Методическая помощь
Мэтр литературного жанра
Авраменко Н.Е., зав. ОО (г. Елец)
1 ведущий: В 13 января исполнилось 90 лет со дня рождения признанного мастера детективной прозы Аркадия Вайнера. В биографии Аркадия Александровича практически нет тёмных пятен, и поэтому для любого, кто хоть немного знаком с творчеством писателя, а вернее – писательского тандема братьев Вайнеров, не является секретом, что прежде чем взяться за перо, Вайнер-старший около 10 лет проработал в милиции.
2 ведущий: Аркадий родился в обычной московской семье: мама работала учительницей, отец – водителем и механиком. Не знавший толком грамоты, так как окончил всего один класс, отец, тем не менее, был прекрасным рассказчиком. Позже братья Вайнеры использовали его многочисленные истории в своих романах.
1 ведущий: Своим сыновьям родители привили качества, которые очень помогли им в жизни. Самое главное наставление отца: в любых ситуациях всегда оставаться человеком.
В жизни Аркадий был настойчивым и целеустремленным: школа с золотой медалью, затем юридический факультет столичного вуза, работа следователем в московской милиции.
2 ведущий: По службе Аркадий Вайнер занимался расследованием самых разных дел: от мелких краж до жестоких убийств, и каждое из них он доводил до справедливого решения. Взятки не брал, угрозы на него не действовали. За принципиальность его трижды исключали из партии, что в СССР считалось смерти подобно.
1 ведущий: В одном из интервью ему был задан вопрос: «Вы помните какие-то громкие дела, связанные с вашими расследованиями?» Аркадий Вайнерответил: «Тогда я десятки преступников вывел на чистую воду и представил их к заслуженному наказанию. Ведь от их преступлений страдало не только государство, но и обычные люди. Например, мясные продукты фальсифицировали по категории и, пользуясь дефицитом мяса в стране, продавали его по завышенной цене. При этом мясо очень часто было опасно низкого качества. То же самое было и с овощами. Списывали свежие, только что прибывшие фрукты и овощи как гнильё, а гнильё продавали по самым высоким ценам. Или подмешивали гнильё к свежим фруктам…»
Позднее Аркадий вспоминал: «Она ему так понравилась, что он настоял, чтобы я с нею познакомился. Я встретился с ней, а уже через неделю мы поженились».
«Я работал оперативником в милиции, получал 120 рублей, – вспоминал Аркадий. – А Сонюшка была студенткой. Ни о каких подарках дороже рубля речи быть не могло. Но нам всегда было о чём поговорить. Наши вкусы во многом совпадали. К нашему знакомству не очень одобрительно отнеслись её родители. А вот мои самозабвенно полюбили Соню».Из милиции Аркадий уволился в феврале 1968 года. Он ушёл в отставку по ограниченному состоянию здоровья, в звании капитана милиции.
2 ведущий: Писательской деятельностью Аркадий и его брат Георгий начали заниматься случайно. В 1967 году их приятель Норман Бородин в ходе возникшего спора на тему «кем труднее работать: следователем либо журналистом» предложил написать небольшое произведение, за которое пообещал отличный гонорар. Братья приняли предложение и спустя месяц представили роман «Часы для мистера Келли». Произведение в несколько сокращённом варианте сразу же было опубликовано в двух журналах – «Советская милиция» и «Наш современник».
Большое количество материала, накопленное Аркадием за время работы следователем, и огромный опыт Георгия, работавшего журналистом, побудили обоих на создание целого ряда прекрасных произведений.
1 ведущий: По рассказам самого Аркадия Вайнера, работу над очередным романом братья всегда начинали с плана, а потом просто решали, кто какую главу пишет. При этом, по оценке Аркадия Вайнера, у Георгия лучше получались главы «про войну», а у него самого – «про любовь». Таким образом были написаны «Лекарство против страха», «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве», «Ощупью в полдень», «Евангелие от палача» и другие произведения. Всего в период с 1970 по 1990 год ими было создано и опубликовано более десяти романов. Кроме того, Аркадий Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. В качестве сценаристов братья Вайнеры работали над фильмами «Город принял», «Ночной визит», «Я, следователь», «Потерпевшие претензий не имеют», «Свидетельство о бедности», «Вход в лабиринт», «Нелюдь, или В раю запрещена охота». В последнем фильме Аркадий Вайнер участвовал ещё и как актёр.
2 ведущий: Пожалуй, самым успешным произведением братьев за всю их писательскую карьеру стал роман «Эра милосердия». Именно он лёг в основу художественного фильма «Место встречи изменить нельзя», ставшего впоследствии культовым не только благодаря режиссёрскому таланту Станислава Говорухина, а также работам не менее талантливых актёров, но и лихо закрученному сюжету, вышедшему из-под пера братьев Вайнеров.
