Методическая помощь

10 августа 2020
"Симфония красок русской природы. Исаак Ильич Левитан"

Авраменко Н.Е., зав. филиалом (г. Елец)

Велика и прекрасна наша необъятная Родина: далеко раскинулись её необозримые просторы. Шумят леса, синеют реки, колышется золотая пшеница, белеют снежными вершинами горы; и каждый россиянин с любовью вглядывается в окружающую его природу. Южане гордятся широтой привольных степей, яркой краской моря и гор. Северяне же влюблены в свои «поля и леса, покрытые туманом».

У русской природы много певцов. Каждый из художников, писателей, музыкантов, открывая в природе те или иные пленяющие его черты, стремился передать свою любовь современникам и потомкам. В их прекрасных творениях вы найдете «и весеннее бурное пробуждение природы, и горячий летний зной, и золото осенних лесов, и русскую красавицу зиму».

Мы сегодня познакомимся с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана. Посмотрим, как художник воплотил свою любовь в свои произведения.

Русский художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кибарты, в Литве в семье железнодорожного служащего. Мальчик рано осиротел и вынужден был самостоятельно добывать средства к существованию. Детство будущего художника было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем.

В возрасте двенадцати лет Левитан поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом. Левитана отличала способность тонко чувствовать состояние природы, выражать в нем человеческие чувства и переживания. Именно эта особенность таланта художника проявилась в картине «Осенний день. Сокольники», написанной в 1879 году. В ней он проявил себя своеобразным художником, умеющим просто и поэтично передать настроение в пейзаже. Нечто небывалое выразил в ней художник. Нервная, как бы торопливая кисть запечатлела позднюю осень, умирающий к вечеру день с хмурым, безрадостным небом, мокрой, бурой листвой. Женщина в темном платье быстро идет по аллее. Она словно объята смутной тревогой, и природа вторит внутреннему состоянию женщины: глухо, уныло шумят от ветра вершины сосен. Это полотно для своей коллекции приобрел известный меценат Третьяков, а Левитан с тех пор вошел в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».

Большое влияние на творчество раннего периода Левитана оказала его близость с русским писателем А.П. Чеховым, с которым художник познакомился в начале 1880-х годов через брата Антона Павловича – Николая, который, как и Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период Исаак Ильич создает лирические произведения: «Березовая роща» (1885-1889), «Мостик. Савинская слобода» (1884), «Первая зелень. Май» (1888). Эти картины, как и большинство произведений художника, отличает тонкий психологизм и человечность.

С Чеховым Левитана роднит умение предельно простыми изобразительными средствами передать глубокое содержание, и неслучайно их связывала большая личная дружба. Но не только дружеские отношения объединяли Левитана и Чехова. Еще больше объединяет Левитана с Чеховым их идейная близость творчества. Левитан, как и Чехов, являлся глубоким проникновенным поэтом родной природы, замечательным певцом её красоты. «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в русском пейзаже, – писал М.В. Нестеров.

Дальнейшие картины Исаака Ильича выдвинули его в число лучших русских художников. А с появлением на передвижных выставках полотен «Тихая обитель», «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем» Исаак Левитан стал, бесспорно, крупнейшим пейзажистом в русском искусстве второй половины ХIХ века.

Основные этапы развития живописи Левитана напоминает творческий путь Чехова. В ранний период (1880-е), подобно Чехову, он пишет самые заурядные «случаи жизни» - какой-нибудь мостик, переброшенный через заросший травой ручей, или весеннюю зелень где-нибудь на задворках («Весенняя зелень», «Май»), создавая этюды, пронизанные солнечным светом.

«Нужно брать самое простое, самое обычное и в нем находить красоту»,- любил говорить Левитан.

Типичная картина этого периода – «Мостик» (1884). С удивительной простотой и свежестью Левитан пишет задворки подмосковной деревушки в яркий солнечный день. На переднем плане ветхий замшелый мостик с голубыми тенями и бликами солнечного света, играющими на нем. В ясной, ласково-спокойной воде отражается лучезарное небо летнего полдня. И древние, склонившиеся над оврагом корявые ветлы, и зелень, и бревна возле избы, и сами крытые соломой избы – всё полно жизни.

