Методическая помощь

19 февраля 2021
«Очарованный Русью странник»

Авраменко Н.Е., заведующая ОО (г. Елец)

Ведущий 1: Так сложилось, что Н.С. Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосклоне русской литературы второй половины ХIХ века. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь.

Ведущий 2: Своеобразный, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Однако свет звёзд Лескова достиг нового столетия и сполна пролился на прозу двадцатого века. Лесков умел говорить горькую правду о русском человеке и при этом неотступно верить в него, жить надеждой на обретение им праведного пути. Он верит скорее в «хороших людей», нежели в «хорошие порядки».

Ведущий 1: Творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и порази­тельно колоритная страница в истории русской лите­ратуры. Максим Горький считал Лескова одним из «творцов священного писания о русской земле».

Ведущий 2: Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848), выходец из духовной среды поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) (1813-1886) была дочерью обедневшего московского дворянина.

Ведущий 1: В гороховском доме, в котором родился будущий «волшебник слова», жила и любимая им и любившая его прекраснодушная бабушка Александра Васильевна Алферьева, бравшая его с собой в восхитительные и полные впечатлений поездки по недальним монастырям.

Ведущий 2: Последние предгимназические годы Николай Семенович живет с родителями, сперва в Орле, в незатейливом доме на Третьей Дворянской, над самой речкой Орликом, а затем в купленном ими с отставкой Семена Дмитриевича именьице Панино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию.

Ведущий 1: После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник – муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев. В 1849 году Николай Лесков переехал к нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Ведущий 2: В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс». По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений.

Ведущий 1: Свою литературную деятельность Лесков начал публицистикой. Его первые корреспонденции появились в печати в 1860 году. И как ни трудно сложится его литературная судьба, Лесков останется верен избранному роду искусства на всю жизнь.

Ведущий 2: Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. На личность – деятельную, активно целеустремленную – возла­гает свои надежды Лесков: «Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам». И «хороших людей» в его творчестве больше, чем у кого-либо из его современников. При этом положительные типы удавались писателю лучше отрицательных: «Отрицательные типы действитель­но я писал хуже, чем положительные, потому что мне тяжело изображать такие характеры, не гармонирующие с моим личным настроени­ем».

Ведущий 1: Живым образным воплощением отстаиваемого Лесковым типа положительного человека стали в его творчестве «праведники». «Праведники» далеки от общественной борьбы, но еще дальше они, при их погруженности в практическую жизнь, от каких-либо меркантильных расчетов, эгоистических побуждений. Для них даже «проблема нравственного самоусовершенствования – слишком отвлеченная, теоретическая проблема». Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков вы­ставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающемуся над предубеждением и личным пристрастием, дея­тельную, щедрую на добро и поддержку любовь.

Ведущий 1: Неотъемлемой чертой «праведников» выступает способность их мыслить о родине, о ее судьбах. Забота о родине – последняя мысль умирающего Левши: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, хра­ни бог войны, они стрелять не годятся. И с этой верностью Левша перекрестился и помер».

В «Сказе о тульском косом Левше и стальной блохе» Лесков, вступив в творческое соревнование с народ­ной легендой, «присваивает» своей художественной мыслью живу­щую в народе мечту об эпохах, открывающих простор собственно творческому труду.

Ведущий 2: Опорное миросозерцательное начало для Лескова – это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев – постоянная готовность прийти на помощь к другому чело­веку – соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел».

Ведущий 1:  В повестях 1873 года – «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» – поиски положительного национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских натурах.

Ведущий 2: Вера в лучшее, любовь к жизни, к просторам русской земли, очарование душой и удалью русского человека привели к тому, что в его творчестве появляется центральный герой – человек богато одаренный, настоящий богатырь. Именно таким является герой повести «Очарованный странник» (1873). Беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, много испытавший в своей жизни, не раз находившийся на грани смерти, становится как бы символом стойкости русского народа. Мы сталкиваемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру и видим в нем «типического, простодушного, доброго русского богатыря».

Чтец:  «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах – этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою».

Ведущий 1: Хотя перед нами лишь внешность, нам представляется вся широта души этого человека. Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать. Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то внутренняя красота раскрывается и делами, и поведением, и образом жизни, и всей жизнью в целом.

Ведущий 2: Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Пройдя через множество испытаний, Иван Северьяныч приходит в монастырь, но на этом он не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти.

