Методическая помощь

3 ноября 2020
Елец в художественной литературе

Авраменко Н.Е. (г. Елец)

Ведущий 1: Ельцу, как одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скрупулезно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, ибо с нашим городом были связаны многие годы жизни этих писателей, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и конкретное их воплощение.

А.С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» пишет о том, что ехал на юг через Елец, свернувши от Орла, куда заезжал ради Ермолова, на старую кавказскую дорогу. «Мне предстоял путь через Курск и Харьков, но я своротил на прямую тифлисскую дорогу… До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти верст. Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине».

Ведущий 2: Елец с документальной точностью отраженный Буниным в своих социальных контрастах и любовно опоэтизированный в своей древности и чувстве родины, широко известен как «бунинский город». В его стихах, повестях и рассказах сложился реалистический портрет Ельца как старого уездного города, причем бунинская палитра в елецком городском рисунке необычайно разнообразна – от лирической мягкости пастельных тонов до сочного и насыщенно-резкого колорита.

Ведущий 1: В картинах Бунина и Пришвина Елец раскрывается многосторонне, в обнаженности социально-бытовой пестроты. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри, кладбища, обе речки, гимназии, площади, не говоря о главных елецких прототипах – людях всех сословий и рангов.

Ведущий 2: Бунинский Елец начинается с детских впечатлений писателя, когда он с родителями совершает «своё первое в жизни путешествие, самое… необыкновенное из всех последующих путешествий».

Ведущий 1: В 1881 году определён был Бунин в Елецкую гимназию, где проучился четыре года, снимая комнаты у елецких мещан. В «Автобиографическом конспекте» за 1881 год он пишет: «С конца августа жизнь с Егорчиком Захаровым (незаконным сыном мелкого помещика В.Н. Рышкова, нашего родственника и соседа по деревне «Озёрки») у мещанина Бякина на Торговой улице в Ельце. Мы тут «нахлебники» за 15 руб. с каждого на всём готовом».

Ведущий 2: Наиболее известен ельчанам дом, где Бунин провёл два последних гимназических года. В списке гимназистов, живущих не у родителей и родственников, от 1 сентября 1883 года дан адрес ученика третьего «б» класса Ивана Бунина, проживающего у мещанки А.О. Ростовцевой по улице Рождественской, 74 (ул. М. Горького, 51). Не раз возвращался Бунин к этому дому в своих воспоминаниях: «В гимназии я пробыл четыре года, живя нахлебником у мещанина Ростовцева, в мелкой и бедной среде… Как ужасно было начало этой жизни!» («Жизнь Арсеньева»).

Ведущий 1: Каждый день из этого домика шел Бунин на Манежную улицу в мужскую гимназию. На бывшей Манежной, (в настоящее время улице Ленина), есть ещё один памятный для ельчан дом, где жил другой русский писатель, Михаил Михайлович Пришвин, учившийся в той же мужской гимназии (в настоящее время гимназия №1) с 1883 по 1888 год, как и Бунин исключенный из четвёртого класса. На доме № 79 установлена мемориальная доска, напоминающая о годах пребывания в Ельце М.М. Пришвина.

Ведущий 2: Мужская гимназия оставила у обоих писателей горькие воспоминания:

«Теперь детство мне кажется далёким сном, но до сих пор приятно думать, что хоть иногда поднимались мы над мещанским захолустьем, которое угнетало нас длинными днями и вечерами, хождением в училище, где гибло наше детство, полное мечтами о путешествиях, героизме, о самоотверженной дружбе, о птицах, растениях и животных, о заветных книгах!» (И.А. Бунин, «Над городом»).

Ведущий 1: На одной линии с мужской гимназией, на той же Манежной улице, находилась Елецкая женская гимназия, где теперь ЕГУ им. И. Бунина. Это здание оставило след в творчестве обоих писателей. В рассказах «Первая любовь», «Легкое дыхание», особенно в романе «Жизнь Арсеньева» Бунин радостно вспоминает очарование, нежную прелесть, чистую свежую красоту юного женского мира.

С женской гимназией соприкасался городской сад, излюбленное место гуляния елецкой молодёжи и в бунинские времена, и сегодня. Его уютный зеленый интерьер со старыми аллеями и пахучими клумбами вспоминался Бунину очень часто. В повести «Деревня», в лирической миниатюре «Аля», в «Жизни Арсеньева» изображен елецкий городской сад.