Говорухин настолько сильно проникся материалом, что ещё до положительного решения авторов об участии в постановке фильма выучил текст романа наизусть и мог цитировать его буквально с любого места. Владимир Высоцкий, тоже едва прочитав роман, стал одержим идеей сыграть роль Глеба Жеглова.
1 ведущий: И вот, в 1979 году фильм вышел на экраны. Его показ приурочили ко Дню милиции. Во время демонстрации фильма улицы городов буквально вымирали, прекращался расход коммунальной воды.
К тому времени братья Вайнеры уже считались маститыми писателями, но после выхода на экраны «Места встречи…» на них обрушилась поистине всенародная любовь.
Многие эпизоды, вошедшие в книгу «Эра милосердия», а затем в сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя», Аркадий Вайнер списал с реальных уголовных дел, о которых получил информацию в период своей службы в милиции. Писательский талант авторов бестселлера позволил этим историям заблистать новыми гранями.
2 ведущий: Например, основной элемент сюжетной линии книги и киносценария – банда «Чёрная кошка». Существовала ли она на самом деле? Или это чистой воды вымысел? Изначально версия о существовании банды под таким названием старожилами Московского уголовного розыска категорически отвергалась. Но в начале 2000-х в прессе появилась информация, что такая банда в послевоенной Москве всё же была. Да вот только членами её являлись не матёрые уголовники, как это описано в романе братьев Вайнеров, а подростки-беспризорники. И руководил бандой семиклассник Володя Колганов.
1ведущий: Ещё один эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов и Шарапов задерживают в театре вора Ручечника с напарницей, когда те завладевают шубой жены английского посла.
В основу этого фрагмента был положен реальный случай из служебной практики сотрудника МУРа Григория Григорьевича Пушкина, кстати сказать, правнука великого русского поэта. Так вот, эпизод с задержанием вора-карманника по фамилии Ручников – не выдуманный факт. Только в реальной жизни Ручечника задерживал именно Пушкин.
2 ведущий: В фильме есть и такой эпизод, где Жеглов говорит: «Эх, сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками». И это не случайно. Оба брата любили хорошо поесть. Вот, что об этой общей их «слабости» рассказывала в одном из интервью дочь Аркадия Вайнера, тележурналист Наталья Дарьялова: «Оба Вайнера обожали покушать, знали толк в еде, поэтому во всех книгах вы найдёте описания вкусной, но не очень здоровой пищи. Я помню, как мы приходили с какой-нибудь гулянки из роскошного ресторана, садились на кухне и ещё долго продолжали семейные беседы. Часа в два-три ночи папа говорил маме: «Соня, свари мне макароны с сыром». Или просил пшённую кашу. Папа любил блюда простые: селёдку с картошкой и луком, кашу, макароны, борщ. Но он так вкусно ел, что мы все к нему присоединялись, пусть даже была глубокая ночь».
1 ведущий: Несмотря на бешеную популярность фильма, снятого по роману «Эра милосердия», самим Вайнерам гораздо важнее и ближе были два других романа, стоящие особо в их литературной работе и судьбе. Речь идёт о книгах «Петля и камень в зелёной траве» и «Евангелие от палача». Остросоциальные, политизированные, откровенно антисоветские… Читательская аудитория этих романов резко отличалась от зрительской аудитории «Места встречи...». Их смогли напечатать только на пике перестройки и гласности, хотя написаны они были задолго до этого периода.
2 ведущий: К концу 1990-х общий тираж романов братьев Вайнеров превысил миллион экземпляров. Успех произведений, которые сами авторы именовали психологической прозой с криминальным сюжетом, нельзя объяснить одной лишь любовью публики к впечатляющим погоням, громким перестрелкам, захватывающим интригам. Здесь имеет место нечто более глубокое: человеческие отношения, которые гораздо важнее лихо закрученного сюжета. Действительно, братьям Вайнерам удалось поднять детективный жанр на высоту настоящей литературы.
1ведущий: В многочисленных интервью Аркадий Вайнер часто подчёркивал, что не только не писал по общепринятым писательским трафаретам, но даже не имел учителя, которому можно было бы подражать. Да и подражать не имело смысла: огромный опыт в уголовном розыске давал автору мощную основу для будущих романов.
2 ведущий: Аркадий и Георгий были истинными писателями-гуманистами: постоянно отвечали на письма из мест заключения, по мере возможностей помогали арестованным и даже сумели добиться освобождения нескольких незаконно осуждённых людей. Позже Аркадий стал заниматься вопросами заключённых в более официальном статусе, состоя в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. «За свою жизнь я контактировал с тысячами преступников и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей среди них нет», – признавался в одном из интервью писатель.
1ведущий: Полный огромных планов на жизнь, Аркадий Вайнер – мастер, обладавший глубоким гуманизмом и настоящим писательским талантом, не успел их полностью реализовать: помешала болезнь, затяжная и серьёзная. Своё пошатнувшееся здоровье Вайнер скрывал от всех.