Новый этап в творчестве Левитана открывает поездка на Волгу, которая вначале разочаровала художника. «Ждал я от Волги источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль не уехать ли обратно» - писал Левитан Чехову. Но вскоре дождливая погода прошла и как бы вновь открывшиеся для него величавые просторы великой русской реки произвели огромное впечатление. Появились поиски новых композиционных решений, стремление изобразить природу уже не в интимно-лирическом, а в лироэпическом плане. Этот новый этап в творчестве художника открывает такие работы, как «Пасмурный день на Волге» (1887) с широко, свободно написанным бурным облачным небом и сиротливыми баржами среди плещущейся свинцово-серой воды, картина «Вечер на Волге» (1887-1888).

С картиной «Тихая обитель» к Левитану пришла настоящая слава. Зрителей поразили необыкновенная теплота, уют, задушевность, с какими художник сумел передать скрытую поэзию русского пейзажа. О Левитане заговорили как о человеке, который понял и подметил подлинную красоту. На картинах ожили овеянные глубокой проницательной любовью поэтические уголки России. До сих пор ни одному русскому художнику не удавалось с такой нежностью, лиризмом, подкупающей правдивостью изобразить русскую природу.

«Вечер на Волге». Небо, едва заметное в картине «Мостик», теперь занимает больше половины картины. Передача огромного волжского пространства и настроения как бы погружающейся в ночную дремоту великой реки составляет художественную задачу художника. Так в творчестве Левитана впервые зазвучали монументально-эпические ноты, позволившие ему вскоре подняться до больших философских художественных обобщений картин «Над вечным покоем», «Владимирка» и других.

Волжские впечатления отражены в нескольких картинах. Это «Вечерний звон»  – полная светлого,  благородного чувства, которое рождается от созерцания поэтического уголка природы. Превосходно передано настроение вечернего покоя и тишины в картине «Вечер. Золотой Плес» (1889). Картина об утонувшем в темной зелени отходящем ко сну речном городке, о мягком золотом свете, окутавшем берег.

Плес – небольшой городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Если первая поездка на Волгу, состоявшаяся в 1888 году не принесла художнику ничего, кроме разочарований («разочаровался я чрезвычайно... серое небо и сильный ветер... ну просто смерть!»), то в последующие годы Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса.

«Золотой Плес» – один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан с художницей Софьей Кувшинниковой. В наши дни в этом доме расположен Плесский государственный художественный музей-заповедник.

 «Левитан открыл Плес... И Плес открыл Левитана...» Плес на Волге - одно из мест, ставших знаменитыми именно благодаря Левитану. Художник нашёл этот городок почти случайно. Он выбирал живописные места на великой русской реке, и что-то заставило его задержаться здесь. Отсюда, из маленького волжского городка, Исаак Ильич привёз в Москву несколько радостных и ярких картин. Он словно впервые открыл для себя силу солнечного света, превращающего жизнь в праздник. Возможно, именно об этом открытии повествует картина «После дождя. Плёс» (1889), художник удивительно тонко передает неповторимую красоту переходного состояния в природе, когда все еще окутано серебристо-серой пеленой влажного воздуха, а сквозь быстро несущиеся тучи уже начинают пробиваться лучи солнца, вода светлеет и покрывается рябью последних капель дождя.

После непогоды свет робко возвращается в мир, пребывавший до этого в плену сумерек. Деревья, кусты и травы напитались сыростью, потемнели и поблёкли. Лес за посёлком похож на низкую гряду облаков, настолько мутными и расплывчатыми стали дали. Мохнатая пепельная пелена ещё висит над миром, но сквозь неё уже просвечивает жидкое золото небес. На Волге лёгкая рябь, и каждая из крохотных волн несёт на своей спине светлый лучик. Вдали вся река светится, как серебряный щит. Жарко полыхают лужи, образуя у кромки берега разорванные и перепутанные гирлянды огней. Свет отражается в бортах лодок, в крышах домов, в мокром листе рифлёного железа. Ещё немного, и всё вокруг засияет в полную силу, приветствуя окончание ненастья и появление тёплого солнца.

Эти произведения дали новое направление развитию творчества художника: они являются первыми попытками создания лирико-эпического пейзажа.

1890-е годы являются периодом расцвета творчества Левитана. В 1892 году были написаны три известнейших его произведения – «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка».

