Методическая помощь
«Неумолчный шум в душе»
Ведущий 1: Василий Васильевич Розанов 2 мая (20 апреля) 1856 в Ветлуге – уездном городке Костромской губернии, в небогатой семье. По отцу он происходит из духовенства (дед был священником), что наложило отпечаток на личность писателя. Мать была из обедневшего дворянского рода Шишкиных. После смерти отца в 1861 году (отец был лесничим и умер, простудившись при погоне за браконьером), мать с шестью детьми перебралась в Кострому, где учился в гимназии старший из сыновей, Николай, с целью продолжить здесь воспитание детей. На оставшиеся от отца и вырученные от продажи имущества деньги, мать купила в Костроме маленький дом, и «стала жить, принимая к себе на хлебы учеников местной семинарии…).
Ведущий 2: Особенно мрачное впечатление осталось у Розанова от бесконечных огородных работ: «Окончательная нищета настала, когда мы потеряли корову. До тех пор мы всё пили молочко и были счастливы. Огород был большой. Гряды, картофель и поливка (безумно трудная в 7 лет), потом рассада. Но главное полка картофеля и поливка его, а ещё – носить навоз на гряды, когда подгибались от тяжести носилок ноги (колени). Вообще жизнь физически страшно трудна…».
После смерти матери семья впала в крайнюю нищету, а из-за нехватки дров для отопления в ход пошел даже забор. И очень часто не было даже хлеба. С 14 лет, когда скончалась мать, Розанов практически рос сиротой под опекой старшего брата, Николая. Однако мать сумела добиться главного – дети все-таки получили образование.
В гимназии Розанов, как он пишет, учился «очень дурно», ему было не до учёбы: не хватало даже учебников, одолевали хлопоты по хозяйству. А когда умирала мать, он и вообще остался на второй год.
Ведущий 1: В 1870 г. старший брат Николай, окончив университет, получил назначение в Симбирск и взял туда к себе, согласно предсмертной просьбе матери, двух младших братьев, Васю и Серёжу. Большое духовное влияние в то время на него оказал сын хозяйки А.Н. Николаев, увлекающийся идеями «шестидесятников». Он много беседовал с Розановым, давал ему читать свои книги. Николаев научил его «всему светлому и идейному» вспоминал позже Розанов.
В 1878 г. Василий Розанов поступает в Московский университет на историко-философский факультет. Студентом он считался способным – был стипендиатом им. А.С. Хомякова. Его даже хотели оставить на кафедре, но он сам отказался, считая, что не сможет читать лекций из-за слабых голосовых связок и по складу характера.
Ведущий 2: В 1880 году, ещё студентом 3 курса, Розанов женился на 40-летней Аполлинарии Прокофьевне Сусловой, известной своими близкими в прошлом отношениями с Достоевским (она послужила, в частности, прототипом Полины – героини романа «Игрок»). Розанов, также, как и Достоевский, был пленён бескомпромиссной, своенравной, всё ещё красивой Сусловой, хотя она была почти на двадцать лет старше его.
Однако этот любовный парадокс стал поистине трагическим. Семейная жизнь не сложилась, но стала чередой испытаний и унижений. Слабохарактерный Розанов терпел многое, включая постоянные измены супруги и её агрессивные издевательства над его философским творчеством. Но когда Аполлинария Прокофьевна в очередной раз сбежала от Василия Васильевича со... студентом, он женился на молодой вдове, которую искренне полюбил. Женился незаконно, хотя нашёлся добрый священник (дядя Варвары Дмитриевны Бутягиной тайно в храме, расположенном на территории Детского парка), согласился повенчать возлюбленных с условием, что они покинут город.
Ведущий 1: В итоге семейная жизнь Розанова практически до конца его дней была переломана. Доказать вину Сусловой в случившемся было невозможно, а сама Аполлинария Прокофьевна согласия на развод Василию Васильевичу не давала.
Женился Розанов вторично в 1891 г. на дочери вдовы священника Варваре Дмитриевне Рудневой (в первом замужестве Бутягиной). Этот брак оказался, в отличие от предыдущего, взаимно счастливым и многодетным – у Розановых было четыре дочери и сын, в семье также жила дочь Варвары Дмитриевны от первого брака Александра Бутягина – Аля. Но семейное счастье очень омрачалось тем, что из-за отказа первой жены Розанова дать развод, а брак (с тайным венчанием) считался «гражданским», и дети – «незаконнорожденными» (отчасти этим личным обстоятельством и была вызвана активная полемика Розанова с церковью по вопросам семьи и брака). Варвара была глубоко верующей, и положение «гражданской жены» оскорбляло её религиозное чувство.