Ведущий 2: Памятен был этот сад и Пришвину, с ним ассоциировались самые поэтические мгновения жизни: «Алпатов направляется к городскому саду… В саду он скоро находит ту самую лавочку, где сговаривался бежать с гимназистами в Азию открывать забытые страны. Тут же он когда-то решил себе открыть тайну жизни. Все тут было – на этой лавочке. И опять на ней же он садится теперь и принимается читать Бельтова (Плеханова) «К развитию монистического взгляда на историю» («Кащеева цепь»).

Ведущий 1: Первые годы гимназической жизни провел Бунин на Торговой  улице (ул. Мира), это была центральная экономическая артерия города, тянувшаяся от Ельчика до Лучка. Со всеми конкретными деталями и приметами изобразил её Бунин в повести «Деревня», в романе «Жизнь Арсеньева»: «…Запах пекарен и железных крыш, мостовая на Торговой улице, чай, булки и персидский марш в трактире «Карс»… политые из чайников полы в лавках, бой знаменитого перепела у дверей Рудакова, запах рыбного ряда, укропа, романовской махорки» («Деревня»).

Ведущий 2: На этой улице сосредоточивалась общественная жизнь города, особенно  обострившаяся в период первой русской революции 1905 – 1907 г.г., когда правительство саблями казаков наводило ужас на народ: «В городском саду играет оркестр стражников… Казаков прислали целую сотню… И третьего дня на Торговой улице один из них, пьяный подошёл к открытому окну общественной библиотеки и, расстёгивая штаны, предложил барышне-библиотекарше купить «Арихметику». Старик-извозчик, стоявший подле, стал стыдить его, а казак выхватил шашку, рассек ему плечо и с матерной бранью кинулся по улице за летящими куда попало ошалевшими от страха прохожими и проезжими» («Деревня»).

Ведущий 1: К Торговой улице примыкал Бабий базар, одно из древнейших мест нашего города у старинных городских ворот над высоким берегом Ельчика. Сохранилось среди ельчан предание, что здесь когда-то продавались татарами в рабство русские пленницы, отсюда и идёт это тюрское название места – Бабий базар… В бунинские времена он был средоточием торговых связей с селом, мелких лавок, грязных трактиров. Со стороны Манежной улицы его закрывал Елецкий театр, упоминаемый Чеховым в «Чайке».

Ведущий 2: От Бабьего базара Торговая улица спускается к Ельчику, за которым начинались елецкие слободки с их кустарной и бытовой спецификой, отраженной Буниным в «Деревне», в «Жизни Арсеньева», в «Хорошей жизни», которая «у Горького имела большой успех».

Центральные персонажи «Деревни» - братья Красовы – провели все свои молодые годы в Черной Слободе, и Бунин развертывает ее подробную перспективу: «Он рос в Черной Слободе, где еще до сих пор насмерть убивают в кулачных боях, среди великой дикости и глубочайшего невежества… на этой полугоре, среди вросших в землю мазанок с прогнившими и почерневшими крышами, среди навоза, который сушат перед ними для топки, среди мусора, золы, тряпок… Все… было в Слободке по-старому: свиньи и куры возле порогов, высокие шесты у ворот, а на шестах – бараньи рога; белые большие лица кружевниц… босые мальчишки с одной помочей через плечо… белобрысые тихие девочки, играющие возле завалинок в любимую игру – похороны кукол…» («Деревня»).

Чернослободская дорога с детства знакома и Пришвину, она вела в Хрущево, и в «Кащеевой цепи» писатель вспоминает её в связи с поездками в Елец и из города домой.

Ведущий 1: Древность Ельца, его суровая и героическая история волновали воображение юного Бунина, через неё он входил «В ощущение России и того, что она моя родина», ибо «в ощущенье связи с былым, далёким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше  личное существование», реализуется причастность человека к этому общему. В романе «Жизнь Арсеньева» елецкому прошлому посвящены торжественные строки: «Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», …принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые  вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за неё…»

Сквозь призму родной древности, оставившей след в елецких сказаниях и «поэтических выдумках», воспринимает Бунин силуэт города, «томившего мыслью о его старине, о том, что когда-то его не раз осаждали, брали приступом, жгли и грабили татары».

