Советы родителям

19 мая 2020
Советы для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения: пространственная и социально-бытовая ориентировка

В настоящее время всё больше растёт количество детей, имеющих различные нарушения зрения. Перед родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь?

Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка.

Огромное значение имеет правильная организация жизни ребенка, имеющего проблемы  со зрением и организация занятий в домашних условиях. Такие занятия не простая, но важная работа, без которой практически невозможно строить эффективную реабилитацию ребенка с нарушением зрения.

Существует огромное разнообразие форм организации взаимодействия с семьей ребенка: консультации, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы, индивидуальные занятия с ребенком, в присутствии родителей и т. д.

Следует учесть, что дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития. А перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера принятия своего ребенка.

Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом и тифлопедагогом, лечение – необходимое условие воспитания.

Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на родительской любви.

Рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть при обучении

  1. Родителям необходимо ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка.
  2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением и организованно в соответствии с его потребностями.
  3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
  4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия, которые нужно направить на развитие навыков письма и черчения по трафарету, штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
  5. Смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
  6. Использование упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
  7. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети мог­ли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.
  8. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного вос­приятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. То есть материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соот­ветствовать естественным размерам (машина должна быть меньше дома и т. п.)
  9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по от­дельности.
  10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
  11. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

Детям с проблемами зрения необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать проблемы развития мышления, а также обучение социально-бытовой ориентировке.

Одной из ключевых фигур в жизни ребенка со зрительными проблемами является специалист-тифлопедагог. Применяя различные методики, тифлопедагог занимается подготовкой ребёнка к сознательной жизни, становлением его личности, целостным  развитием потенциальных возможностей и формированием желания обучаться.

И чем раньше ребенок начнет получать профессиональную помощь тифлопедагога, тем выше результаты коррекционного обучения и тем больше появляется возможностей обрести самостоятельность в бытовых и социальных ситуациях.

Важно заниматься с ребенком не только на занятиях у тифлопедагога или дефектолога, но и дома.

Ориентирование: с чего начинать

(Информационный портал «Особый взгляд»)

Обучение незрячего ребенка самостоятельности включает в себя не только самообслуживание, но и умение безопасно передвигаться в пространстве. Начинать прививать эти навыки лучше как можно раньше.

Обучение детей с нарушением зрения ориентированию и мобильности нужно вести целенаправленно. Важно заниматься с ребенком регулярно.

Многие задачи не требуют от родителей специальной подготовки и знаний, но при этом некоторые вещи, например, обучение приемам использования белой трости требуют участия тифлопедагога.

Чем могут помочь родители ребенку со зрительно депривацией:

  • помочь ребенку изучить собственное тело (названия и назначение частей тела; право/лево; понятие зеркальности (право/лево у человека напротив); верх-низ тела и т.д.);
  • развивать физическую активность ребенка (нужно создавать звуковые стимулы (греметь погремушкой);
  • изучение окружающего пространства и расширение представления об окружающем мире (ребенок имеет представление только о том, с чем непосредственно контактировал, что держал в руках, поэтому давайте ребенку в руки новые предметы, для этого наложите свои руки на руки ребенка и вместе осмотрите/прощупайте предмет, опишите его, расскажите о нем и его назначении, покажите, как им можно пользоваться);
  • обращайте внимание ребенка на то, что находится у него под ногами (дайте руками осмотреть асфальт, бордюры, то, как асфальт переходит в бордюр и газон, и т.д.);
  • учите ребенка контролировать свое любопытство;
  • соблюдайте правила безопасности.
  • Уделяйте большое внимание накоплению ребенком опыта и, описывая пространство и происходящее. Говорите простыми, понятными словами. Постоянно обращайтесь к образам, которые ребенку хорошо знакомы. Описывая происходящие события и пространство, делайте это выборочно. Говорите только о важных, постоянных и интересных объектах и событиях.

Старайтесь ходить с ребенком по возможности одними и теми же маршрутами. Это поможет ребенку запомнить маршрут и в дальнейшем пройти его самостоятельно. Говорите ребенку, куда вы идете, проговаривайте все повороты и некоторые объекты, которые вы проходите.

Учите отслеживать направление движения транспорта и проходящих мимо людей. Обращайте внимание ребенка на транспорт. Проговорите, что это за транспорт и как отличается звук одного от другого. Обязательно показывайте ребенку, как проехал автомобиль: возьмите его руку и покажите движение автомобиля, например, слева направо.

