Методическая помощь

28 февраля 2022
«Русская Масленица. Традиции и обряды»

 Встречайте Масленицу с песней,
Открыты будьте и добры.
И станет мир ваш интересней,
И будут вкусными блины.
Желаем шумного веселья,
Дыханья солнечной весны,
Примите наши поздравленья,
Пусть счастьем будут дни полны!
Дементьева Т.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица, 1919

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица, 1919.

Масленица — один из самых интересных, долгожданных, весёлых и самых «вкусных» праздников в году, который отмечается в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской соавянской мифологии. 

Первое упоминание о масленице относится к ХVI веку, хотя мясопуст уже упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году.

По мнению одних ученых, в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов являлось началом нового года (до 1492 года).

Другие исследователи предполагают, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Велеса.

Крестьяне считали Масленицу поминальным праздником, в ходе которого они вовлекали своих умерших отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» (обычай «греть покойников»).

Существует также точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной, когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы». Праздник считали наследием культа славянского бога Ярило и связанные с ним горящие костры и колесо на шесте.

Главной целью масленичных обрядов считалась стимуляция плодородия.

Чучело масленицы 

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскрещающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.

Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связывают и поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы, обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.
 
Блин солнечный печем…

Блины масленичные

Современное слово «блин» произошло от древнерусского «млинъ». Так называлась еда из мелко смолотой муки.

В русской кухне блины появились не позднее IX века. Предшественниками блинов из заквашенного теста были блинчики, оладьи и лепешки из пресного теста. Блины пекли из различных видов муки и их смесей: пшеничной, гречневой, ржаной, овсяной, пшённой, гороховой. Простонародье в основном использовало ржаную муку. Красными называли блины из гречневой муки, белыми — из пшеничной.

Раньше блины пекли в русской печи: нижняя их сторона жарилась на сковороде, а верхняя запекалась жаром топочной камеры. Поэтому и говорится – печь блины.

Русские блины - это обрядовое и ритуальное блюдо. Ими встречают молодых в день венчания, блинами угощают перед дальней дорогой, поминают усопших, радуются окончанию зимы и встречают весну.

Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины были обрядовой едой на поминках, и именно в этом качестве использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник. Причиной поминального использования блинов считается особая архаичность этого блюда. 

Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блины на Масленицу пекут всю неделю. Первый блин посвящают Власию или умершим. Его кладут «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших. В Прощеное воскресенье или в субботу идут с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы.

Пестрая масленицаПёстрая неделя, или Малая масленица

По сложившейся традиции масленицу отмечают семь дней, хотя известно, что ранее масленицу отмечали две недели.

В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8–10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!».

С субботы начинали праздновать «малую Масленку», отмечали Родительский день. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляли на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят.

Мясное воскресенье

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной.

Сырная седмица

«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост»
Пословица

В православной традиции Масленица называется Сырной седмицей, а также Мясопустом или Мясопустной неделей. Исстари повелось, что в эту весеннюю пору люди провожают зиму. Повсюду пекут блины, а завершается праздник сожжением чучела Масленицы. Но для верующих людей эта седмица предшествует Великому посту. Христиане уже начинают ограничивать себя в пище и настраиваться на воздержание и покаяние.

У каждого дня Сырной седмицы есть не только собственное название, а еще и характерные приметы и ритуалы, которые принято соблюдать.

День 1. Встреча.

Наши предки жили большими дружными семьями, невестка, как правило, переселялась в дом к мужу и его родителям. В первое утро Сырной седмицы свекры отправляли жен своих сыновей в гости к родителям, а вечером сами навещали родню. Главным тут было — сватов не обидеть и накормить их как следует.
Развлечения для народа на площадях начинали готовить еще во время Пестрой недели — той, что предваряла Масленичную. А вот в понедельник их достраивали — устанавливали качели, формировали ледяные горки, строили снежные крепости. Все старались успеть поскорее, чтобы не отвлекаться на это во время празднования.

Главный обычай масленичного понедельника — выпекание первого блина. Его не ели, а отдавали неимущим, чтобы те помянули души усопших родственников.

