Методическая помощь
Лебединая песня души
Музыкальный вечер к 115-летию со дня рождения К.И. Шульженко
Составитель: зав. отделом обслуживания филиала г. Елец Авраменко Н.Е.
Звучит фонограмма песни «Давай закурим»
(Слова: М.Е. Табачников, Музыка: И.Л. Френкель)
Ведущий 1: В марте мы отмечаем 115-летний юбилей народной певицы. Клавдию Шульженко без преувеличения можно назвать национальным достоянием нашего народа. Ни одна наша эстрадная певица ни до, ни после нее не смогла достигнуть таких высот. Она была невероятно популярна, ее фанатически любили миллионы поклонников.
Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги. Когда отец начинал петь, со всей улицы, да и соседних тоже, подтягивались слушатели. Еще больше приходило в их двор народу, когда Иван Шульженко объявлял, что вечером состоится не только концерт, но и небольшой спектакль, который разыгрывали отец с матерью, их сын Коля, а также маленькая Клава.
Ведущий 2: Спектакли, в которых она принимала участие, шли на сцене, сделанной посреди двора, и вызывали большой интерес у жителей соседних домой, приходивших на показ со своими стульями, табуретами и скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали деньги. Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке спектакля. В каждом спектакле были песни и танцы, и Клавдия обязательно пела либо во время постановки, либо в концертном отделении. В то время Шульженко планировала стать драматической актрисой, и не собиралась быть певицей.
Родители, заметив её музыкальные способности, определили Клавдию к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. Он занимался с ней нотной грамотой и исподволь обучал пению.
Звучит песня «Распрягайте, хлопцы, коней».
Ведущий 1: Шульженко пришла в театр со своей подругой Милой Каминской. Шла репетиция спектакля, но режиссер решил уделить девушкам несколько минут. Он попросил спеть что-нибудь на русском языке, и девушки спели песни «Шелковый шнурок» и «По старой Калужской дороге». Режиссёру исполнение понравилось, он попросил Клавдию вместе с подругой сыграть этюд: девушка, пришедшая на бал, ревнует юношу к своей подруге. Девушки сыграли, и режиссер сказал, что Шульженко принята в театральную труппу, а подруга — нет. Первым спектаклем, в котором Шульженко приняла участие, была оперетта Жака Оффенбаха «Перикола». В нем она пела в хоре среди уличной толпы и среди гостей на губернаторском балу. Второй спектакль с ее участием был «Идиот» по Достоевскому, и Шульженко играла в нем Настасью Филипповну. Она появилась в этой роли в четвертом акте, когда Настасью Филипповну уже убили, и она лежала на кровати. Побывавший на этом спектакле отец Клавдии позже сказал, что делала она это очень убедительно. Позже в книге своих воспоминаний Клавдия Шульженко рассказывала:
«Я выходила на небольшую площадку, напоминавшую эстраду, в сопровождении двух гитаристов и начинала петь:
Снился мне сад
в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоём…
Мой взгляд падал на героиню спектакля. Я видела, как хорошо знакомые слова романса вдруг привели её в смятение, и, угадав, распознав её состояние, пела уже только для неё, стремясь ей, именно ей, поведать прекрасную мечту, сказочный сон о большой, но несбывшейся любви».
Ведущий 2: Пение Шульженко понравилось зрителям, зал зааплодировал, а исполнительница главной роли неожиданно подошла к Клавдии, и расцеловала её.
Настоящий большой успех подарил ей Ленинград – впервые Шульженко выступила там в 1929-м. Не где-нибудь – в Мариинском оперном! На бис певицу вызывали неоднократно. А после посыпались предложения, одно другого заманчивее. Не было дома, где бы не звучал голос Клавдии Шульженко. Правда, первый печатный отзыв в столице был неласковым.
В январе 1940 года — в Ленинграде создается Джаз-оркестр (под управлением К.Шульженко и В.Коралли, мелодический глава А.Семенов).
Звучит вступление песни «Вставай, страна огромная»
Ведущий 1: С первых же дней войны Клавдия Шульженко стала рядовой Красной Армии, а коллектив ее получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Ее сценической площадкой становились прифронтовая землянка, форты Кронштадта, больничная палата, деревянный сарай, поле аэродрома, лесная опушка. Но в любых условиях она появлялась на публике в концертном платье и туфлях на каблуках.
Ведущий 2: Однажды Шульженко пришлось выступать в кузове грузовика с откинутыми бортами. Концертное платье пришлось надевать в кабине, а когда артистка залезала на «сцену», сломала каблук. Концерт давала под баян, стоя на цыпочках. Во время выступления произошел налет. Ударили зенитки, раздались взрывы. Певицу буквально столкнули вниз, и кто-то прижал шинелью к земле. Когда дали отбой, Шульженко поднялась, отряхнулась и допела концерт. Но уже без туфель…
Звучит фонограмма песни
«Где же вы теперь, друзья однополчане?» (сл. А. Фатьянова муз.: В. Соловьёва-Седого
Ведущий 1: Когда началась война, трудно было предложить, что «Синий платочек» встанет в строй боевых песен. Но это случилось.
