Методическая помощь
«В ЕЁ СТИХАХ ЧАРУЮЩИЙ ДУРМАН»
Авраменко Н.Е., зав. филиалом г. Елец
Ведущий 1: Имя современной поэтессы Ларисы Рубальской сегодня известно всем. Писатель, переводчик, поэт-песенник Лариса Алексеевна Рубальская родилась 24 сентября 1945 г. в Москве в скромной интеллигентной семье.
Ведущий 2: Отец преподавал в школе труд и военное дело. Когда-то он поменял Украину на Москву, потому что мечтал учиться в академии им. Н. Жуковского. Успешно сдал вступительные экзамены, но вскоре по национальному признаку был отчислен. Детей, как говорила Лариса Алексеевна, «воспитывали две женщины – мама и бабушка».
Ведущий 1: Ее первые попытки составить из слов четверостишия были сделаны еще в школе. Маленькой девочкой она влюбилась безответно в одноклассника Славу, поэтому все страдания и переживания легли в основу первых стихотворений, которые она пыталась напеть своему возлюбленному, также она ему цитировала «Мцыри» Лермонтова, за что он ее просто возненавидел.
Ведущий 2: После окончания школы Лариса выбрала заочное отделение филологического факультета Московского педагогического института им. Н. К. Крупской, параллельно с учебой Рубальская работала библиотекарем, корректором, секретарем-машинисткой в Литературном институте, позже перешла в редакцию журнала «Смена», где и проработала несколько лет.
Ведущий 1: Иногда ей казалось, что именно здесь, в этой творческой обители, произойдёт судьбоносная встреча с каким-нибудь юным поэтом. Но всё получилось не так. Встреча произошла… Но это был телефонист, который пришёл к ней на работу чинить телефон. Они прожили вместе несколько лет. Телефонист любил нецензурно выражаться, порой подкрепляя свои мысли кулаками. Жизнь была тяжёлой и в материальном плане, иногда и поголодать приходилось. Спасал Ларису… кот соседей по коммуналке. Животное кормили очень хорошо, и она время от времени заимствовала у него деликатесы. Она была терпеливой. Но после измены мужа всё-таки решила разорвать эти отношения.
Ведущий 2: После института началась работа в школе. Но уже после первого урока на девушку посыпались критические замечания педагогов вуза. «Я чувствовала, – рассказывала она, – что не нравлюсь своим учителям. Все, что я делала, было «непедагогично», а я просто любила детей».
Ведущий 1: Как-то на ее урок пришла комиссия из РОНО. Лариса проходила с учениками сказку «Морозко», и со свойственною ей непосредственностью объясняла детям, что единственный положительный герой сказки – собачка, тявкавшая правду о злой мачехе и её дочке. После урока ей устроили разнос на тему: «Собачка в советской школе положительным героем быть не может». Педагогическая карьера завершилась, не успев начаться. Встал естественный вопрос, что делать дальше.
Ведущий 2: В 1973 году Лариса закончила курсы японского языка. Однажды она узнала из объявления в газете о том, что идет набор на курсы для желающих обучиться японскому языку. Тогда мама ей сказала: «Обязательно иди. Ты устроена так, что запомнишь все легко…» Действительно то, что другим давалось с трудом, Рубальская схватывала на лету. Едва Лариса овладела японским языком, ее тут же пригласили поработать переводчицей на международные спортивные соревнования. «Я почти 30 лет работала с японцами и чувствовала себя прекрасно. Изменился и мой характер. Я стала безропотная и спокойная, никому не отказывала». Дома она в тот период ходила в кимоно, украсила стены жилища веерами и ела исключительно палочками.
Ведущий 1: Казалось, что все наладилось в жизни Рубальской. У нее была интересная работа, она постоянно общалась с интересными людьми, много ездила. А вот на личном «фронте»… ничего не менялось.
Ведущий 2: К 30 годам она задумалась. Одиночество мучило её. Возможно, именно тогда родились строки:
Ведущий 1: Родители тоже беспокоились. Отец как-то сказал ей. «Хватит летать выше облаков. Нужно найти надёжного серьёзного человека». Вот только где его найти? Тогда, по собственному признанию Ларисы Алексеевны, она, подобно героине фильма «Москва слезам не верит», приходила в библиотеку, надевала очки и искала потенциального спутника жизни.
Ведущий 2: Потом решила искать супруга «по знакомству». «Были расставлены силки, сети, флажки». Предприятие увенчалось успехом – общие друзья познакомили её с талантливым стоматологом Давидом Розенблатом. Вначале жених ей не понравился. Он был высокий и большой, а она любила маленьких… Но Лариса не хотела обидеть друзей, познакомивших их, и исправно бегала на свидания…
Ведущий 1: А, потом прониклась. Они нашли много точек соприкосновения. Родители Рубальской тоже пришли в восторг от её избранника, а папенька вновь сказал своё веское слово: «Если упустишь этот шанс, будешь дурой. Потому что человек порядочный».