Учите инструментальному обследованию предметов. Осматривайте предметы с помощью палочки, карандаша или тактильной белой трости. Пусть ребенок сам попробует догадаться, из какого материала сделан предмет, понять его форму, что это может быть.

Пространственной ориентировке учат детей с нарушением зрения в детском саду и школе, а после 18 лет в реабилитационных центрах. Но без участия семьи хорошего результата добиться всегда сложнее.

Предлагаем вашему вниманию методическую литературу, которая поможет вам и вашему ребенку научиться пространственной и социально-бытовой ориентировке в пространстве.

Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / М. Брамбринг. – Москва : Академия, 2003. – 144 с.

Книга немецкого тифлопедагога и исследователя Михаэля Брамбринга представляет собой подробное описание опыта консультирования семьи, воспитывающей ребенка с врожденной слепотой. Этот опыт отражен в письмах автора родителям, которые он писал после каждого посещения и занятия с ребенком. Книга содержит полезную информацию об особенностях восприятия и поведения слепорожденных детей; она является значительным методическим подспорьем в занятиях с детьми и их воспитании. Для родителей и специалистов, работающих с незрячими детьми раннего возраста, а также с детьми, имеющими выраженные нарушения зрения, и с семьями этих детей.

Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – 2-е изд., с изм. – Москва : ИПТК "Логос" ВОС, 2005. – 265, [2] с. : ил. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Воспитание и обучение слепого дошкольника [Звукозапись] / читает Г. Максимова; под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – Москва : РГБС, 2006. – 2 мфк. (7 ч. 30 мин.) : 2,38 см/с, 4 дор.

В пособии отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития слепых дошкольников, даны рекомендации по их воспитанию и обучению.

Двигайся вместе со мной: рекомендации родителям по развитию двигательной активности незрячих детей / сост. – пер. Г.С. Елфимова; ред. Г. П. Коваленко; отв. за вып. А.Д. Макеева. – Москва : РГБС; Центр для слепых детей США, 2003. – (Заочная школа для родителей).

Дети с серьезными проблемами зрения чаще всего предпочитают, чтобы окружающий их мир был постоянным и понятным. Крайне важно с самого раннего возраста показывать детям различные движения, приучать их двигаться. В данном издании представлены рекомендации зарубежных специалистов о различных способах, которые помогут научиться стимулировать желание ребенка двигаться.

Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида Пособие для учителей / Т. А. Девяткова ; под ред. А. М. Щербаковой. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 302 с., ил. – (Коррекционная педагогика).

В книге рассмотрены вопросы теории и практики социально-бытовой ориентировки учащихся среднего и старшего звена  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

В помощь учителю предлагаются примерное тематическое планирование, методические рекомендации к урокам по некоторым разделам программы социально бытовой ориентировки. Даны примерные программы курса СБО для учащихся 10–12 классов.

Представленные материалы будут полезны студентам дефектологических факультетов, родителям.

Денискина, В. ЗКоррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения : Метод. рек. / В. З. Денискина. – Москва : ЛОГОС, 2008. – 151 с.

В пособии на материале программы по социаль­но-бытовой ориентировке для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) общеобра­зовательных школ III-IV видов раскрыта специфика организации и проведения коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке со слепыми и слабовидящими учащимися. Особое внимание уде­лено формированию специальных знаний, умений и навыков, позволяющих в быту до определенной степени компенсировать полную или частичную ут­рату зрения.

Пособие адресовано педагогам школ для детей с нарушением зрения, преподавателям и студентам дефектологических факультетов, родителям детей с глубоким наруше­нием зрения и специалистам реабилитационных центров.

Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина. – Москва : РГБС, 2008. – (Заочная школа для родителей).

Брошюра посвящена важным для социализации слепых и слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам общения - мимике, жесту и позе. Адресована она родителям детей с глубоким нарушением зрения, будет полезна работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения, специалистам реабилитационных центров, а также студентам и преподавателям дефектологических факультетов.

Дети со множественными нарушениями развития [Электронный ресурс]: учеб. пособ. / ред. Л.М. Шипицына, Е.М. Михайлова. – СПб: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2012. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM.

Учебное пособие результат сотрудничества ученых и практиков (дефектологов, педагогов, психологов, преподавателей адаптивной физической культура). В нем представлены принципы и методы психолого-педагогической диагностики, методические приемы и технологии обучения, воспитания и социализации детей с множественными нарушениями развития с акцентом на категорию слепоглухих детей.