Ведущий 2: Весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении перед защитниками легендарной «дороги жизни» через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты «В решающий бой!» лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности о «Синем платочке», артистка сказала: «Песня популярна в народе, у неё простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня нужна будет армии». Максимов не был поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца. Но слова певицы его взволновали. Он как-то неожиданно произнес: «Строчит пулеметчик». Клавдия Ивановна ухватилась за эти слова – «Вот, вот». Максимов сразу же принялся работать над новым текстом песни. К утру текст был готов. Было это 9 апреля 1942 года. Так песня родилась заново.
Чтец: Песни твои, что так трогали душу,
Звали на подвиг усталых бойцов,
«Синий платочек», «Три вальса», «Катюша»,-
Юность тревожная наших отцов.
Сколько тех самых, платочков любимых,
В холод согрели, в бою сберегли,
Веру хранили в суровых годинах,
Просто иначе они не могли….
Снова возьмёт кто-то в руки гитару,
Тихо, с грустинкой споёт про большак,
Кто-то закурит с товарищем старым,
Крепкий, по- русски, солдатский табак.
А в день Победы друзья соберутся
Выпьют за павших и снова нальют,
И сквозь слезу всем живым улыбнутся
И про любимый платочек споют.
Звучит мелодия песни «Синий платочек» (Слова: Я. Галицкий, М. Максимов, Музыка: Г. Гольц, Е. Штерсбургский)
Ведущий 1: В конце 40-х годов певица продолжает быть фантастически популярна. Голос Шульженко становится символом эпохи Великой Отечественной войны, его часто используют, чтобы обозначить время в художественных и документальных фильмах. Клавдия участвовала в съемках фильма «Концерт фронту», в 1943 представила программу «Города-герои». В 1945 Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики.
Ведущий 2: В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. Клавдия Ивановна осталась без репертуара. Но она не сдавалась.
Шульженко была женщиной с сильным характером. Поэтому отношения с «сильными мира сего» складывались очень сложно. В 1953 г. она отказывается выступать перед Василием Сталиным в новогоднем капустнике, сказав, что «по Конституции я тоже имею право на отдых». И только смерть самого Сталина спасла ее от неизбежных оргвыводов. Не заладились её отношения с Фурцевой… Только в 1962 году Шульженко стала народной артисткой РСФСР. Не все знают, что Шульженко была «невыездной», т. е. ей запрещены были заграничные поездки. Главные награды на неё посыпались во времена правления обожавшего её Брежнева: она стала народной артисткой СССР (1971), получила орден Ленина и новую квартиру в центре Москвы.
Ведущий 1: Под конец жизни Клавдия Ивановна полюбила слушать свои записи и каждый день ставила пластинку то с «Синим платочком», то с песней «Давай закурим». Ей, привыкшей к достатку, конечно же, не хватало мизерной пенсии. Выживать Шульженко помогали молодые артисты. Денег от них, разумеется, она не принимала, но подаркам была рада. Перехитрить же ее и оставить-таки деньги удавалось лишь Алле Пугачевой. Перед уходом, воспользовавшись тем, что хозяйка шла провожать гостей, Алла Борисовна оставляла приличную сумму под салфеткой на кухонном столе. А в следующий свой визит сочувственно поддакивала Шульженко, которая сетовала на плохую память: вот, мол, уже стала забывать, куда прячет деньги…
Ведущий 2: В последние годы жизни, когда Клавдия Ивановна сильно болела и уже не могла работать, главным ее утешением стал рояль. За ним Шульженко забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала: «К роялю! К роялю!».
17 июня 1984 года — день последнего удара ее сердца, полного любви к людям и к музыке. Умерла Клавдия Ивановна в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостакович проиграл когда–то ей в преферанс. Среди личных вещей — концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным.
Народная артистка СССР (1971)
Народная артистка РСФСР (1962)
Заслуженная артистка РСФСР (1945)
Кавалер ордена Ленина (1976)
Кавалер ордена Красной Звезды (1945)
Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1942)
Источники:
Клавдии Ивановне Шульженко посвящается [Электронный ресурс] // kensite.ru [Сайт]. – Режим доступа : https://kensite.ru/stsenarij-k-yubileyu-klavdii-shul-zhenko-nezaby-vaemy-j-kontsert.html (03.032021)
«Синий платочек сберечь…»: к 100-летию со рождения К.И.Шульженко [Электронный ресурс] //vilcbs.arkh. ru [Сайт]. – Режим доступа : https://vilcbs.arkh.muzkult.ru/media/2018/07/30/1226408106/Shulgenko.pdf (03.032021)