День 2. Заигрыши.

Вторник Масленичной недели, был полностью посвящен смотринам. Молодежь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу. Делалось это с далеко идущей целью. Впереди был Великий пост, во время которого запрещены свадьбы, а вот уже после него, как раз на Красную горку, молодые, познакомившиеся во время заигрышей, уже могли пожениться.

Те, кому смотрины были неинтересны, в этот день звали в гости родственников и друзей. Чем более изобильным был стол, тем больше уважения выказывал хозяин.

Во вторник впервые начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!»

День 3. Лакомка, или Скоромная среда.

В середине Масленичной недели зять ходил в гости к теще — на блины, конечно же. И не только он — поесть блинов приходили его друзья и родственники. Теща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свое к нему расположение. Гости смотрели и млели — повезло же парню с родней. Хотя причина такого поведения матери была во многом рациональной — считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей.

День 4. Разгуляй, или Широкий четверг.

С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой. Поэтому народ оставлял все свои дела и шел на площадь, чтобы как следует повеселиться.

На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга:

  • кулачные бои;
  • катания на лошадях и в повозках;
  • соревнования на ловкость и выносливость;
  • хороводы;
  • игры в снежки;
  • штурм и захват снежного городка;
  • разведение костров и прыжки через огонь;
  • песни, пляски и, конечно же, поедание блинов.
Отсидеться дома в этот день не получалось. Верили, что всех, кто по какой-то причине проигнорирует всеобщее веселье, настигнут горести и неудачи. Ну, и осуждение соседей, конечно же.

День 5. Тещины вечерки.

В пятницу уже зятю было положено со всеми почестями принять тещу. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку.

День 6. Золовкины посиделки.

В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сестрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки.

Православная церковь в масленичную субботу празднует Собор всех преподобных отцов — в этот день почитают всех, кто заслужил место среди святых своим монашеским подвигом.

День 7. Проводы, или Прощеное воскресенье.

Самый важный день всей Сырной седмицы. В воскресенье совершалось заговенье перед Великим постом. Верующие просили прощения друг у друга, а в ответ слышали «Бог простит, и я прощаю». В этот день было принято поминать усопших и посещать кладбища.

Прощеное воскресенье — последний день, когда в пищу можно было употреблять продукты животного происхождения. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было доесть. Остатки или раздавали нищим, или сжигали — дурной приметой считалось выбросить еду или дать ей пропасть.

Днем было принято ходить в баню, а вечером собираться на площади — конечно же, чтобы торжественно сжечь чучело Масленицы.

сжигание чучела масленицы

Источники:

Блины. – Текст : электронный // ВикипедиЯ : [сайт]. – 2022. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блины (дата обращения: 14.02.2022).

Гура, А. В. Блины. Символика блинов в фольклоре и обрядах в славянской мифологии / А. В. Гура. – Текст: электронный // Библиотекарь.Ру : [сайт]. – 2022. – URL:  http://www.bibliotekar.ru/2-9-3-slavyanskaya-mifologiya/28.htm (дата обращения: 14.02.2022).

Зарбалиева, М. Масленичная неделя 2022 / М. Зарбалиева. – Текст : электронный // Комсомольская правда : [сайт]. – 2022. – URL : https://www.kp.ru/family/prazdniki/maslenichnaya-nedelya/ (дата обращения: 14.02.2022).

Игры и конкурсы на Масленицу. – Текст : электронный // VPLATE : [сайт]. – 2022. – URL : https://vplate.ru/maslenica/igry-i-konkursy/ (дата обращения: 14.02.2022).

Масленица в русской живописи и поэзии. – Текст : электронный //   LiveInternet : [сайт]. – 2007. – 26 февр. – URL : https://www.liveinternet.ru/users/feigele/post409570643 (дата обращения: 14.02.2022).

Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Текст : электронный // Древнерусская литература : [сайт]. – 2022. – URL : http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-russkie-agrarnye-prazdniki/obryadovaya-eda.htm  (дата обращения: 14.02.2022).

*Фото и картинки взяты из открытых источников.
 


 Все записи