Даны конкретные рекомендации по психоразвитию этих детей и их интеграцию в социокультурную среду.

Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста / научн. ред. Е. Н. Подколзина; ред. Н. С. Плахина; компьютерная верстка П.А. Крупецкий, Е. С. Савинова; отв. за вып. А. Д. Макеева. – Москва : РГБС, 2007. – (Заочная школа для родителей).

Родители незрячего ребѐнка постоянно нуждаются в психолого-педагогической поддержке, и на страницах этого издания вы найдѐте советы, которые помогут понять особенности развития слепых детей и наладить хороший контакт с ними. Игра – тот особый вид деятельности, в котором незрячий ребѐнок и его родители могут активно взаимодействовать. В совместных играх, основанных на эмоциональном контакте, родители могут оказывать незрячему ребѐнку необходимую помощь в познании окружающего мира, и через это познание – в полноценном развитии.

Кипхард, Э. Й. Как развивается ваш ребёнок? / Э. Й. Кипхард ; пер. с нем. Л. В. Хариной. – Москва : Теревинф, 2006. – 112 с.

Доктор Эрнст Й. Кипхард – известный в Германии и за ее пределами специалист по детскому развитию, профессор педагогики и двигательной терапии Университета им. Гете г. Франкфурта-на-Майне.

Книга «Как развивается ваш ребенок?» – удобное, эффективное практическое пособие, которое помогает с помощью простых средств определять уровень общего развития ребенка с первых месяцев его жизни до четырех лет.

Таблицы сенсомоторного и социального развития позволяют увидеть слабые и сильные стороны в развитии зрительного и слухового восприятия, речи и движения ребенка, а также уровень его развития в социальной сфере. Это поможет родителям целенаправленно заниматься с ребенком. Но не только: такие наблюдения дают возможность своевременно выявить скрытые проблемы и нарушения развития и вместе со специалистами составить индивидуальную программу помощи.

Для родителей, психологов, врачей и педагогов.

Лисина, Ю. В. Обучение ориентированию и мобильности детей с нарушениями зрения : метод. рек. / Ю. В. Лисина, А. В. Селивёрстова ; РГБС. – Москва : РГБС, 2017. – 31 с. : ил., фото. – (Заочная школа для родителей).

Возможность независимо передвигаться – важнейший аспект человеческого существования. Авторы, отвечая на вопрос: правда ли, что незрячие люди могут безопасно и самостоятельно ходить в школу, на работу и в другие нужные им места, затронули такие темы, как возникновение обучения ориентированию и мобильности людей с нарушениями зрения, определение понятий ориентирования и мобильности, способы эффективного и безопасного передвижения. Брошюра адресована родителям детей с нарушениями зрения, учителям и воспитателям коррекционных школ для таких детей.

Любимова, М. П. Столовый этикет и сервировка стола, адаптированные для людей с нарушением зрения : метод. пособие / М. П. Любимова ; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2018. – 59 с. – (Заочная школа для родителей).

Любимова Марта Павловна, автор методического пособия, научный сотрудник ФГБНУ "ИКП РАО", учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГКОУ СКОШИ №2 г. Москвы, рассматривает основные правила поведения за столом, адаптированные для людей с нарушением зрения.

Пособие содержит общие правила и советы, касающиеся того, как слепым и слабовидящим самостоятельно сервировать стол и как организовать застолье так, чтобы оно было комфортно для них.

Издание адресовано людям с нарушением зрения, их родственникам и друзьям, а также педагогам, работающим с ними.

Лурье, Н. Б. Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье / Н. Б. Лурье; компьютерная верстка П.А. Крупецкого; отв. за вып. А. Д. Макеева. – Москва : РГБС, 2006. – (Заочная школа для родителей).

Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития, помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни. В данной работе освещаются некоторые особенности, связанные с развитием слабовидящих детей и показать путь помощи им в семье.

На пути к своей звездебиографическое повествование об уникальной личности – Венере Закировне Денискиной  / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы", ИРО РБ ; сост.: Р. Г. Аслаева, Э. Н. Абуталипова. – Уфа : Здравоохранение Башкортостана, 2016. – 80 с. : фото.

Эта книга подготовлена в связи с юбилейной датой Венеры Закировны Денискиной, чья судьба на пути к своей Звезде поистине достойна восхищения. Практически ослепнув в два года и став инвалидом с детства по зрению, она стала замечательным ученым в области дефектологии, тифлологии, реабилитологом, кандидатом педагогических наук, доцентом, внесла огромный вклад в развитие системы специального образования.

