«ВИРТУАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: ВЛИЯНИЕ СМИ НА МОЛОДЕЖЬ»(материал для проведения урока безопасности)

Беседа с ребятами

  1. Для меня средства массовой коммуникации – это…
  2. Когда я вижу сцену физического насилия, я …
  3. Известие о появлении в продаже нового фильма - ужасов вызывает у меня…
  4. Большинство из моих товарищей не знают, что в ситуации гнева я …
  5. Бесконечное ожидание для меня …
  6. Если меня подвергли унижению, я чувствую себя …
  7. Необоснованная агрессия вызывает у меня …

 

1 ведущий: В современном обществе растёт число случаев проявления агрессии молодых людей. Врачи, педагоги, психологи и широкая общественность озабочены проблемой повышенной агрессивности.

Наблюдается рост молодёжной преступности, в частности, в подростковой среде. При этом тревожат участившиеся случаи преступлений против личности, последствиями которых являются тяжкие телесные повреждения. Растет количество групповых драк подростков, характеризующихся особой жестокостью.

2 ведущий: Одним из основных источников воздействия на повышение агрессии являются средства массовой информации. Попробуем разобраться, каков механизм воздействия СМИ, в частности, телевидения, на повышение агрессии. Для начала определимся с понятием агрессии. Как выдумаете, что это такое?           Ребята отвечают

Ученые неоднозначно трактуют этот термин.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

1 ведущий: Иногда термины «агрессия» и «агрессивность» в психологических источниках не имеют четкого разделения. И все же, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого.

Причины агрессии, как выдумаете какие?  Ребята отвечают

Если говорить о причинах и источниках агрессивного поведения молодежи и подростков, то основными из них являются и давайте сразу обсудим:

1) ухудшение социальных условий жизни;

2) суровые физические наказания и словесные унижения, к которым прибегают взрослые;

3) невнимание со стороны родителей;

4) низкая самооценка;

5) желание вызвать восторг у противоположного пола;

6) СМИ, насыщенные сценами насилия и физической агрессии;

Остановимся на одной из причин, влияющих на агрессивность молодежи — большое количество сцен насилия в СМИ.

2 ведущий: Средства массовой коммуникации – чрезвычайно важный институт социализации. Телевидение и интернет становятся первостепенным средством развлечения, получения информации.

Через компьютерные игры имеют неограниченные возможности не только ознакомиться со всем разнообразным спектром сцен насилия, но и «примерить» это насилие на себя.

1 ведущий: СМИ учат, проповедуют, навязывают людям поведение, в том числе агрессивное, заставляют воспринимать его как норму, естественное явление, а также вызывают эффект привыкания к насилию, при котором просто не замечают его.

Наблюдая за экранным насилием, мы учимся новым формам поведения. Происходит снижение эмоциональной чувствительности к насилию. Это способствует росту вероятности агрессивного поведения в реальной жизни.

2 ведущий: Средства массовой коммуникации играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% хотят иметь 2 телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины – телесериалы, литературно-драматические программы. Начиная с 12-ти – 13-ти лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы.

В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день.  

1 ведущий: Возможно, что наибольшее влияние телевидение оказывает косвенным путем, так как год за годом оно вычеркивает из жизни людей тысячи часов, которые они могли бы посвятить какой-либо другой деятельности. Не исключено, что и вы, как большинство других людей, проводите более тысячи часов в год у экрана телевизора и компьютера. Подумайте, как бы вы использовали это время, если бы у вас не было телевизора или вы знали, что вам жизненный путь скоро придет к завершению? Каким бы это сделало вас сегодняшнего?   Ребята отвечают

2 ведущий: Чтобы популяризировать насилие, СМИ применяют следующие методы:

1) Сцены насилия помещают в фантастический сюжет (фильмы-сказки, фантастические ужастики), получается насилие ненастоящее, придуманное, то есть такой контекст не встревожит зрителей.

2) Сцены насилия в комедиях. Получая насилие в смешной форме, зритель теряет бдительность, расслабляется и утрачивает необходимость защищаться от него.