Ведущий 2: Предложение о замужестве Давид сделал ей весьма оригинально: «Знаешь, наступают холода, а встречаться нам негде, давай поженимся». Именно Давид стал её «крестным отцом» в поэзии. Дело в том, что к каждому его дню рождения Лариса писала стихи. Давиду они очень нравились. Шесть лет он потратил на то, чтобы уговорить её заняться поэзией серьёзно. Но она лишь отмахивалась. Однажды к доктору Розенблату на приём пришёл композитор Владимир Мигуля, и пока делали слепок, Давид всячески рекламировал ему поэзию жены. Мигуля проникся и дал задание написать песню. В то время Рубальская с группой японцев находилась в Сочи. В процессе размышлений о теме песни, на пляже она наткнулась на прошлогодний билетик в кино. Так родились строчки:
Ведущий 1: Рубальская хорошо помнит премьеру песни, как стояла она за кулисами, вся дрожа от волнения и радости. У нее из рук выпала сумка и все, что было в сумке. Лариса Алексеевна даже не заметила этого. «У меня было чувство, – вспоминает она, – самое замечательное, какое только можно было испытать в жизни. Я впервые услышала песню на свои стихи».
Ведущий 2: Это было в 1984 г., и данный факт определил вторую профессию Ларисы Рубальской.
Ведущий 1: Особенно плодотворным оказался ее союз с композитором Сергеем Березиным, в содружестве с которым написано несколько десятков песен («На два дня», «Давайте, Люся, потанцуем», «А быть могло совсем не так» и др.). Вместе с Березиным Лариса Рубальская выступала на эстраде в программе «Соло для двоих». Лариса Рубальская сотрудничает с композиторами Давидом Тухмановым, Вячеславом Добрыниным, Александром Клевицким, Александром Укупником, Александром Ружицким, Марком Минковым, Андреем Савченко, Лорой Квинт, Виктором Чайкой и многими другими.
Ведущий 2: Она поздно вышла замуж, но это не ей помешало стать самой счастливой женщиной на свете. Муж стал её опорой в жизни, самым дорогим человеком, который вдохновлял поэтессу на стихи. Пока он был жив, он во всем ее поддерживал, поэтому Лариса Рубальская стихи о любви посвящала ему:
По любви мы крадемся, как воры.
Ведущий 1: На самом деле без помощи мужа, его уверенности в таланте жены, может быть, и не состоялось поэтессы Рубальской. Муж Ларисы Рубальской стал для неё и другом, и советчиком, и продюсером, и критиком, и первым – порой весьма суровым – судьёй. Он вёл все её дела: занимался подготовкой вечеров, придумывал сценарии, заключал договоры, встречался с администраторами, спонсорами... «Хотя он и врач по профессии, но замечательно чувствует все провалы и подъёмы. В принципе для меня большего авторитета, чем он, нет. Достаточно его советов», – говорила Рубальская в одном из интервью. Эта концепция выразилась в забавных строках:
Ведущий 2: Она чётко сформулировала для себя рецепт семейной гармонии: «Нужно стараться меньше доказывать собственную правоту и побольше соглашаться с мужской точкой зрения. А потом просто сделать по-своему, но так, чтобы он всегда считал себя главным в доме и знал – всё от него зависит».
Ведущий 1: Лариса Рубальская ещё и великолепная хозяйка. Её фирменное блюдо – рис по-японски, хотя тотальный культ Японии со временем покинул её дом. Чудесно ей удавались и удаются и другие блюда разных кухонь мира. В одной из своих книг она написала «Счастье – это когда есть, кого кормить и чем кормить». И она блестяще воплощала эту идею в жизнь. А, ведь пока она не вышла замуж, её папа сокрушался, что «такую неряху никто не возьмёт». А она ведёт свой дом идеально. И ещё вовсю трудилась на даче – с удовольствием пыхтя на грядках и парниках. Радовала мужа собственноручно заквашенной капустой и засоленными огурчиками.
Ведущий 2: С супругом они прожили вместе около 30 лет. Давид Розенблат скончался в 2009 году, в возрасте 70 лет, перенеся перед этим операцию и инсульт. Это стало тяжелейшим испытанием для Рубальской, незадолго до этого потерявшей и мать, и брата.
Ведущий 1: Конечно, она выстояла, запрятала свою боль внутрь себя, и продолжает очаровывать публику и окружающих своей жизнерадостностью. Она продолжает писать песни, и не только их – в последнее время на свет появляются и рассказы, и книги по кулинарии.