Книга адресована педагогам, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и будет интересна широкому кругу читателей.

Нагаева, Т. И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки  / Т.И. Нагаева. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2010. – 92 с. : ил. – (Сердце отдаю детям).

В пособии представлены практический материал из опыта работы и развивающие занятия по восприятию пространства и ориентировке в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения. А физкультминутки и упражнения для глаз будут полезны всем детям.

Данный материал предназначен для тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп для детей с нарушениями зрения, родителей.  Также может быть использован учителями начальных классов коррекционных учреждений 4-го вида.

Наши слепые дети : рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни / науч. 9 ред. Е. Н. Подколзина; ред. Н. С. Плахина; компьютерная верстка П. А. Крупецкий; отв. за вып. А. Д. Макеева. – Москва : РГБС, 2007. – (Заочная школа для родителей).

Предлагаемые рекомендации, раскрывают вопросы семейного воспитания, обучения и развития слепых дошкольников. Авторы  статей – педагоги и другие специалисты разных стран, много лет проработавшие в системе образования слепых и в консультациях для родителей незрячих детей. Они придерживаются той точки зрения, что воспитание, учитывающее особенности восприятия окружающего мира при слепоте, может предотвратить нарушения в психофизическом развитии слепого ребѐнка.

Озеров, В. Д. Беседы с родителями незрячих детей : практическое пособие. – Москва : АРКТИ, 2007. – 192 с.

Озеров, В. Д. Беседы с родителями незрячих детей [Звукозапись] / читает Л. Луганская. – Москва : РГБС, 2010. – 1 мфк. (3 ч. 57 мин.) : 2,38 см/с, 4 дор. – С изд.: Москва : АРКТИ, 2007.

В последние годы в России усилилось внимание государства и общества к детям с проблемами развития. Однако литературы по работе с этими детьми крайне мало. Особый дефицит испытывают родители, имеющие слабовидящих и незрячих детей. Предлагаемая книга призвана устранить этот пробел.
В простой, эмоциональной форме "бесед" автор рассказывает о том, с какими проблемами в воспитании незрячего сына ему пришлось столкнуться. Делясь своим личным опытом, на доступных примерах автор показывает, как обучать детей самообслуживанию, учит играть и выполнять несложные задания, связанные с жизненными ситуациями.

Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по дет. психотерапии / Вайолет Оклендер ; пер. с англ. под ред. Ф. Б. Березина [и др.]. – Москва : Независимая фирма "Класс", 2001. – 334, [2] с. : ил.

Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кинестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматриваются проблемы школы и обучения.

Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоотношениями с детьми.

Опыт преодоления в воспитании и обучении незрячих детей : обзор зарубежных материалов / сост. Г. С. Елфимова. – Москва : РГБС, 2019. – 47 с. – (Заочная школа для родителей).

В брошюре представлен обзор материалов по воспитанию незрячих детей, развитию у них ряда важных бытовых и социальных навыков. Рассмотрены следующие статьи: Стюарт, Сара «Невидимое искусство», Бобнар, Эмбер «Двенадцать простых подсказок, как сделать занятии искусством и ремеслом доступными слепым и слабовидящим дошкольникам», Робертсон, Кейси «Мне это не нравится! Поморщь детям в преодолении тактильной защиты», Шифрин, Мэтью «Музыкальные кубики. Использование лего для записи нот», Хасимото, Мана «Танец вслепую. Новый путь к свободе», Чемберлен, Мерри-Ноэль «Обучающие моменты. Как родители слепых и слабовидящих детей могут улучшить уроки по ориентированию и мобильности».

Издание может быть интересно как для родителей, учителей и библиотекарей, так и для всех, кто интересуется проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Подколзина, Е. Н. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания / Е. Н. Подколзина ; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва : РГБС, 2008. – 46, [1] с.

Автор рассказывает о своем опыте проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими глубокую зрительную патологию и сопутствующие заболевания.

Издание адресовано работникам детских садов, специалистам реабилитационных центров, студентам и преподавателям дефектологических факультетов, оно может оказаться полезным и родителям детей с глубокой зрительной патологией и сопутствующими заболеваниями.

Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения : метод. пособие / Е. Н. Подколзина. – Москва : Линка-пресс, 2009. – 169, [2] с. : ил.

В методическом пособии последовательно и четко раскрыты особенности овладения слабовидящими дошкольниками ориентировки в пространстве.