3) Насилие включено в триллер или фильм ужасов. В этом случае происходит постепенное нагнетание страха и зритель переживает эмоции страха, оставаясь в безопасности, зная, что ему ничего не угрожает. От этого он подсознательно получает удовольствие и воспринимает насилие в положительном контексте.

4) Насилие помещается в виртуальное пространство спецэффекта и употребляется пользователем ради виртуального удовольствия.

1 ведущий: Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией.

Но агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.

2 ведущий: А, какие формы враждебных реакций вы знаете. Сейчас мы увидели одни эмоции. Какие вы еще знаете?  Ребята отвечают

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.

1 ведущий: При анализе результатов исследования под названием «Дети и телевидение», проведенное Американской академией педиатрии, было установлено, что телевидение не только побуждает к жестокому поведению, но и вызывает повышенную склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Во время другого исследования был сделан вывод, что подростки, проводящие много времени у телевизора, потребляют больше алкоголя.

Насилие на телевидении не только повышает агрессивность, но также влияет на их систему ценностей и поведение.

2 ведущий: Какие сейчас образцы поведения подростки преимущественно выбирают в качестве ориентира? Ребята отвечают

Например, истории с криминальной направленностью интересовали людей всегда. Уголовная тематика сегодня остаётся одной из самых популярных и занимательных. СМИ с удовольствием идут навстречу такому спросу, тем более, что удовлетворить его не так уж и сложно.

В настоящее время наблюдается небывало широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество.

Желание, стремление хотя бы внешне подражать более сильным, богатым, удачливым, в сознательной или бессознательной надежде тем самым повысить свой статус.

Имитируют ли вы экранные модели насилия?  Ребята отвечают

1 ведущий: На самом ли деле воображаемый телевизионный мир формирует наши представления о реальном мире?

А как вы думаете, общение может быть разным, но возможно и без слов.  Поиграем? 2 ученика. По эмоциям. 1 ученик должен сказать другому «Ты классно выглядишь!», 2 ученик грубо «Я нуждаюсь в твоих комплиментах» («Хочешь я помогу тебе с контрольной?» – «Без тебя обойдусь» и т.д.)

Давайте сделаем вывод. Ответственность за последствия эмоций.

Подведем итог нашей встречи.

Приведем наиболее часто встречающиеся причины агрессии.

Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы.

Второй источник - СМИ, перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками, и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.

Третий источник - это низкая самооценка человека, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит.

Люди с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут слабыми.

Спасибо за общение, за то, что поделились своими мыслями.

 

 

Использованные источники:

Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение подростков. – Текст : электронный // Allbest: выбери лучшее. – URL: https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a3bd79a4c53b88521306d37_0.html (дата обращения: 28.02.2022)

Изучение влияния средств массовой коммуникации на агрессивность подростков. – Текст : электронный // Инфоурок : ведущий образовательный портал России. – URL: https://infourok.ru/izuchenie-vliyaniya-sredstv-massovoy-kommunikacii-na-agressivnost-podrostkov-2551529.html (дата обращения: 28.02.2022)

Санкова М.С. Влияние СМИ на проявление агрессии у молодых людей / М.С. Санкова. – Текст: электронный. – URL: http://abyss.su/_media/issue/8/sankova_vlijanie_smi.pdf (дата обращения: 28.02.2022)

 

Рекомендовано к просмотру:

Вы не заметили как он готовился убивать : социальный ролик про насилие в школах. – Изображение. Звук // YouTube : видео-портал. – URL: https://youtu.be/WWOF9PM6vuA?t=5 (дата обращения: 28.02.2022)

Реальная агрессия в виртуальном мире: страдают и дети, и взрослые [видео]. – Изображение. Звук // YouTube : видео-портал. – URL: https://youtu.be/jBNfI0FiTGI?t=200  (дата обращения: 28.02.2022)

 

ТРАВЛИ.NET : Социальный ролик о травле в школе [видео]. – Изображение. Звук // YouTube : видео-портал. – URL:  https://youtu.be/dnllkQPa8c8?t=116 (дата обращения: 28.02.2022)



 Все записи