшего образования, в том числе в области подготовки учителей–дефектологов. Авторы, на основе разработанной анкеты, выделили различия в характеристиках психолого–педагогических трудностей, возникающих при получении дистанционного образования. Определены психолого–педагогические трудности, характерные для выборки обучающихся–бакалавров, обучающихся–магистрантов, обучающихся по программе профессиональной подготовки.
Если вас заинтересовали статьи из журнала «Дефектология» (№5, 2020), вы можете обраться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.
Тел.: (4742) 27-21-46
E-mail: lipbibl@yandex.ru