Советы родителям
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (№ 3,4 2020)
Дорогие друзья, сегодня в рубрике #Советы_родителям мы предлагаем вашему вниманию обзор статей научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (№ 3,4 2020).
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» предназначен для ознакомление широкого круга читателей с современным состоянием и путями развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Главная задача журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — содействие педагогам, учителям общеобразовательных школ, учителям-дефектологам, логопедам, психологам и родителям в организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни до окончания школы.
В журнале публикуются научно-методические статьи, в которых авторы излагают обоснование предлагаемых ими подходов к изменению содержания и организации коррекционно-развивающей помощи и обучения детей с ОВЗ, а также публикуют актуальные методические разработки, которые могут быть использованы в практике работы образовательных организаций.
Статьи раскрывают различные аспекты психолого-педагогической помощи обучающимся с особенностями развития. Из которых вы узнаете о том, какие изменения претерпела система помощи людям с расстройствами аутистического спектра в России с начала XX века.
Также речь пойдет о технологиях оценки образовательных достижений обучающихся дошкольного и школьного возраста, важных для определения динамики обучения и своевременной коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Рубрика «Обсуждаем вопросы образования» представлена двумя интересными статьями. Одна из них будет полезна дефектологам, которые находят для себя интересной научную деятельность и планируют профессиональное развитие в этой области. А статья Денискиной Венеры Закировны — это живой рассказ о личном опыте адаптации слепого ребенка, которая начинается в семье.
Технологии диагностики и коррекции
Кузьмина, Т. И. Кейс–методика "ситуации" (взрослый вариант) в диагностике компонентов "я" лиц с нарушениями интеллекта / Т. И. Кузьмина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 67–77.
В статье представлены методологическое обоснование, методика качественно–количественной оценки и стимульный материал авторской методики «Ситуации» для исследования поведенческих Я–ориентаций взрослых лиц с нарушением интеллекта. Личность и аспекты «Я» являются актуальной тематикой исследований в области специальной психологии в рамках социально–прогностических компонентов реализации психологической помощи лицам разного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью. Специфика изучения самосознания при снижении интеллекта легкой степени выраженности с помощью ситуационно–диагностических методов связана с лингвосемантическими особенностями лиц данной категории и качественным своеобразием формирования их рефлексии. Вербальные ситуационные методики позволяют исследовать нарративно–когнитивные аспекты «Я», а также потенциальные поведенческие Я–ориентации, связанные с непосредственным анализом субъектом ситуационного контекста и планирования своих последующих действий.
Леонова, С. В. Формирование навыков речевой коммуникации у младших школьников с заиканием / С. В. Леонова; А. Э. Зайнитова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 70–77.
В статье показано негативное влияние речевых расстройств, в частности заикания, на формирование коммуникативных навыков у детей школьного возраста. Представлены результаты исследования коммуникативных навыков заикающихся школьников, которые демонстрируют своеобразие вербальной коммуникации данной категории учащихся. Авторами даны основные направления повышения уровня готовности к коммуникативному взаимодействию, являющиеся перспективой для дальнейших разработок и решения проблемы психолого–педагогической помощи заикающимся.
Микляева, Н. В. Мониторинг социально–коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов : часть 2 / Н. В. Микляева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 58–66.
В статье обобщаются результаты экспертной оценки социально–коммуникативных компетенций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, даются методические рекомендации для педагогов–практиков.
Стребелева, Е. А. Мониторинг результатов обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями: методика промежуточного контроля / Е. А. Стребелева; А. В. Закрепина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 44–57.
Мониторинг результатов обучения школьников является одной из важных задач образовательной организации. В статье представлена методика промежуточной аттестации первоклассников на первом году обучения в школе по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2). Результаты аттестации позволяют своевременно оценивать динамику обучения ученика и на этой основе корректировать и уточнять образовательные задачи.
Стребелева, Е. А. Мониторинг достижений развития обучающихся с выраженными интелектуальными нарушениями (по окончании первого года обучения) / Е. А. Стребелева; А, В. Закрепина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 55–69.
В статье представлена методика изучения итоговых достижений обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями (с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития) после первого года обучения по АООП (вариант 2): даны подробные инструкции к заданиям с учетом возрастных и образовательных потребностей обучающихся первого класса, интерпретация результатов педагогического обследования.
Психолого–педагогическая абилитация
Буковцова, Н. И. Проектирование современного урока в условиях инклюзивной практики: содержательный и технологический аспекты / Н. И. Буковцова; Л. А. Ремезова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 27–36.
В статье представлены содержательный и технологический аспекты, раскрывающие специфику проектирования современного урока в начальной школе в условиях инклюзивной практики в контексте требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вильшанская, А. Д. Проектирование психокоррекционного курса педагога–психолога для обучающихся начальных классов с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская; Л. М. Пономарева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 44–54.
В статье представлено содержание деятельности педагога–психолога при проектировании и реализации курса коррекционно–развивающей области «Психокоррекционные занятия». Обоснованы и раскрыты основные структурные компоненты (модули) программы, описано их содержательное наполнение по годам обучения. В качестве примера приведено тематическое планирование психокоррекционного модуля по развитию коммуникативных компетенций детей с ЗПР первого года обучения.
Ворошилова, Е. Л. Коррекционно–развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е. Л. Ворошилова; А. Ю. Дымкова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 14–26.
В статье представлено содержание работы по совершенствованию словарного запаса обучающихся с общим недоразвитием речи на начальной ступени обучения в части формирования потенциальных понятий — базового звена при формировании истинных понятий.
Ильина, С. Ю. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / С. Ю. Ильина; А. Зарин; М. А. Чеботова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 4–13.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией дифференцированного подхода в процессе формирования социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: дана краткая характеристика четырех уровней сформированное социальной компетентности у детей с интеллектуальной недостаточностью; определены условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальной компетентности.
Морозов, С. А. Аутизм в России: история научных исследований и практической помощи / С. А. Морозов; Т. И. Морозова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 4–16.
В статье рассмотрены основные этапы изучения аутизма в России, становления комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра, возможные направления будущих научных исследований.
Практика специального и инклюзивного образования
Абкович, А. Я. К проблеме школьного обучения детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата на современном этапе / А. Я. Абкович. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 37–43.
В статье представлены материалы, отражающие современное состояние и пути развития системы образования обучающихся с нарушениями опорно–двигательного аппарата (НОДА) на этапе школьного обучения. Автор затрагивает вопросы создания специальных условий для детей с НОДА при инклюзивном обучении, освещает основные направления коррекционно–развивающей работы с детьми указанной категории.
Система образования и семья: вопросы взаимодействия
Селищева, Т. В. Психологическая поддержка семей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т. В. Селищева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 35–42.
В статье рассматриваются вопросы организации и содержания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Усть–Илимска».
Обсуждаем вопросы образования
Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка : часть 1 / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 26–34.
Данная статья Денискиной В.З. посвящена методике воспитания, которые применяла Аклима Хабирова (мама Денискиной Веры Закировны). В статье подробно рассказано то, как воспитывалась Венера Закировна, как и какие методы воспитания и социализации использовала ее мама в ее воспитании.
Коробейников, И. А. Хочу стать кандидатом наук, или как получить ученую степень в современных условиях / И. А. Коробейников. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 20–24.
Если вас заинтересовали статьи из журнала Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3, 4., вы можете обраться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.