Методическая помощь

22 июня 2020
«Эти песни - свидетели войны!»

Авраменок Н.Е., зав. филалом г. Елец

Двадцать второе июня — одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений.

22 июня 1941года, перед рассветом, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух груженые бомбами немецкие самолёты. Громами по всей западной границе прокатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистские полчища вероломно, без объявления войны напали на нашу страну.

Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские лагеря, на детские сады, на больницы, на жилые дома…

Наши войска отступали и теряли один город за другим. Нападение врага застало советских солдат врасплох. Командиры в отпусках. Оружие на складах. Техника разобрана, баки самолетов на промывке. Враг же был вооружён до зубов. Но даже первые часы войны показали, что люди были готовы, не щадя жизни, биться за своё Отечество.

 Самых первых дней войны песня вместе с нашим народом встала на защиту своей Родины. «Священная война» - песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение, а композитор Александр Александров музыку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жуткое зрелище: слёзы прощания, бодрые крики отъезжающих сливались в единый гул. Когда артисты ансамбля появились на перроне, на них никто не обратил внимания. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места и над толпой загремел призывной набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проронить хоть слово. «Не смеют крылья черные над Родиной летать, / Поля её просторные не смеет враг топтать!». Такого люди ещё не слышали. В словах песни выразилась сущность их гнева. Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…».

«…Священная война вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму» - так говорил об этой песне композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны её слушали стоя с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

С этого памятного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воинская присяга, она стала гимном Великой Отечественной войны. Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.

В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали её гранатами. Силы защитников иссякли… и вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой…

Потом раздался сильный взрыв, и осколки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».

У каждой песни своя история, своя судьба. Сколько их прекрасных и незабываемых.

Газета «Правда» 29 июня 1941 года опубликовала стихотворение поэта Михаила Васильевича Исаковского «Походная», начинающееся словами:

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

И почти сразу к этим стихам была написана музыка, причём одновременно несколькими композиторами. Одним из этих композиторов был Исаак Осипович Дунаевский. Песня с его мелодией прозвучала по радио в исполнении ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Разбившись на бригады, ансамбль, руководимый этим прекрасным композитором, пел «Походную» и другие его песни на вокзалах, призывных пунктах столицы, провожая на фронт воинские эшелоны.

В те же дни перед воинами, отправляющимися на фронт, выступали артисты хора имени М. Пятницкого, в репертуаре которого была песня, написанная на те же стихи композитором В.Г. Захаровым.

«Не могу равнодушно слушать песню «Походная»,- вспоминал один из руководителей этого коллектива П.А. Казьмин. – Эта песня овеяна дыханием первых дней войны… Она всегда напоминает мне затемнённые, настороженные московские улицы, окна домов с белыми бумажными полосками на стёклах, военные грузовики с зелёными ветками, вокзалы, заполненные народом…

Особой тревогой были заполнены вечера. Света нет. Улицы большого города в темноте… Долго обсуждали последние известия с фронта. А на другой день снова на вокзалах, на призывных пунктах».

Но наибольшую известность и широкое распространение в годы войны получила песня, музыку к которой к этим же стихам М. Исаковского сочинил Матвей Исаакович Блантер. Она-то и вошла в песенную антологию военных лет. Впервые ноты её были опубликованы в сборнике «В бои за Родину!», выпущенном осенью 1941 года. Тогда же песня «До свиданья, города и хаты» М. Блантера и М. Исаковского была разучена хором и оркестром под управлением военного дирижёра и композитора С.А. Чернецкого, в этом же исполнении она была записана и на грампластинку.

Осень 1941 года. Южный фронт. Необычайно рано для этих мест наступила зима, уже с ноября выпал снег. А потом вдруг потеплело. Снег растаял, дороги раскисли, покрылись непролазной грязью… Именно в эти трудные дни и родились стихи:

Теплый ветер дует.

Развезло дороги.

И на Южном фронте

Оттепель опять.

Тает снег в Ростове,

Тает в Таганроге.

Эти дни когда-нибудь

Мы будем вспоминать.

Написал эти строки старший батальонный комиссар Илья Френкель. «Какая строчка родилась первой? Вероятно, «будем вспоминать…» – говорил поэт. – «Будем вспоминать» –  значит, будем живы, будет легче на душе, будет фашист разбит!»

Стихи привлекли внимание многих композиторов. Известно более двух десятков мелодичных вариантов песни «Давай закурим».