Пособие рассчитано на учителей-дефектологов и воспитателей детских садов, а также родителям, чьи дети страдают различными глазными заболеваниями.

Подколзина, Е. Н. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки у ребёнка с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина ; [ред. Н. С. Плахина] ; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2007. – 39 с.

Приведены практические рекомендации по обучению дошкольников различного возраста с нарушениями зрения.

Развитие социальных и бытовых навыков у незрячих детей : советы родителям : обзор зарубежных материалов / РГБС ; составитель, пер. с англ. Г. С. Елфимова, пер. с нем. Я. М. Кондратенко. – Москва : РГБС, 2018. – 39 с. – (Заочная школа для родителей).

В брошюре представлен обзор зарубежных материалов по воспитанию незрячих детей от 0 до 8-9 лет, развитию у них ряда важных бытовых и социальных навыков. Издание может представлять интерес для родителей, учителей, библиотекарей и всех других интересующихся проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Размышления о жизни незрячего подростка : реф. пер. по материалам Нац. федерации слепых США / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. – Москва, 2012. – 53 с. – (Заочная школа для родителей).

В брошюре представлены статьи и отрывки из воспоминаний незрячих, которые столкнулись в жизни с немалыми трудностями, но преодолели их, нашли свой путь в жизни, добились независимости и профессиональных успехов. Материал изложен в ретроспективе: от наших дней до середины XIX в. Может представлять интерес как для незрячих подростков, так и для их родителей, учителей и всех тех, кто интересуется проблемами слепоты и тифлопсихологии.

Романова, Т. Ю. Лестница длиною в жизнь…: дневник мамы незрячего ребенка / Т. Ю. Романова. – Москва : РГБС, 2018. – 89 с.; фото. – (Заочная школа для родителей).

Незрячий ребёнок – это обычный ребёнок, только лишённый зрения. Он стараниями родителей может вырасти зрелой, самостоятельной личностью, талантливым человеком, умелым работником, хорошим специалистом, любящим семьянином, хозяином своей жизни и судьбы.

Когда родители узнают, что их ребенок лишен способности видеть, как правило, это становится для них очень сильным ударом. Родители растеряны: они чаще всего просто не знают, что делать со слепым ребенком. Что же делать, когда такой малыш уже родился или потерял зрение позже?

Автор этой работы – мама ребенка с ретинопатией недоношенных, тифлопедагог. На страницах книги она делится опытом по развитию и воспитанию своей дочери от рождения до поступления в школу. Описывается опробованный ею индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку со светоощущением в процессе обучения и воспитания.

Автор подробно описывает все этапы, через которые ей пришлось пройти в процессе воспитания дочери.

В книге пять глав: 1. Откуда в семье появился недоношенный ребенок. 2. Родильный дом. Психологическая атака на родителей. 3. Больница по выхаживанию младенцев. Диагноз «ретинопатия недоношенных». 4. Реабилитация с малых лет. Подразделение «Лекотека». 5. Детский сад. Наравне с окружающим миром. Интеграция. Инклюзия.

Издание может быть полезно родителям незрячих детей, психологам, тифлопедагогам, студентам кафедр дефектологии, педагогики и психологии.

Рыбакова, И. М. Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению: проблемы и опыт работы специальных библиотек для слепых И. М. Рыбакова ; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2014. – 44 с. 

В брошюре содержится краткий обзор основных направлений работы по социокультурной реабилитации в специальных библиотеках для слепых.

Издание адресовано сотрудникам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению и инвалидов других категорий. 

Саматова, А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения : руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы / А. В. Саматова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 92, [2] с. – (Школа развития).

Данное издание представляет собой курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в воспитании детей с глубокими нарушениями зрения. Автор книги – незрячий тифлопедагог-практик.

Саматова, А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения. Ч. 1 / А. В. Саматова ; ред. Е. С. Савинова ; отв. за выпуск Т. Н. Елфимова. – Москва : РГБС, 2016.  –  64 с. – (Заочная школа для родителей).

Первая часть пособия освещает основные родительские установки, а также роль такого важнейшего феномена, как институт семьи в становлении личности ребенка первых лет жизни с глубокими нарушениями зрения.

Издание адресовано родителям незрячих детей, педагогам, психологам, воспитателям, не имеющим тифлологической подготовки.