Уже состоявшийся классик детективного жанра с энтузиазмом продолжал работать, в частности, трудился над кинолентой «Место встречи изменить нельзя – 2». Сценарий, по словам писателя, был уже готов, оставались только «кое-какие технические детали». Сюжет фильма строился вокруг расследования убийства Глеба Жеглова из-за предательства сослуживца. Предполагалось, что в роли Жеглова, который появлялся только в начале фильма, зрители опять увидят Владимира Высоцкого – Вайнер намеревался использовать материалы, не вошедшие в 1979 году в фильм Говорухина.
2 ведущий: Кроме того, Аркадий и Георгий Вайнеры последние четыре года писали большой роман, который, по словам старшего брата, должен был стать своеобразной русской «Сагой о Форсайтах». Известно, что действие романа, описывающего жизнь московской патриархальной семьи, разворачивается в 1913 году. Книга предварительно была названа «Ночные темы» и в течение ближайшего года должна была быть закончена.
1 ведущий: 24 апреля 2005 года, Аркадия Вайнера не стало. Он умер от сердечной недостаточности и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Младший брат Георгий пережил его всего на четыре года. После них осталось богатейшее литературное наследие. Книги братьев Вайнеров, общий тираж которых по разным оценкам составляет около трехсот миллионов экземпляров, публиковались более чем в 40 странах мира.
Цитаты из произведений
** «У меня мозг болит, как будто я выжал его рукой…» («Ощупью в полдень», 1968)
** «Я тебе точно говорю: в человеке самое главное — чтобы он был человечным…» («Эра милосердия», 1976 год)
** «Неуживчивым нигде медом не намазано…» («Часы для мистера Келли», 1970 год)
** «Не торопись судить — очевидное обманчиво. Мы узнаем себя и мир через боль рухнувших иллюзий, досаду понятых ошибок, трудное терпение думать об одном и том же…» («Завещание Колумба», 1991 год)
** «Когда ты был слеп, я был твоим поводырем в краях неведомого. Теперь ты прозрел, и моя спина загораживает тебе солнце…» («Визит к Минотавру», 1972 год)
** «Чтобы разбогатеть, надо всегда помнить о трех вещах. Первое — бережливость. Второе — бережливость к сбереженному. Третье — бережливость к бережливо сбереженному. Вот и все» («Лекарство для Несмеяны», 1978 год)
** «Я думаю, что говорить «я люблю людей» так же пошло и глупо, как заявить, что «я умный и бескорыстный человек». Люди не вырезка с грибами, и любить их — ежедневный труд души, страдание и служение им. А не кокетливая болтовня!» («Завещание Колумба», 1991 год)
** «Добро должно быть могущественным, ибо слабосильное добро порождает зло» («Визит к Минотавру», 1972 год)
** «Главное — первый шаг. Вроде как с вышки первый раз в воду прыгнуть. Страшно, руки-ноги дрожат, но ты уже взобрался на вышку, все смотрят, и не прыгнуть нельзя. Позор до смерти. Сердце замирает, совсем останавливается, в ушах — шум какой-то, но ты заставляешь непослушные ноги оттолкнуться от настила и летишь вниз, в пропасть… Надо заставить себя сделать этот один-единственный шаг» («Двое среди людей», 1990 год)
** «Нехорошо делать людей свидетелями твоих слез — они от этого чувствуют себя виновато-несчастными» («Петля и камень в зеленой траве», 1991 год)
** «…Старость — это разобранная новогодняя елка. Исчез аромат хвои, падают желтые иголки, лысые веточки торчат, обрывки серебра. И я бы поверил, что праздник жизни кончился, но всегда вдруг находишь одну — единственную забытую игрушку -— и она сулит надежду, что пусть хоть через год, но радость придет снова…» («Завещание Колумба», 1991 год)
Использованные источники:
Аркадий Вайнер: мэтр детективного жанра. - Текст : электронный // Книжный континент: блог Марины Сарычевой. – URL: https://alisa2002marina.blogspot.com/2017/01/blog-post_78.html (дата обращения : 22.01.2021).
Братья Вайнеры: творчество, книги, лучшие произведения. – Текст : электронный // SYL : информационный портал для женщин. – URL: https://www.syl.ru/article/288434/new_bratya-vayneryi-tvorchestvo-knigi-luchshie-proizvedeniya (дата обращения : 22.01.2021).
Фильм на все времена. Как создавали культовое "Место встречи изменить нельзя"? – Текст : электронный // Яндекс Дзен – персональная лента публикаций. – URL: https://zen.yandex.ru/media/moyokino/film-na-vse-vremena-kak-sozdavali-kultovoe-mesto-vstrechi-izmenit-nelzia-5db2e1328f011100aea1e6c7 (дата обращения : 22.01.2021).