Ведущий 1: «Мне за народ очень помереть хочется» – говорит Флягин. Это символизирует главное свойство русского человека – готовность пострадать за других, умереть за Родину. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Ведущий 2: В рассказе «Запечатленный ангел» Лесков продолжает поиск богатырей, праведников, людей, способных на подвиг, одарённых, творческих. Герой рассказа «Запечатленный ангел» также не лишен слабости, нередко совершает рискованные и необдуманные поступки, но в то же время он наделен необычайной духовностью, честностью, неподкупностью.

Ведущий 1: «Запечатленный ангел» – это рассказ в рассказе, переданный участниками события, случившегося с артелью староверов-каменщиков под большим городом на Днепре. Со святынею, иконой, хранимою в этой артели, связаны основные происшествия, переданные в живом повествовании старовера – артельщика Марка Александровича. Похищение иконы и обретение ее составляют внешний сюжет произведения. Глубинный же смысл его возникает из самого описания характеров и обстоятельств.

Ведущий 2: Трогательные образы безгневного старца Павмы и отрока Леонтия, совестливого и добродетельного мужа, удивительного художника-изографа Севастьяна и других создают целую галерею тружеников и молитвенников, мастеров-умельцев. Все они одухотворены верою Христовой, ощущением себя с Богом.

Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу. В «Запечатленном ангеле Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.

Ведущий 1: В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные». Убеждаясь, что в моменты «общего бедствия» сама «среда народная» выдвигает на подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с «человечкиной душой», – Лесков подходит к выводу о «праведности всего нашего умного и доброго народа».

Писатель находит таких «праведников» в различных слоях русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян, духовенства. В своих поступках в борьбе со злом и несправедливостью они руководствуются только голосом совести, проявляя свою полную независимость от окружающего мира. Таковы герои рассказа «Пигмей», «Однодум», «Кадетский монастырь», «Человек на часах». Эти рассказы, а также «Русский демократ в Польше», «Левша», «Очарованный странник» и «Шерамур» вошли в цикл рассказов о «праведниках».

Особый цикл составили святочные рассказы – редкий в русской литературе жанр. Это «Христос в гостях у мужика», «Маленькая ошибка», «Старый гений» и др.

Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Ведущий 2: В 1880-х годах изменилось отношение Н.С. Лескова к церкви. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершенная осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891  года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», писал Н.С. Лесков Л.Н. Толстому 8 января 1891 года.

Ведущий 1: Скандал вызвал и очерк Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н.С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения.

Ведущий 2: Оставшиеся 11 лет жизни писатель посвящает без остатка творчеству, много читает, занимается коллекционированием, библиофильством. Его библиотека насчитывала около 3-х тысяч томов и состояла из редких и преимущественно философских книг. После смерти Лескова она была оценена букинистами в две тысячи рублей, и тот, кто приобрёл эти экземпляры, найдет всюду следы усердного чтения и изучения их.

Ведущий 1: Он доживал, много трудясь в своем кабинете среди гравюр и картин, многочисленных фотографий, бесчисленных портретов, старых книг… был доступен для людей во всякое время и любил входить в их нужды, хлопотать и устраивать чужие дела. За две недели до своей смерти Лесков говорил об одной девушке, державшей экзамен на домашнюю учительницу и не имевшей десяти рублей для взноса на этот предмет. Когда он спросил её, почему она обратилась к нему, девушка ответила: «Вы – литератор… Не так совестно. Скорее поймёте. Я совсем без денег».

Ведущий 2: Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Он умер ночью, как желал, без страданий, тихо задремав на диване.

Среди лесковских бумаг нашли завещание, в котором Лесков просил «погребсти» себя самым «скромным и дешевым порядком», по самому низшему, последнему разряду», а также «ни о каких нарочитых церемониях и собраниях у бездыханного трупа… не возвещать». Похоронен Николай Семенович Лесков на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Воля Лескова была выполнена.

 Несмотря на непростую судьбу, этот замечательный писатель после долгого забвения возвращён в литературу. И его праведники продолжают оберегать русскую душу, закрепляя её «беззаботливостью о себе».

Список использованных источников:

  1. Литературный вечер «Очарованный Русью странник», посвященный 185-летию Н.С. Лескова. – Текст : электронный // копилкауроков.ру: [сайт]. – 2021. – URL: https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/litieraturnyiviechierocharovannyirusiustrannikposviashchiennyi185lietiiunslieskova (12.02.2021)
  1. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Русский человек со всем справится" – Текст : электронный // Продленка [образовательный портал] ]. – 2021. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/224477-scenarij-vneklassnogo-meroprijatija-po-litera (12.02.2021)
  1. Капитонова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – Русское слово, 2003.
  2.  Мургина О.И. Левша  // Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 7. – С. 92-100.
  3. Лесков Н.С. Очарованный странник. – Лениздат, 1982.


 Все записи