Беседа с ребятами
- Для меня средства массовой коммуникации – это…
- Когда я вижу сцену физического насилия, я …
- Известие о появлении в продаже нового фильма - ужасов вызывает у меня…
- Большинство из моих товарищей не знают, что в ситуации гнева я …
- Бесконечное ожидание для меня …
- Если меня подвергли унижению, я чувствую себя …
- Необоснованная агрессия вызывает у меня …
1 ведущий: В современном обществе растёт число случаев проявления агрессии молодых людей. Врачи, педагоги, психологи и широкая общественность озабочены проблемой повышенной агрессивности.
Наблюдается рост молодёжной преступности, в частности, в подростковой среде. При этом тревожат участившиеся случаи преступлений против личности, последствиями которых являются тяжкие телесные повреждения. Растет количество групповых драк подростков, характеризующихся особой жестокостью.
2 ведущий: Одним из основных источников воздействия на повышение агрессии являются средства массовой информации. Попробуем разобраться, каков механизм воздействия СМИ, в частности, телевидения, на повышение агрессии. Для начала определимся с понятием агрессии. Как выдумаете, что это такое? Ребята отвечают
Ученые неоднозначно трактуют этот термин.
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
1 ведущий: Иногда термины «агрессия» и «агрессивность» в психологических источниках не имеют четкого разделения. И все же, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого.
Причины агрессии, как выдумаете какие? Ребята отвечают
Если говорить о причинах и источниках агрессивного поведения молодежи и подростков, то основными из них являются и давайте сразу обсудим:
1) ухудшение социальных условий жизни;
2) суровые физические наказания и словесные унижения, к которым прибегают взрослые;
3) невнимание со стороны родителей;
4) низкая самооценка;
5) желание вызвать восторг у противоположного пола;
6) СМИ, насыщенные сценами насилия и физической агрессии;
Остановимся на одной из причин, влияющих на агрессивность молодежи — большое количество сцен насилия в СМИ.
2 ведущий: Средства массовой коммуникации – чрезвычайно важный институт социализации. Телевидение и интернет становятся первостепенным средством развлечения, получения информации.
Через компьютерные игры имеют неограниченные возможности не только ознакомиться со всем разнообразным спектром сцен насилия, но и «примерить» это насилие на себя.
1 ведущий: СМИ учат, проповедуют, навязывают людям поведение, в том числе агрессивное, заставляют воспринимать его как норму, естественное явление, а также вызывают эффект привыкания к насилию, при котором просто не замечают его.
Наблюдая за экранным насилием, мы учимся новым формам поведения. Происходит снижение эмоциональной чувствительности к насилию. Это способствует росту вероятности агрессивного поведения в реальной жизни.
2 ведущий: Средства массовой коммуникации играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% хотят иметь 2 телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины – телесериалы, литературно-драматические программы. Начиная с 12-ти – 13-ти лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы.
В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день.
1 ведущий: Возможно, что наибольшее влияние телевидение оказывает косвенным путем, так как год за годом оно вычеркивает из жизни людей тысячи часов, которые они могли бы посвятить какой-либо другой деятельности. Не исключено, что и вы, как большинство других людей, проводите более тысячи часов в год у экрана телевизора и компьютера. Подумайте, как бы вы использовали это время, если бы у вас не было телевизора или вы знали, что вам жизненный путь скоро придет к завершению? Каким бы это сделало вас сегодняшнего? Ребята отвечают
2 ведущий: Чтобы популяризировать насилие, СМИ применяют следующие методы:
1) Сцены насилия помещают в фантастический сюжет (фильмы-сказки, фантастические ужастики), получается насилие ненастоящее, придуманное, то есть такой контекст не встревожит зрителей.
2) Сцены насилия в комедиях. Получая насилие в смешной форме, зритель теряет бдительность, расслабляется и утрачивает необходимость защищаться от него.
