Советы родителям

14 апреля 2020
Подготовка ребенка с нарушением зрения к школе

Кажется, еще совсем недавно ваш ребенок был таким маленьким и несмышленым, пугливым и беспомощным, но каким-то особенно трогательным в своих очках с огромными линзами, а сегодня... Недалеко то время, когда ваш малыш с ранцем за плечами перешагнет порог школы. Что там, за этим порогом? (Школа ведь не обычная, а специальная.) Как он будет учиться? Сможет ли найти себе друзей? Не будут ли его, такого маленького и слабого, обижать старшеклассники? Поймет ли его учительница? Сколько таких вопросов, волнений, тревог и сомнений!

Для многих детей и родителей неожиданной и болезненной бывает рекомендация врача-офтальмолога вести обучение ребенка по системе Брайля, то, что отныне восприятие мира будет проходить при опоре на осязание. Наконец, в школе нет нянюшек и бабушек, и очень многое придется делать самостоятельно.

Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово «занятие». И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6-7-летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.

За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.

Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе, необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики рук.

С малышами (2-3 года) занятия нужно проводить по 3-5 минут ежедневно. Начать занятие можно с небольшого массажа кистей рук: сделать поглаживание, разминание, похлопывание, растирание до появления ощущения тепла. Ребенок быстро усвоит этот массаж и через некоторое время сможет выполнять его самостоятельно. Затем необходимо выполнить гимнастику для пальцев, которую можно соединить с веселыми стихами, потешками, песенками. Например:

Ребенок поочередно загибает пальцы руки, приговаривая:

Этот пальчик ─ дедушка,

Этот пальчик ─ бабушка,

Этот пальчик ─ папочка,

Этот пальчик ─ мамочка,

А малютка ─ это я.

Вот и вся моя семья.

Для подготовки подушечек пальцев слепого ребенка к обучению чтению рельефно-точечного шрифта обучайте его чтению простейших рельефных рисунков. Для этого можно использовать мягкий картон или плотную фольгу. Мама или папа делает на картоне или фольге какое-либо простое изображение (сначала одну или несколько точек, затем прямую или волнистую линию), а ребенок пальцами обеих рук «читает» получившееся с обратной стороны рельефное изображение.

Впоследствии ребенок сам научится делать подобные рисунки и «читать» их.

Главное в подготовке слепых и слабовидящих детей к обучению в школе ─ не дача «готовых» знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и формирование способов их приобретения, т. е. научение думать.

Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское «почему» можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка: «Куда исчезает снег весной?» можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает (слепой ребенок при помощи осязания, слабовидящий или частично зрячий ребенок при помощи и зрения и осязания), как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны дополнить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для непосредственного восприятия.

Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый усльшит?», «Что изменилось?». Их смысл ─ увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на свои же вопросы.

Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи, воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь, исходить из круга его обязанностей. Например, ребенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю: кладет 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка. Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение в сервировке. Ребенок считает, сколько теперь чашек понадобится. Постижение таким образом основ математики делает естественным и понятным постижение и состава числа, и простых математических действий, а главное, побуждает ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.

При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно использовать, приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или разрезной картинке можно обвести черной тушью ─ так он лучше воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик, флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги: бархатной, глянцевой, наждачной.

Прекрасный игровой материал (его можно использовать для слепых и слабовидящих детей) для развития мышления, воображения, сообразительности, памяти собран в книге Б. Никитина «Ступени творчества». Эти игрушки-пособия легко изготовить в домашних условиях из пластика, цветного картона, шнурков, проволоки. Все они являются прекрасными тренажерами не только для развития интеллекта ребенка, но и для его рук, что, как мы уже отмечали, очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.

Для подготовки детей к школе необходимо правильно настроить их на обучение: спокойно поговорить с ребёнком о том, что в школе ему будет интересно, что он узнает много нового. Если ребёнок будет чувствовать спокойствие и доброжелательность родителей по отношению к школе, то и он будет спокоен. Нужно ему  объяснить, что очень важно уметь слушать учителя и выполнять его задания. В игровой форме можно организовать занятия по подготовке ребёнка к обучению его письму.

Слабовидящие и слепые дети будут обучаться письму по–разному. Но есть общее: надо подготовить руки ребёнка, их мускулатуру. Для этого проводите с детьми занятия лепкой из пластилина, рисование, обводите, штрихуйте, раскрашивайте, вырезайте, выкладывайте из мозаики.

Еще одно необходимое условие развития слепого или слабовидящего ребенка и подготовки его к школе ─ умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками.