Ведущий 2: На крутом берегу Сосны, поднимаясь над городом, стоит монументальное здание собора. От него, от Красной площади, начиналась прежняя Орловская улица (ул. Коммунаров), которую Бунин многократно изображал, именуя то Долгой, то Монастырской. Запечатлен в его произведениях и собор, напоминавший ему об очень характерном для Ельца событии: «Помню крещенские морозы, наводившие мысль на глубокую древнюю Русь, на те стужи, от которых «земля на сажень трескалась»; над белоснежным городом, совершенно потонувшим в сугробах, по ночам грозно горело на черно-вороненом небе белое созвездие Ориона, а утром… в тугой и звонкой неподвижности жгучего воздуха весь город медленно и дико дымился алыми дымами из труб и весь скрипел и визжал от шагов прохожих и санных полозьев… В такие морозы замерзла однажды на паперти собора нищая дурочка Дуня, полвека шатавшаяся по городу, и город, всегда с величайшей беспощадностью над ней издевавшийся, вдруг закатил ей чуть ли не царские похороны…» («Жизнь Арсеньева»).

Ведущий 1: Елецкий купеческий быт, нравы того времени отразил Н.С. Лесков (1831-1895 г.г.) В рассказе «Грабёж» (1897 г.) он высмеивает мелочность  интересов елецкого купечества: кулачные бои, состязания перепелов в лавках, состязания дьяконов по приходским церквам, непомерное бахвальство буйными обычаями, пьяным молодечеством, «елецкой развязкой».

Ведущий 2: Среди произведений Бунина, написанных на чужбине, есть рассказ о Ельце, пронизанный острым ностальгическим чувством, - «Поздний час», он написан в 1938 году. В рассказе лирический герой, за ним явно проступает сам писатель, осуществляет воображаемое возвращение в Россию, в Елец, которым начиналось и замыкалось для него понятие родины.

Прослеживая маршрут бунинского героя, убеждаемся в достоверности городского топографического рисунка: «И я пошел по мосту через реку… Мост был такой знакомый, прежний, точно я видел его вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а окаменевший от времени до вечной несокрушимости, - гимназистом я дума, что он был ещё при Батые. А впереди, на взгорье, темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча… Я… свернул в эти просторные улицы в садах… хотел взглянуть на гимназию. Далее он возвращается назад на улицу Старую (Старооскольскую), в настоящее время Пушкинскую, где жила когда-то В.В. Пащенко, дочь елецкого врача, которую Бунин любил в своей юности глубокой, мучительной любовью. Отсюда герой Бунина идёт по базару, «обжорному ряду», где сегодня красуется башня с часами, по Монастырской улице он забредает на городское кладбище. Сюда, на елецкое кладбище, приносит бунинский герой «как тяжкую чашу», своё остановившееся сердце.

Ведущий 1: Тема любви, жизни и смерти, чужбины и родины получает автобиографическое воплощение, просматриваемое в топографии «Позднего часа», в котором желанная поэтическая родина конкретизируется для Бунина елецкой землей.

Использованные материалы:

  1. Бунин И. А. Деревня. – М. : Сов. Россия, 1984.
  2. Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева : Рассказы и повести / И. А. Бунин. – М. : Пресса, 1996. – 560 с.
  3. Бунин И. А. Темные аллеи : сборник рассказов. – М. : Профиздат, 2008.
  4. Бутов, В. В степи под Ельцом : повесть / В. Бутов. – Елец : МУП "Типография", 2007. – 84 с.
  5. Елец. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд., 1978. – 232 с.
  6. Минаева, Е. С. Елецкая тропа к Пушкину : Краеведческие очерки / Е. С. Минаева, Д. М. Минаев. – Елец-Москва : Изограф, 1995. – 112 с.
  7. Любимый город И. А. Бунина. Елец в произведениях великого писателя. Прогулка по местам, где жил и учился нобелевский лауреат. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен [Информационный портал]. – URL : https://zen.yandex.ru/media/mirvkarmane1972/liubimyi-gorod-i-a-bunina-elec-v-proizvedeniiah-velikogo-pisateliaprogulka-po-mestam--gde-jil-i-uchilsia-nobelevskii-laureat-5f6c2adbd2daf865cc7748f9 (04.11.2020)
  8. Елец. - Текст : электронный // Россия Ивана Бунина [Культурный форум] – URL : http://buninforum.elsu.ru/travel/elsu.php (04.11.2020)


 Все записи