3) Насилие включено в триллер или фильм ужасов. В этом случае происходит постепенное нагнетание страха и зритель переживает эмоции страха, оставаясь в безопасности, зная, что ему ничего не угрожает. От этого он подсознательно получает удовольствие и воспринимает насилие в положительном контексте.
4) Насилие помещается в виртуальное пространство спецэффекта и употребляется пользователем ради виртуального удовольствия.
1 ведущий: Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией.
Но агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.
2 ведущий: А, какие формы враждебных реакций вы знаете. Сейчас мы увидели одни эмоции. Какие вы еще знаете? Ребята отвечают
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.
1 ведущий: При анализе результатов исследования под названием «Дети и телевидение», проведенное Американской академией педиатрии, было установлено, что телевидение не только побуждает к жестокому поведению, но и вызывает повышенную склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Во время другого исследования был сделан вывод, что подростки, проводящие много времени у телевизора, потребляют больше алкоголя.
Насилие на телевидении не только повышает агрессивность, но также влияет на их систему ценностей и поведение.
2 ведущий: Какие сейчас образцы поведения подростки преимущественно выбирают в качестве ориентира? Ребята отвечают
Например, истории с криминальной направленностью интересовали людей всегда. Уголовная тематика сегодня остаётся одной из самых популярных и занимательных. СМИ с удовольствием идут навстречу такому спросу, тем более, что удовлетворить его не так уж и сложно.
В настоящее время наблюдается небывало широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество.
Желание, стремление хотя бы внешне подражать более сильным, богатым, удачливым, в сознательной или бессознательной надежде тем самым повысить свой статус.
Имитируют ли вы экранные модели насилия? Ребята отвечают
1 ведущий: На самом ли деле воображаемый телевизионный мир формирует наши представления о реальном мире?
А как вы думаете, общение может быть разным, но возможно и без слов. Поиграем? 2 ученика. По эмоциям. 1 ученик должен сказать другому «Ты классно выглядишь!», 2 ученик грубо «Я нуждаюсь в твоих комплиментах» («Хочешь я помогу тебе с контрольной?» – «Без тебя обойдусь» и т.д.)
Давайте сделаем вывод. Ответственность за последствия эмоций.
Подведем итог нашей встречи.
Приведем наиболее часто встречающиеся причины агрессии.
Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы.
Второй источник - СМИ, перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками, и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.
Третий источник - это низкая самооценка человека, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит.
Люди с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут слабыми.
Спасибо за общение, за то, что поделились своими мыслями.
Использованные источники:
Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение подростков. – Текст : электронный // Allbest: выбери лучшее. – URL: https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a3bd79a4c53b88521306d37_0.html (дата обращения: 28.02.2022)
Изучение влияния средств массовой коммуникации на агрессивность подростков. – Текст : электронный // Инфоурок : ведущий образовательный портал России. – URL: https://infourok.ru/izuchenie-vliyaniya-sredstv-massovoy-kommunikacii-na-agressivnost-podrostkov-2551529.html (дата обращения: 28.02.2022)
Санкова М.С. Влияние СМИ на проявление агрессии у молодых людей / М.С. Санкова. – Текст: электронный. – URL: http://abyss.su/_media/issue/8/sankova_vlijanie_smi.pdf (дата обращения: 28.02.2022)
Рекомендовано к просмотру:
Вы не заметили как он готовился убивать : социальный ролик про насилие в школах. – Изображение. Звук // YouTube : видео-портал. – URL: https://youtu.be/WWOF9PM6vuA?t=5 (дата обращения: 28.02.2022)
Реальная агрессия в виртуальном мире: страдают и дети, и взрослые [видео]. – Изображение. Звук // YouTube : видео-портал. – URL: https://youtu.be/jBNfI0FiTGI?t=200 (дата обращения: 28.02.2022)
ТРАВЛИ.NET : Социальный ролик о травле в школе [видео]. – Изображение. Звук // YouTube : видео-портал. – URL: https://youtu.be/dnllkQPa8c8?t=116 (дата обращения: 28.02.2022)