Одной из наиболее острых проблем детей, поступающих в 1-й класс специальной школы ─ неумение общаться. Болезненная робость и застенчивость, постоянное стремление «уйти в себя» или, напротив, крикливость, повышенная конфликтность, агрессивность ─ явления довольно частые. Причины их многообразны: это и особенности возбудимости нервной системы, и реакция стресса на проблемы первого года обучения. Но чаше всего ─ результат невнимания родителей к сфере общения ребенка.

Попробуйте проанализировать круг общения своего ребенка: кто в него входит, достаточно ли он разнообразен, присутствуют ли в нем сверстники, дети с нормальным зрением.

Ограниченный, узкий круг общения слепого или слабовидящего ребенка лишает его важного средства пополнения жизненного опыта, познания действительности и приспособления к ней. 5-6-летнему ребенку просто необходим выход за пределы семьи. Для подготовки к школе важно, чтобы он побольше бывал в детском обществе. Даже если ваш ребенок посещает специализированный детский сад и, по вашему мнению, пресыщен общением, все же старайтесь, чтобы круг его общения не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением. Важно, чтобы он имел друзей среди зрячих детей, играл с ними, бывал в гостях и чувствовал себя при этом естественно и свободно. Безусловно, непросто ввести ребенка в мир, отличающийся от его собственного. Но помните, ему предстоит жить среди зрячих людей, с ними общаться, сотрудничать. Эти умения не приходят сами по себе, они формируются уже в дошкольном возрасте. Для начала посетите семью соседей, где есть сверстник вашего ребенка. Объясните родителям и самому малышу особенности вашего ребенка. И только затем пригласите соседского ребенка к себе в дом. Поиграйте с детьми в доступные для каждого из них игры. Хорошо, если контакты между детьми станут постоянными и для обоих желанными.

 

Необходимо, чтобы ребенок имел опыт общения не только с детьми, но и со взрослыми: умел обратиться к знакомому или незнакомому человеку с вопросом, просьбой, поблагодарить за услугу, подарок, извиниться в случае причинения беспокойства или неудобства. Учите ребенка быть внимательным к собеседнику и определять его состояние и настроение по мимике, позе, голосу.

Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок этими средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти внешние факторы являются препятствием для установления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их зрячими людьми. Родители слепых и слабовидящих детей и тифлопедагогов отмечают маскообразность, анемичность их лиц, однообразие мимических реакций, практическое отсутствие жестов, монотонность голоса. Это подчас отталкивает зрячих детей и даже пугает.

Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с нарушенным зрением правильной мимике, жесту, позе ─ задача трудная, но осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько подключена к этой работе семья.

Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания, остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры. Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице различных выражений. Например, читая сказку «Коза и семеро козлят», можно предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка, испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.

Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обращайте внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам: «До свидания» ─ помахать рукой, «Иди сюда» ─ поманить рукой, «Тише» ─ приложить палец к губам, «Согласен» ─ кивок головой, «Не знаю» ─ пожать плечами, «Очень плохо» ─ погрозить пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое общение.

У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе. Какие же условия обеспечивают полноценное личностное развитие ребенка и его подготовку к школе?

Первое и самое главное ─ постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Ребенок не должен знать, что он является причиной горя и переживаний родителей. Тем более он не должен чувствовать, что его как-то по-особому выделяют среди других детей в семье. Такое выделение («Уступи, он ведь слепой», «Отдай свою игрушку (яблоко, конфету) слепому брату. Он ведь и так судьбой обижен» и пр.) формирует неприязнь у зрячих детей к незрячему брату или сестре является причиной глубоких семейных конфликтов.

В связи с этим необходимо вспомнить слова известного американского педагога, слепого священника Томаса Кэррола: «Особым в отношении слепых детей может быть только обучение. Воспитание должно ничем не отличаться от воспитания зрячих детей».

Совместная работа по дому и учебные занятия, просмотр телепередач и чтение книг, прогулки и труд на садовом участке ─ все это в комплексе формирует личность ребенка. Даже тогда, когда вы, казалось бы, заняты своими взрослыми делами, ребенок все равно ориентирован на вас, от вас он черпает социальный опыт общений, оценок, суждений, наблюдает за работой взрослых, за занятиями и проблемами брата и сестры, за действиями, поступками, дает им оценку, пытается подражать.

Умение общаться со взрослыми и детьми ─ необходимое условие полноценной подготовки ребенка к школе. Это поможет ребенку адаптироватъся в школьной среде, наладить контакт и установить правильные отношения с учителями, воспитателями, детьми.

Использованные материалы:

Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Электронный ресурс] // nsportal.ru [Сайт]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/02/feoktistova-v-a-vospitanie-slepykh-detey-doshkolnogo

Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе  [Электронныйресурс]// nsportal.ru[Сайт]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/31/kak-podgotovit-slepogo-i-slabovidyashchego



 Все записи