Советы родителям
Рекомендации для родителей
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебными воспоминаниями, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности, долге. Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания.
Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.
Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).
Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.
Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.
1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.
3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
6. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.
7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.
9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
11. Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).
12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания
Уважаемые родители, хочется обратить ваше внимание на тот факт, что недостаточное зрение оказывает влияние на общее развитие ребёнка, на формирование его характера, речи, памяти, мышления, поведения.
Чаще всего причиной нарушения остроты зрения у дошкольников является врождённая патология. Вредно влияют на зрения ребёнка различного рода интоксикации будущей матери: алкоголь, наркотики, никотин, вирусные инфекционные заболевания. Детям с нарушением зрения после посещения врача офтальмолога часто выписывают очки, и как не расстроены этим родители, очки необходимо носить, даже если они и не улучшают зрение. Ношение очков снимает зрительную нагрузку, утомляемость, выполняет лечебную функцию.
Как помочь ребёнку, если он носит очки? Необходимо выполнять следующие меры:
1. Строго выполнять все назначения и рекомендации врача- офтальмолога.
2. Подобрать очки по лицу ребёнка — так чтобы они плотно прилегали к глазам. При близорукости носить преимущественно для дали, при дальнозоркости и астигматизме — постоянно.
3. В выходные дни и период отпусков делать окклюзии — наклейки на глаз (в соответствии с назначением врача); давать глазам ежедневную двух часовую нагрузку. Наклейка должна находиться непосредственно на области глаза, а не на стекле очков.
4. Эффективность лечения зависит от того, всегда ли ваш ребёнок носит очки и выполняется окклюзия.
5. В случае операции глаза, аппаратное лечение должно продолжаться.
6. Игрушки надо подбирать яркие: красные, зелёные, жёлтые,
оранжевые. Расстояние от глаз до игрушек не менее 30 см. При рисовании, обведении, раскрашивании следует преимущественно пользоваться карандашами и фломастерами тех же цветов и оттенков, так как они более активно влияют на сетчатку глаз.
7. Добиваться того, чтобы ребёнок как можно больше занимался с мелкими предметами, игрушками, рисунками (мозаика, пазлы, конструкторы и т.д.). Детям с остротой зрения от 0,01 до 0,3 рекомендуется давать картинки от 3 см и более, с
остротой зрения 0,4 и выше — до 2 см. Работа с таким материалом будет способствовать повышению остроты зрения амблиопичного глаза.
8. Иллюстрации из книг, предметные картинки лучше располагать на специальной подставке (для книг) так, чтобы они находились на расстоянии 30 — 35 см от глаз ребёнка.
9. При организации любого вида деятельности обеспечить достаточную освещённость помещения: в осенние и зимние пасмурные дни сочетать естественный и искусственный свет; в яркие солнечные — закрывать окна светлыми шторами. Необходимо содержать в чистоте оконные стёкла, не заставлять подоконники цветами.
10. В пищевой рацион вводить: морковь, чернику, творог, курагу, грецкие орехи, молочно — растительную пищу, отварное мясо. Исключить перец, горчицу.
11. Заниматься общим укреплением организма ребёнка: создать правильный режим дня, полноценнее питание, занятия физической культурой и спортом.
12. Просмотр телепередач ограничить до 15-20 минут в день. Расстояние до экрана — не ближе трёх метров.
13. Помнить, что все вопросы, связанные с назначением, отменой или заменой лечения и ношением очков решает лечащий врач.
Использованные источники:
Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения зрения [Электронный ресурс] // portal2011.com [Сайт]. – Режим доступа: https://portal2011.com/rekomendacii-dlya-roditelej-detej. (22.04.2020).
Старостина, Виктория. Рекомендации родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Виктория Старостина // starostinavt-lubmdou91.edumsko.ru[Сайт]. – Режим доступа: https://starostina vlubmdou91.edumsko.ru/articles/post/426113. (22.04.2020).