Встреча с домом Рудневых была для Розанова обретением «духовной родины», началом новой жизни. Варвара Дмитриевна на протяжении всей их совместной жизни была нравственной опорой писателя, и он ей посвятил в своих «интимных книгах» немало самых теплых строк.
Ведущий 1: С августа 1887 по июль 1891 года Розанов преподавал историю и географию в Елецкой мужской гимназии (ныне гимназия № 1). Его учениками были философ Сергей Булгаков и Михаил Пришвин. Работа в гимназии не очень привлекала Розанова. Хотя детей он любил, учительство было ему в тягость из-за своего однообразия и прозаизма кроме того он с детства не переносил атмосферы канцелярщины, формализма, бездушия, царившей в области образования. Историю и особенно географию Розанову преподавать было трудно и неинтересно – он вечно «витал эмпиреях».
Ведущий 2: Елец стал началом его вступления в большую литературу. В Ельце, он начал переписываться с Н.Н. Страховым, при поддержке которого с 1889 года печатался в «Русском вестнике» и «Вопросах философии и психологии». Его статьи стали появляться также в «Московских ведомостях» и в «Русском обозрении» и вскоре обратили на себя внимание читателей и критиков.
В Ельце складывались воззрения В. В. Розанов на многие явления русской философской мысли, здесь он пересмотрел свои взгляды на православие. В елецкий период были созданы его философские труды: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М Достоевского», «Место христианства в истории», «Теория исторического прогресса и упадка», исследование о философских взглядах К. Н. Леонтьева «Эстетическое понимание истории», ряд статей, вошедших впоследствии в книгу «Сумерки просвещения».
В 1891 году по условию тайного венчания Розанов покинул Елец и переселился в г. Белый Смоленской губернии, т.к. там директором местной гимназии был его старший брат Николай.
Ведущий 1: Однако брата в скором времени перевели в Вязьму и жизнь Розанова из-за отношений с начальством снова осложнилась. В этот период как раз появилась в печати статья Розанова «Сумерки просвещения»(1893), где острой критике подверглось положение дел в области образования. Розанова тяготила жизнь в глубинке. И в 1892 году, когда ощущение, что он гибнет в «какой-то жалкой уездной пыли» стало почти невыносимым, Розанов получил от Рачинского такое радостное известие «Вашей литературной деятельностью сильно заинтересован Тертий Иванович Филиппов». В 1893 г. он наконец-то получил от Филиппова вызов и покинул провинцию полный радужных надежд.
Ведущий 2: С 1893 года В.В. Розанов служил в центральном управлении государственного контроля, с мая 1899 года по приглашению А.С. Суворина стал постоянным сотрудником газеты «Новое время» (где публиковался с 1895 года). Эта работа дала ему не только материальную обеспеченность, но и реализацию творческого потенциала. Многие книги и брошюры Розанова (всего он выпустил 37 отдельных изданий, не считая переизданий) были составлены из печатавшихся в «Новом времени» статей.
В. В. Розанов является автором философских сочинений «О понимании» (1886), «Религия и культура» (1899), «Природа и история» (1900), «В мире неясного и нерешенного» (1901), «Около церковных стен» (1906), «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911), «Люди лунного света. Метафизика христианства» (1911); «Уединённое» (1912), около 200 работ о русских писателях и многих других.
Революционные события 1917 года он воспринял как конец истории России.
Ведущий 1: В 1918 году от социальных потрясений и жизненных лишений у Розанова случился удар. Он очень тяжело пережил смерть от тифа сына Василия. Общение с друзьями и их поддержка было единственным, что скрашивало его существование. Постепенно Розанов слабеет, у него склероз мозга, в изнемогающем теле гаснет сознание. В последние дни перед смертью он находился в состоянии христианской любви и всепрощении. Похоронен Розанов был по церковному обряду на кладбище Черниговского монастыря, рядом с прахом К. Леонтьева. Флоренский выбрал надпись для надгробия «Правдивы и истинны пути Твои, Господи».
Источники:
Василий Розанов [Электронный ресурс] // Культура.РФ [Сайт]. – Режим доступа : https://www.culture.ru/persons/8969/vasilii-rozanov (11.05.2021)
Гений русского парадокса: памяти Василия Розанова [Электронный ресурс] // tsargrad.tv [Сайт]. – Режим доступа : https://tsargrad.tv/articles/genij-russkogo-paradoksa-pamjati-vasilija-rozanova_182496 (11.05.2021)
Философ Розанов: биография, научные труды, публикации [Электронный ресурс] // fb.ru [Сайт]. – Режим доступа : https://fb.ru/article/457864/filosof-rozanov-biografiya-nauchnyie-trudyi-publikatsii (11.05.2021)
Составитель: зав. отделом обслуживания г. Елец Авраменко Н.Е.