Советы родителям
"Коррекционная педагогика: теория и практика" № 3 (2019)
Основной целью научно-методического журнала "Коррекционная педагогика: теория и практика" является пропаганда научных достижений в области организации учебного и воспитательного процесса для людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, в том числе олигофренопедагогики, медико-психолого-педагогического сопровождения самих детей с различными нарушениями развития, а также создания образовательных траекторий для одаренных детей. В центре внимания различные формы дошкольного и школьного образования, в том числе семейного.
Все публикуемые в журнале материалы проходят обязательное рецензирование членами редколлегии.
Журнал разделен на тематические разделы.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Яковлева, И. М. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Яковлева ; М. В. Батракова ; О. В. Караневская и др. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 4-14.
В данной статье рассмотрены понятия: тьютор, тьюторское сопровождение детей с ОВЗ; раскрывается специфика тьюторского сопровождения с учетом психофизических особенностей детей разных нозологических групп в условиях инклюзивного обучения.
Гусейнова, А. А. Организация коррекционно–образовательной деятельности детей с тяжелыми двигательными нарушениями в современных условиях / А. А. Гусейнова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 15-20.
Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения. Автором представлены основные направления коррекционно-развивающей работы необходимые для дошкольников с тяжелой двигательной патологией.
Кременецкая, М. И. О некоторых тенденциях развития инклюзивного дошкольного образования детей с двигательными нарушениями в России и за рубежом / М. И. Кременецкая. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 20-30.
Автор статьи представил аналитический обзор о направлениях развития инклюзивного дошкольного образования детей с двигательными нарушениями в России и за рубежом. Выделены принципы, методы, условия, средства для работы с детьми данной категории.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Панюшкина, Н. К. Инновационные технологии в логопедической работе со школьниками с ОВЗ / Н. К. Панюшкина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 31-36.
Статья содержит практический опыт использования инновационных технологий в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Автор описывает способы применения таких технологи на логопедических занятиях, приводит примеры работ школьников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Сулагаева, К. О. История становления системы психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогических консилиумов в Российском образовании / К. О. Сулагаева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 37-41.
Данная статья посвящена истории становления системы психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогических консилиумов в Российском образовании. Автором подробно представлены цели, задачи, функционал и порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов в процессе их становления.
Ходюкова, Н. Ю. Экспериментальное исследование предикативного словаря детей 5–6 лет с дизартрией и ОНР III уровня / Н. Ю. Ходюкова ; О. В. Никитина ; А. Е. Гурачевская и др. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 41-52.
Вопросом особенностей формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста посвящено достаточное количество исследований. Определенный объем предикативного словаря, точность понимания значения глаголов и правильное их употребление ребенку необходимы для полноценного общения, для дальнейшего овладения чтением и письмом. Практические наработки и исследования последних десятилетий, которые были осуществлены в области детской речи и формирования лексического словаря ребенка, направлены на общие языковые категории, главную позицию среди которых занимает анализ предикативных конструкций.
Кудьярова, А. И. Обследование ребенка дошкольного возраста учителем–логопедом ПМПК / А. И. Кудьярова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 53-58.
В данной статье представлена специфика обследования речи детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Автором подробно раскрыты этапы обследования речи у детей обозначенной категории.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Кательсон, Т. А. Некоторые аспекты взаимодействия специалистов и семьи в процессе абилитации ребенка первого года жизни с ограниченными возможностями здоровья и поражениями центральной нервной системы / Т. А. Кательсон. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 59-63.
В данной статье представлен опыт работы специалистов с семьями, имеющими детей первого года жизни с ограниченными возможностями здоровья и перинатальной патологией центральной нервной системы.
Шилова, А. П. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / А. П. Шилова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 64-69.
Статья посвящена проблеме психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях специальной школы–интерната. Автор рассматривает задачи психологического сопровождения обучающихся, предлагает кейс диагностических методик с целью выявления особенностей развития детей, выделяет направления. формы и методы коррекционно-развивающей работы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Грошенкова, В. А. К вопросу об обучению грамоте школьников с нарушением интеллекта / В. А. Грошенкова ; И. И. Мельникова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 70-74.
В статье раскрываются психолого-педагогические, психолингвистические и лингвистические основы обучения чтению и письму, основные методы обучения. их преломление в специальной методике преподавания русского языка для обучающихся с нарушениями интеллекта.
Зарукина, И. В. Зрительно–речевые упражнения для логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками / И. В. Зарукина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 74-88.
В статье представлена подборка авторских рифмованных зрительно–речевых упражнений для логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушение зрения в сочетании с нарушением речи. Применение такого коррекционного приема позволяет логопеду–дефектологу максимально эффективно использовать время занятия, реализуя коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи. Данные упражнения составлены с привязкой к определенным лексическим, фонематическим и грамматическим темам.
Курбанова, З. Е. Формирование интонационной стороны речи в структуре коррекции письма у младших школьников с дизартрией / З. Е. Курбанова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 88-94.
В статье рассматривается проблема нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Приведена методика обследования речевых возможностей у данной категории детей, определены направления коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной стороны речи с целью предупреждения нарушений письма и чтения.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Кондратенко, А. В. Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями с использованием сказок / А. В. Кондратенко. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 95-100.
Статья посвящена развитию связной речи. Цель данной статьи – помочь воспитателю, учителю, логопеду в организации и проведении бесед с родителями по вопросам формирования и развития связной речи. а также этот практический материал может быть использован в организации дидактических игр и упражнений для детей с ОНР, ФФН, ЗРР и ЗПР.
Варфоломеева, С. В. Логопедические занятия для детей с ОВЗ в 3 классе. Звук и буква Т, Т. Зима / С. В. Варфоломеева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 100-104.
Статья содержит методические рекомендации для проведения логопедических занятий для детей с ОВЗ.
Найденова, Ю. В. Игры с использованием песка в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта / Ю. В. Найденова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 105-109.
В статье описывается теоретико-методическое обеспечение процесса логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями с использованием песка. Автор предлагает нетрадиционную форму работы с детьми в песочнице на основе игр по профилактике дисграфии и дислексии, развитию мелкой моторики, коррекции звукопроизношения.
Павлова, Н. В. Логопедическое занятие для обучающихся первого класса с ОВЗ / Н. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 109-115.
Данная статья содержит методические рекомендации для проведения логопедических занятий обучающихся первого класса с ОВЗ. Тип занятия – закрепление пройденного материала.