Саматова, А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения. Ч. II / А. В. Саматова ; ред. Е. С. Савинова ; отв. за выпуск Т. Н. Елфимова. – Москва : РГБС, 2017. – 75 с. – (Заочная школа для родителей)

Во второй части пособия рассматривается такой психологический феномен, как Я-концепция подростков с нормальным и нарушенным зрением, а также даются практические рекомендации для педагогов и психологов по коррекции отклонений, связанных с особенностями Я-концепции у подростков с нарушенным зрением. Издание адресовано родителям незрячих детей, педагогам, психологам, воспитателям, не имеющим тифлологической подготовки, студентам педагогических и психологических специальностей, а также широкому кругу читателей.

Саматова, А. В. Социализация как этап успешного развития детей с глубокими нарушениями зрения : мифы и реальность / А. В. Саматова ; ред. П. А. Крупецкий ; отв. за выпуск Т. Н. Елфимова ; РГБС. – Москва : РГБС, 2015.– 54 с. – (Заочная школа для родителей).

На страницах пособия проведен анализ путей социализации детей с глубокими нарушениями зрения. На примерах показано, какие заблуждения и ошибки содержаться в основных мифах, связанных с освоением ребенком окружающего мира. Издание может представлять интерес для родителей, учителей, библиотекарей и всех интересующихся проблемами слепоты и тифлопедагогики.

Саматова, А. В. У вас будет ребенок… : практические советы для незрячих родителей / А. В. Саматова. – Москва : РГБС, 2010. – (Заочная школа для родителей).

Эта книга – результат опыта незрячих людей, которые сами вырастили детей, самостоятельно преодолели множество трудностей и изобрели свои маленькие хитрости, помогающие в той или иной ситуации. Данное издание поможет преодолеть страх перед рождением ребенка, подскажет, как самостоятельно ухаживать за малышом, формировать его мировосприятие и прививать первые навыки самообслуживания в течение первых двух лет жизни.

Слабовидящий ребенок в начальной школе: реф. пер. с англ. / сост. и пер. Г. С. Елфимова. – Москва : РГБС, 2010. – (Заочная школа для родителей).

Цель данного издания – оказать учителям общеобразовательных школ дидактическую, педагогическую и другую специфическую поддержку в работе со слабовидящими учениками. Родители, прочитав брошюру, смогут лучше представить, какую подготовительную работу нужно провести, чтобы незрячий ребенок не чувствовал себя дискомфортно в среде зрячих одноклассников. Специалисты 17 нидерландского центра SENSIS, по материалам которого подготовлен данный выпуск серии «Заочная школа для родителей», утверждают, что тщательная подготовка к работе с такой категорией детей может предотвратить возможные в будущем проблемы.

Слепой ребенок в начальной школе : реф. пер. с англ. по материалам нидерл. центра SENSIS / сост. – пер. Г. С. Елфимова. – Москва : РГБС, 2011. – (Заочная школа для родителей).

Цель данного издания – оказать учителям общеобразовательных школ дидактическую, педагогическую и другую специфическую поддержку в работе со слепыми учениками. Родители, прочитав брошюру, смогут лучше представить, какую подготовительную работу нужно провести, чтобы слепой ребенок не чувствовал себя дискомфортно в среде зрячих одноклассников. Специалисты нидерландского центра SENSIS, по материалам которого составлен данный выпуск серии «Заочная школа для родителей», утверждают, что тщательная подготовка к работе с такой категорией детей может предотвратить возможные в будущем проблемы.

Слепой ребенок в семье : главы из книги / подгот. изд. Т. Н. Иванова, Н. Д. Шапошникова; ред. – сост. Г. П. Коваленко; отв. за вып. А. Д. Макеева. – Москва : РГБС, 2002. – (Заочная школа для родителей).

Данная работа входит в серию «Заочная школа для родителей». Она представляет собой две главы книги «Слепой ребенок в семье»: Глава «Организация жизни слепого ребенка в семье» дает рекомендации по формированию у ребенка навыков самообслуживания, гигиены, участие в домашних делах. Глава «Слепой ребенок вне дома» содержит советы, как должен одеваться ребенок выходя из дома, как совершать прогулки, как вести себя в гостях, в кино, в театре, музее, в столовой и кафе.

Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош ; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. б-ка для слепых. – 3-е изд. – Москва : ИПТК "Логос" ВОС, 2003. – 160, [2] с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В работе отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития незрячих детей раннего возраста, даны рекомендации по их воспитанию.

В основу работы положены наблюдения за слепыми детьми, опыт консультационной работы с родителями и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам воспитания слепого ребенка.

Работа предназначена для родителей, но представит также интерес для тифлологов и воспитателей.



 Все записи