Ведущий 2: Ларисой Рубальской написано более 600 песен, которые исполняли Иосиф Кобзон («Синий конверт»), Алла Пугачева («Доченька», «Спи спокойно, страна"»), Филипп Киркоров («Виноват я, виноват»), Михаил Муромов («Странная женщина»), Ирина Аллегрова («Транзитный пассажир», «Угонщица»), Татьяна Овсиенко («Морозов»), Алсу («Свет в твоем окне») и другие.
Ведущий 1: В 1991 и 1993 годах Лариса Рубальская проводила творческие вечера в Театре Эстрады, а в 1995 г. в концертном зале «Россия» состоялся ее юбилейный творческий вечер.
Ведущий 2: Она принимала участие во многих телепрограммах («Счастливый случай», «Тема», «Шоу-Досье», «Утренняя почта», «К барьеру»), в 1998 г. была телеведущей программы «Свадьба», ведущей кулинарной рубрики в программе «Воскресное утро с Евой Ланска».
Ведущий 1: С 1984 г. Рубальская – лауреат телеконкурса «Песня года» (неоднократно в финал выходило по 2-3 ее песни).
Ведущий 2: Лариса Рубальская ведет активную концертную деятельность, участвует в жюри песенных конкурсов. Является автором сборников стихов «Признание в любви», «Кольцо горячих рук», «Ранняя ночь», «Такая карта мне легла» и др., а также книг по кулинарной тематике: «Кулинарные рецепты на бис», «Закуски и горячее для наших золотых мужей», «Его величество Салат», «Кулинарная стихия», «Готовим с Ларисой Рубальской» и др.
Ведущий 1: В 2000 г. Рубальская выпустила книгу поэзии и воспоминаний «Переведи часы назад».
Ведущий 2: В 2005 г. Лариса Рубальская была награждена Национальной премией общественного признания достижений женщин России «Олимпия», учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства и Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Ведущий 1: Лариса Алексеевна до сих пор хранит дома свою школьную характеристику. В ней отмечено, что способности у юной Ларисы самые средние, никаких интересов к общественной жизни коллектива нет.
Ведущий 2: Удивительно, но ничем не проявившая себя в школе Лариса стала членом Союза писателей РФ, известной поэтессой, и стихи ее сегодня очень популярны. Вся ее жизнь – это стечение случайностей и странных поворотов судьбы.
Ведущий 1: Лариса Алексеевна именует себя поэтом-песенником. Стихами свои творения она не называет. «Не очень люблю, когда меня называют поэтессой, – говорит Лариса Алексеевна. – Я – автор. Потому что существуют настоящая поэзия и настоящие поэты. А я – автор многих стихов ко многим песням». И добавляет: «Принижать себя мне не вредит», – рассказывает она.
Ведущий 2: Ее песни – это истории из жизни. В них есть любовь, они искренни, душевны. Отсюда и названия сборников стихов – «Кольцо горячих рук», «Пока любовь жива», «Признание в любви» и др. Как правило, стихи Ларисы Алексеевны не залеживаются на прилавках магазинов. Она очень любит своих зрителей, дорожит ими, и они отвечают ей взаимностью.
Ведущий 1: И, воистину, «когда б вы знали, из какого сора…». Текст романса «Напрасные слова», ставшего визитной карточкой Александра Малинина, родился… в коровнике показательного подмосковного совхоза, куда она сопровождала японскую делегацию. Один японец не мог запомнить ничего из того, что доносит ему переводчик в лице Рубальской, отсюда и «напрасные слова». «Напрасные слова – виньетка ложной сути...» Особенно всех зацепила «виньетка ложной сути». И с тех пор её всё время спрашивают – а что это такое? А это вот что. Послевоенный двор. Жили все тогда непросто. И вот однажды, зимой к ним во двор пришёл фотограф. Он построил всех ребят и фотографировал – вместе, по парам и по одному. Через несколько дней принёс готовые фотографии. Какая же на них была изображена красота. Все синеглазые, краснощёкие на бледно-салатовом фоне. А вокруг – рамочка с голубками, сердечками и цветочками. Одним словом – рай. Дети спросили у фотографа – а как это он так сделал? Тогда он и произнёс очень необычное слово – «виньетка». Лариса его запомнила и через несколько десятков лет вспомнила – и фотографа, и эту виньетку. И написала про напрасные слова с виньеткой ложной сути – и, пожалуйста, прославилась.
Звучит романс: «Напрасные слова».