Однако в песенную антологию Великой Отечественной войны, в золотой её фонд, по праву вошёл вариант мелодии, созданный на Южном фронте композитором, гвардии капитаном Модестом Табачниковым.

«Давай закурим» – моя первая и самая любимая песня. С неё и началась моя творческая жизнь на фронте», –  рассказывал композитор.

И она стала особенно известна с 1943 года, когда Клавдия Шульженко включила её в свой репертуар.

К тому времени наши войска уже громили гитлеровцев повсеместно. Линия фронта резко изменилась, и певица решила изменить зачин песни. Стала начинать её так:

О походах наших, о боях с врагами

Долго будут люди песни распевать,

И в кругу с друзьями часто вечерами

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Так из песни ушло то, что связывало её накрепко со временем, в которое она родилась: не упоминались ни Южный фронт, ни Таганрог, ни Ростов.

Только фронтовики, прошагавшие с ней через всю войну, пели и поют её по-старому, да и авторы песни продолжали издавать её в первозданном виде. Такой она и живёт в памяти военного поколения.

Если бы в годы войны композитор Модест Табачников и поэт Илья Френкель не сочинили более ни одной песни, то и тогда имена их, безусловно, остались бы яркими и незабываемыми в музыкально-поэтической летописи нашего народа благодаря песне «Давай закурим».

А песня «В землянке» стала чуть ли не первой лирической песней, рождённой в пламени войны. Вот история её создания. «Это было шестнадцать «Домашних строк» из письма жене, –  пишет автор стихов – Алексей Сурков. – Написал я его в конце ноября, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы… не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь», на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их… И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет».

Через неделю композитор принёс в редакцию готовую песню «В землянке».

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала на радио в передачах «По заявкам воинов».

Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.

«В августе 1943 года наша часть после длительного марша по смоленским чащобам вышла на опушку леса. Казалось, силы были на исходе. И вот тут мы услышали отчаянно весёлую, замечательную песню, которую в густой, нескошенной траве пели разведчики:

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка сама,

О том, как черноглазая свела с ума.

В песне было столько удали и задора, что как-то сама собой забылась усталость, словно у нас прибавилось сил…» – такой запомнилась поэту-фронтовику Николаю Старшинову первая встреча с одной из самых светлых и жизнерадостных песен военной поры – песней А. Фатьянова и В. Соловьёва-Седого «На солнечной поляночке».

Стихи были написаны в 1942 году, когда до победы оставалось еще долгих три года. «Поэт стихами вёл разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником – солдатом – о самом важном, самом сокровенном. Это был разговор о девчатах, о баяне, о соловьях, о деревенском садочке. В стихах уже была мелодия, они пели», – вспоминал Соловьёв-Седой.

«Тёмная ночь» – одна из самых популярных песен военных лет – написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат, роли которых исполняли Марк Бернес и Борис Андреев.

«Все действие в картине должна была сопровождать симфоническая музыка, – вспоминал Никита Богословский. – Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, режиссёр фильма луков решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену. Он пришёл ко мне и так ярко обрисовал картину, внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу, без единой остановки, написал мелодию будущей «Тёмной ночи». Она вошла в фильм без изменений».

Теперь дело было за текстом. К счастью, в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта на несколько дней навестить жену и маленького сына поэт Владимир Агатов. Режиссёр фильма, встретив его на вокзале, привёз в студию, не дав даже повидаться с семьёй. Мелодия, которую на студии наиграл поэту Богословский, и душевное состояние Агатова, рвавшегося увидеть жену и сынишку, сделали своё дело: родились слова, которые и сейчас, спустя десятилетия, не оставляют равнодушными.

Темная ночь, только

                      пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

                     тускло звёзды мерцают.

В тёмную ночь ты, любимая,

                    знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты

                  слезу утираешь…

По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была «на устах буквально каждого фронтовика», потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели ещё до выхода в свет картины. Её первым исполнителем был Леонид Утёсов.

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Работники тыла снабжали солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла на трудовой подвиг. Таковой песней являлась песня неизвестного композитора на стихи М. Исаковского «Огонёк». Песня объединяла людей, как бы протягивала нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. В этой песне проходит лирическая тема – тема любви, молодости, несбывшегося счастья, и патриотическая – размышления о родине, своём героическом часе, который есть у каждого, чтобы совершить подвиг.

На позиции девушка провожала бойца
Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренек
На окошке на девичьем все горел огонек.


