Рекомендации

24 февраля 2021
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» предназначен для  ознакомление широкого круга читателей с современным состоянием и путями развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В № 1 номере  журнала за 2021 год, опубликованы статьи, в которых разработчики примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обосновывают их содержание и структуру, уточняют важ­ные аспекты обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Редакция журнала предлагает ознакомиться с проектами примерных адаптированных основных образователь­ных программ для обучения детей 5–9 классов всех нозологических групп детей с ОВЗ на сайте ФГБНУ «ИКП РАО»: https://ikp–rao.ru/frc–ovz.

Практика специального и инклюзивного образования

Борисова, В. Б. Особенности оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с РАС / В. Б. Борисова; С. А. Розенбаум; Л.В. Шаргородская. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 9–19.

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения оце­ночной деятельности школы в контексте реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образова­ния обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), рассматриваются особенности оценки личностных, мета предметных и предметных результатов обучающихся с РАС. Особое внимание уделяется организации процедуры оценки предметных и метапредметных результатов в ходе промежуточной и итоговой аттестации и основным направлениям адаптации этих процедур с учетом особых образовательных потребностей обучающихся этой категории.

Левченко, И. Ю. Дифференцированный подход к содержанию занятий адаптивной физической культурой с обучающимися с нарушениями опорно–двигательного аппарата / И. Ю. Левченко; А. А. Гусейнова; А. В. Гольцов. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 20–25.

В статье рассмотрены организационно–методические подходы к организации и определению содержания физкультурных занятий для детей с двигательной патологией как в условиях специальных (коррекционных) школ, так и в общеобразовательных организациях. Для организации занятий по адаптивной физической культуре авторы выделяют три группы обучающихся, требующих дифференцированного подхода к подбору упражнений для занятий. Подробно представлена специфика организации занятий по АФК с учетом особых образовательных потребностей каждой из трех групп детей.

Шишкова, М. И. Реализация принципа коммуникативной направленности в процессе изучения словарных слов школьниками с интеллектуальными нарушениями / М. И. Шишкова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 26–34.

В статье рассматриваются возможности работы со словарными словами на уроках русского языка со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Предложены варианты заданий, показаны приемы работы, даны методические рекомендации, реализующие принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку.

Технологии диагностики и коррекции

Павлова, Н. Н. К вопросу о разработке индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим тяжелые множественные нарушения развития / Н. Н. Павлова; М. В. Переверзева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 35–48.

Статья посвящена проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения развития. Представлена типология нарушенного развития, положенная в основу вновь разработанной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Айвазян, Е. Б. Выбор образовательного маршрута для слепого ребенка, поступающего в школу / Е. Б. Айвазян; Т. П. Кудрина; А. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 49–59.

В статье предлагается алгоритм определения образовательного маршрута для слепого ребенка, поступающего в школу. Представлен перечень показателей, характеризующих поведение слепого ребенка в коммуникации, познавательной деятельности и в повседневной жизни, который может служить достаточным основанием для принятия решения об уровне психического развития ребенка и подбора ему соответствующих образовательных условий.

Цифровая образовательная среда

Соловьева, Т. А. Дистанционное обучение детей с ОВЗ и с инвалидностью в период вынужденной самоизоляции: новые возможности или ограничения? / Т. А. Соловьева; Д. А. Карпова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 61–68.

Статья посвящена вопросам, часто возникающим у родителей и педагогов, обеспокоенных качеством реализации адаптированных основных образовательных программ в условиях дистанционного обучения, и содержит варианты решения непростых ситуаций в организации такого формата обучения.

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Кощеева, О. В. Направления консультативной работы логопеда с родителями детей 2–3 лет, имеющих задержку речевого развития / О. В. Кощеева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 1. – С. 69–77.

В статье представлены теоретические и практические аспекты консультативной работы логопеда с родителями детей в возрасте 2–3 лет, имеющих задержку речевого развития. Приводятся типичные ошибки в коммуникативно–речевом поведении близких взрослых при самостоятельном стимулировании речи у детей и методические подходы к их преодолению. Даются рекомендации по использованию конкретных приемов консультативно–логопедической работы логопеда с семьей.

Если вас заинтересовали статьи из журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», вы можете обращайтиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

те.: (4742) 27-22-67

e-mail: sl@lib48.ru



 Все записи