Ведущий 2: Во многих интервью журналистам Рубальская говорит, что пришла в шоу-бизнес слишком поздно, в 40 лет, но нисколько об этом не жалеет. Лариса Алексеевна долго не бросала свою «японскую» карьеру. Так получилось, что ее стихи и работа в фирме «Асахи» немало лет, по ее словам, «сосуществовали» рядом. В середине 80-х годов прошлого столетия Ларису Алексеевну часто можно было увидеть в телевизионных программах. Как она сама говорит, песнями «заразилась» незаметно для себя… но надолго. Первое время поэтессе было неудобно брать деньги за свое творчество. Ведь стихи, считает Рубальская, – это от Бога. «Теперь, когда я похоронила мужа в 2009 году и ушла с работы, – говорит Лариса Алексеевна, – я беру гонорары, потому что надо жить».
Ведущий 1: В последние годы Лариса Алексеевна много ездит по стране с концертами.
Ведущий 2: Рубальская сумела многого добиться в жизни, благодаря труду, настойчивости и упорству. Лариса Алексеевна, не скрывая от журналистов, признается, что она не любит праздности, что она – «человек будней».
Ведущий 1: Лариса Алексеевна умеет не только радоваться каждому дню, счастливым мгновениям и светлому чувству, поэтесса умеет сопереживать и сочувствовать многим женщинам, которым не улыбнулось счастье в личной жизни:
Ведущий 2: Сегодня стихи о любви Лариса Рубальская пишет гораздо реже, после того, как ушел из ее жизни главный мужчина, произведения наполнились грустью и страданиями. Поэтому поэтесса пишет стихотворения на заказ, занимается мюзиклами и посвящает себя родным и дому.
Ведущий 1: Поэтессу отличает особая жизнерадостность, а на лице её – всегда улыбка. Зрительницы, уже создавшие себе миф о полной безоблачности её жизни, порой обращались к Ларисе Алексеевне с вопросом: «А вы когда-нибудь плачете?» «Плачу, дорогие женщины, плачу. Ничего из того, что есть у каждого человека в жизни – страдания, счастье, радость, – не обошло и меня», — отвечает она. Её жизнь – это сплошная цепь случайностей, как радостных, так и грустных.
Ведущий 2: Рубальская признаётся, что её хобби – собирать людей. «Я и на лавочке с бабушками посижу, и с детишками постою, и с девочками молодыми тут поболтаю. Надо слушать жизнь». Несмотря на известность и популярность, она продолжает сохранять скромность и всегда следует совету своей бабушки — «Не летать выше облаков».
Ведущий 1: А, когда ее спрашивают, что главное для человека в жизни, Рубальская, не задумываясь, отвечает: «Любовь». Вот такая она, реалистка с налетом романтики…
Ведущий 2: На творческих вечерах она читает свои стихи и свои же повести о женских судьбах. В них рассказывает о радости встреч, о горести расставаний, о ссорах и примирениях, о семейных отношениях, а главное - о Любви: «Всё в жизни бывает, и всё может быть…», «В первый раз у нас все будет, как в кино…», «Снова осень сгорела пожаром…», « Нас любовь превратила в одно…», «Не оставляй меня одну», « Откровенно говоря…», «Поросло быльем былое…», «Что-то изменилось в отношеньях…», «Странная женщина», «Ты мне сказал: "Куда ты в дождь?...», «Домой вернешься на заре…», «Доченька», «Ветер крышу сдул и прилетел в мой дом…» и многие другие.
Ведущий 1: Я хочу написать ещё много песен, – говорит Лариса Алексеевна. – И сколько бы ни появлялось новых авторов, хочу, чтобы люди, услышав мою песню, остановились и говорили: «Какая песня! Наверное, её написала Рубальская».
Ведущий 2: Так и будет. Мы непременно услышим новые песни, потому что, как признаётся Лариса: «Писать стихи мне хочется всегда!»
В завершение звучит песня «Живи спокойно страна».
Список литературы:
- Рубальская Л.А. Закуски и горячее для наших золотых мужей. – М., 2007.
- Рубальская Л.А. Кольцо горячих рук, сборник стихов. – М., 2004
- Рубальская Л.А. Кулинарные рецепты на бис. М., – 2007.
- Рубальская Л.А. Напрасные слова. – М., 2003.
- Рубальская Л. А. Плесните колдовства...: Стихотворения. – М. : Изд-во «Эксмо», 2004. – 416 с., илл. – (Сер. «Золотая серия поэзии»)
Использованные материалы:
Лариса Рубальская – женщина, которая поэт [Электронный ресурс] // Яндекс. Дзен [Информационный портал]. – Режим доступа : https://zen.yandex.ru/media/life_people/larisa-rubalskaia-jenscina-kotoraia-poet-5ba9cd28707c9e00aaf8d5a7 (21.09.2020)
Лариса Рубальская [Электронный ресурс] // 24СМИ [Сайт]. – Режим доступа https://24smi.org/celebrity/1753-larisa-rubalskaya.html (21.09.2020)