Советы родителям

20 сентября 2019
Дефектология

Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Журнал информирует  и  содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.

Статьи в журнале разделены на разделы.

Специальная психология: исследования и практика

Айвазян, Е. Б.

Механизмы формирования возможности предупреждения отклонений в развитии слепого ребенка младенческого возраста в перспективе культурно-исторического подхода / Е. Б. Айвазян ; Т. П. Кудрина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 3-13.

В статье предлагается новый взгляд на механизмы дизонтогенеза при слепоте. С позиций культурно-исторического подхода к развитию психики человека выдвигается положение о том, что в основе особенностей развития двигательной, когнитивной и мотивационной сфер слепого ребенка лежит нарушение становления его общения со взрослым с самых первых дней жизни. Раскрывается содержание первых шагов развития общения ребенка со взрослым, в соответствии с которым формулируются задачи психолого-педагогической работы с семьей слепого ребенка.

Ляпина, И. С.

Особенности пространственно-временной организации двигательной активности детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы / И. С. Ляпина ; Л. С. Медникова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 14-22.

В статье представлены результаты экспериментального изучения двигательной ритмичности детей третьего года жизни с указанием в их анамнезе на перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС). Приводятся данные, свидетельствующие о вариативности развития двигательной сферы дошкольников, о роли условий материнской депривации в выраженном отставании становления ритмической организации движений у детей раннего возраста с ПП ЦНС.

Реабилитационная помощь взрослым

Сергиенко, А. И.

Симптомы депрессии, система убеждений и посттравматический рост родителей детей с ОВЗ / А. И. Сергиенко ; А.Б. Холмогорова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 23-36.

Представлены результаты эмпирического исследования выраженности симптомов депрессии, а также влияния базисных убеждений родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на их эмоциональное благополучие (депрессивная симптоматика) и посттравматический рост (ПТР). В ходе исследования 113 родителей детей с ОВЗ установлено, что критическая жизненная ситуация, в которой они вынужденно находятся, приводит к разрушению жизненного мира, существовавшего до постановки диагноза ребенку. Появляется необходимость в принятии новой жизненной ситуации, что связано с корректировкой базисных убеждений, выработкой новых схем и стратегий взаимодействия, а в итоге и нового жизненного мира. Проанализирована взаимосвязь показателей шкалы базисных убеждений с суммарным показателем опросника ПТР и степенью выраженности симптомов депрессии, выявленных у части обследованных родителей. На основании полученных результатов, концепции ПТР и жизненных миров сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи родителям детей с ОВЗ.

Интегрированное и инклюзивное образование

Инденбаум, Е. Л.

Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты / Е. Л. Инденбаум. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 37-46.

В статье анализируются проблемы, связанные с готовностью педагогов и родителей к реализации инклюзивного образования, приводятся примеры их удачных решений. Подчеркивается приоритетная значимость мотивационных установок, продуктивных личностных позиций участников инклюзивного процесса, перечисляются типичные ошибки. Рассматриваются некоторые аспекты командного взаимодействия специалистов сопровождения, условий, способствующих качественному инклюзивному образованию. Приводятся сведения о родителях, выбирающих инклюзивное образование, а также - варианты личностной позиции педагогов, реализующих специальное образование.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями

Павлова, Н. Н.

Организация психолого-педагогического обследования младенцев с множественными нарушениями развития / Н. Н. Павлова ; С.Б. Лазуренко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 47-52.

В статье представлены результаты психолого-педагогического обследования младенцев с множественными нарушениям развития, проведенного на основе модифицированной авторами диагностической процедуры. Описаны группы детей с различающимся качеством безусловно-рефлекторных ответов. Полученные данные позволяют определить содержание коррекционно-педагогической помощи, дифференцированное на основе результатов диагностики.

Высшая школа

Нурлыгаянов, И. Н.

Представления о личностно-профессиональных характеристиках учителей-дефектологов, взаимодействующих с семьями слепоглухих детей / И. Н. Нурлыгаянов ; А.Ф. Сайтханов ; Л.Ф. Хайртдинова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 53-62.

В статье раскрывается опыт изучения представлений о профессионально важных качествах учителя-дефектолога, работающего с семьей слепоглухого ребенка. Эмпирическое изучение представлений осуществлялось в четырех выборках: студентов-дефектологов, студентов-дефектологов, являющихся волонтерами, учителей-дефектологов, родителей, воспитывающих детей со слепоглухотой. Выделена факторная структура профессионально важных качеств, определена значимость данных характеристик и выявлена их субъективная значимость.

Коррекционная педагогика дошкольного возраста

Логинова, К. С.

Состояние пространственных и временных представлений у дошкольников с церебральным параличом / К. С. Логинова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 63-71.

В статье раскрывается опыт изучения представлений о профессионально важных качествах учителя-дефектолога, работающего с семьей слепоглухого ребенка. Эмпирическое изучение представлений осуществлялось в четырех выборках: студентов-дефектологов, студентов-дефектологов, являющихся волонтерами, учителей-дефектологов, родителей, воспитывающих детей со слепоглухотой. Выделена факторная структура профессионально важных качеств, определена значимость данных характеристик и выявлена их субъективная значимость.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Липковская, В. В.

Качество жизни пациентов с нейрофиброматозом: обзор зарубежных исследований и данные анкетирования пациентов в России / В. В. Липковская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 72-78.

В настоящей статье рассмотрена концепция качества жизни пациентов с нейрофиброматозом. Освещена проблема формирования программ психологической помощи и поддержки лиц с нейрофиброматозом в России на примере результатов анонимного опроса, проведенного среди пациентов в 2019 г. Материалы статьи могут быть использованы в качестве информационной основы для формирования соответствующих программ психологической поддержки и дальнейшей разработки концепции качества жизни в российской науке.



 Все записи