Парня встретила славная фронтовая семья,
Всюду были товарищи, всюду были друзья,
Но знакомую улицу позабыть он не мог:
Где ж ты девушка милая? Где ж ты мой огонек?

И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет,
Все что было задумано в свои исполнится срок,
Не погаснет без времени золотой огонек.


И становиться радостно на душе у бойца,
От такого хорошего от ее письмеца.
И врага ненавистного крепче бьет паренек,
За любимую Родину, за родной огонек.

 

«Ленинградская симфония» – гигантское музыкальное полотно о страшном бедствии человечества – была написана Дмитрием Шостаковичем в самом начале войны. Это музыкальное произведение сочинялось человеком, который вместе с другими ленинградцами выезжал за город рыть окопы, а затем жил на казарменном положении в консерватории. Каким мужеством надо было обладать, чтобы создать победный финал своего сочинения в те страшные дни блокады и когда фашистские дивизии Гудериана подступали к окраинам Москвы.

Утром 16 сентября 1941 года Д. Шостакович выступал по ленинградскому радио. Город сильно бомбили, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил две части большого симфонического сочинения. Для чего я сообщаю вам об этом?.. а для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт по-прежнему. Все мы несём каждый свою боевую и трудовую вахту. И пока это будет длиться – врагу нас не одолеть!»

Премьера должна была состояться в Ленинграде в августе 1942 года. Но в оркестре радиокомитета оставалось всего 15 человек, а нужно было не менее 100! Тогда созвали всех бывших в городе и поблизости музыкантов. И в осаждённом Ленинграде полуголодные люди нашли в себе силы за несколько дней выучить и исполнить эту симфонию под грохот бомбёжек.

«Ленинградская симфония» стала заметным событием не только музыкальной, но и политической жизни. Оркестровое исполнение этого произведения в полуразрушенном, горящем и голодающем городе сразило морально не только стоящих на подступах к Питеру немцев.

Вот один из откликов о ней за рубежом. «Симфония даёт нам силу духа и надежду, что новый мир придёт! Она требует и должна получить нашу благодарность в форме немедленной помощи нашему великому союзнику. Пусть второй фронт сделает возможным жизнь и расцвет того, что мы услышали в этой музыке», – писала газете «Daily Worker».

Произведение Шостаковича часто сравнивают с документальным произведением о войне, настолько точно оно передаёт дух событий: борьбу мира и света с лавиной жестокости, силой разрушения, сметающей всё на своём пути.

Война внесла огромные изменения в культурную жизнь наших людей. Но в тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры, кинематограф.

Уже с первых дней войны были созданы фронтовые концертные бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы.

Казалось бы, тяготы и страдания не оставляют места для музыки и песен. Но тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда в бою. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные моменты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А у многих бойцов в карманах гимнастёрок вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни русских, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая, так как он силён духом.

Песни, рождённые в годы войны, близки и дороги тем, кто родился под мирным небом много лет спустя. Дороги они потому, что в них отразилась во всей полноте красота и величие родного народа, его нравственные устои, обнажившиеся в те страшные годы.

Песням тех военных лет - поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.


И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и не скор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.


Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на запад шли по Украине,
И как с боем взяли город Брест.


И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?


Время нас как пулемётом косит.
Но меня, пока ещё живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…


Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи…
Помните друзья однополчане,
Боевые спутники мои?

А.Аркадьев

В память о тех, кто ковал Победу в годы этой страшной войны, мы преклоняем головы перед павшими и живыми!

Использованная литература:

  1. Песня Победы : Стихотворения. – Л. : 1985.
  2. Соколов, Б.В. Цена победы: неизвестное об известном. – М. : Вагриус, 2005.

Использованные источники:

Как песня поднимала дух советских солдат. 5 песен военного времени [Электронный ресурс] // Яндекс. Дзен [Сайт]. – Режим доступа : https://zen.yandex.ru/media/id/5c8f530909148900b5c9009c/kak-pesnia-podnimala-duh-sovetskih-soldat-5-pesen-voennogo-vremeni-5ce3b741bdd16700b30da0d4 (13.06.2020)

Как создавалась Ленинградская симфония Шостаковича Электронный ресурс] // Яндекс. Дзен [Сайт]. – Режим доступа : https://zen.yandex.ru/media/vatnikstan/kak-sozdavalas-leningradskaia-simfoniia-shostakovicha-5bae43190a5c5100a945d6ad (13.06.2020)



 Все записи