В «Вечернем звоне» соединились впечатления художника от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан не ставил своей задачей изобразить определённое место - картина передаёт состояние души, которое обретает человек, когда видит старинный монастырь и слышит перезвон колоколов, зовущих на вечернюю службу. Тогда время как будто останавливается, и на мир снисходят покой и тишина.

Все тревоги и заботы кажутся мелкими при виде этого уголка земли, полного величавой кротости. Вечернее солнце окрашивает летний пейзаж в осенние, ржавые и красноватые тона. Неподвижна, как зеркало, гладь реки, в которой отражаются рыжие деревья и белые церковки. Прозрачное сияющее небо словно бы обнимает монастырь с двух сторон - одно наверху, другое внизу, в реке. От берега к монастырю движется маленький, кое-как сколоченный паром, на котором видны две фигуры в чёрных монашеских одеждах. Кажется, что паром движется в такт перезвону, и когда он пристанет к берегу, колокола умолкнут.

И если в «Вечернем звоне» ощущались красота и гармония бытия, то далее в творчестве художника настроение становится все более тревожно-тоскливым. Этюд к картине «У омута» был написан Левитаном в имении баронессы Вульф Берново. По преданиям здесь, у плотины в омуте, утопилась крепостная девушка, насильно разлученная с возлюбленным, отданным в солдаты. В картине «Владимирка» Левитан изобразил Владимирский тракт — дорогу, по которой прошли многие тысячи ссыльных, перегоняемых по этапу в Сибирь. Это произведение обретает глубокий социальный смысл: в нем художник воплотил скорбь и страдания народа.

«Владимирка».  Эта картина Левитана принадлежит к жанру исторического пейзажа. Ведь на ней изображён Владимирский тракт, по которому до строительства железной дороги отправляли в Сибирь каторжников. Не случайно один из эскизов к этому произведению художник подарил своему знакомому, учившемуся на прокурора (смотри, мол, на что твои предшественники обрекали людей).

Известно, что работу над «Владимиркой» Исаак Ильич начал в летний солнечный день. Однако на холсте предстаёт тусклый, почти лишённый ярких красок пейзаж. Тяжело нависли над землёй серые облака. Среди унылых бескрайних полей тянется за горизонт широкая лента дороги. Тысячи людей прошагали по этому тракту, идя навстречу неизвестной судьбе. И не всем удалось преодолеть этот путь. Придорожный крест, у которого застыла одинокая женская фигурка, напоминает о тех, кто упал на обочине дороги, о тех, у кого не было сил встать и идти дальше... А сколько таких безымянных могил во времена Левитана было разбросано вдоль Владимирского тракта, сколько почерневших от дождя крестов отмечали горестный путь каторжан?

Не менее трагична по восприятию картина «Над вечным покоем», написанная в 1894 году. В ней Левитан передает одиночество человека, его ничтожность перед бесконечно великой природой. Картина «Над вечным покоем» - философские размышления художника над проблемами жизни и смерти, бытия человека в природе. Её Левитан писал под звуки траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе».

На картине тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Они не позволят подняться вверх, они сомнут любые, даже самые сильные, крылья. В таком небе нет места для птиц. Мрачным и враждебным выглядит и широкое озеро. Ничто живое не может потревожить серую гладь его вод. Лишь вой ветра в силах разорвать зловещую тишину, царящую на картине.

На крутом берегу художник изобразил маленькую церковь, рядом с которой приютилось заброшенное сельское кладбище. Покосившиеся кресты, неухоженные могилы – наверное, уже нет в живых и детей, и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют. Это место вечного покоя, где не звучат человеческие шаги и голоса. Только едва заметный огонёк в церковном оконце нарушает ощущение полного безлюдья, но это крохотное пятнышко света ничего не может противопоставить мрачному величию природы.

Начиная со второй половины 1890-х годов в творчестве художника депрессия сменяется эмоциональным подъемом. Исаак Ильич сумел преодолеть душевный разлад, отчаяние и вернуться к жизни, что сразу же отразилось в картинах «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга».

«Свежий ветер. Волга» – одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана, которую он задумал еще в 1890 году в Плесе. Звучание этой картины отличается особенной бодростью и упругостью мелодики, звучностью мажорного цветового аккорда. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака, река вся покрыта мелкими, быстрыми волнами. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн... Пожалуй, ни одно другое полотно, кроме репинских «Бурлаков на Волге», не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.

В 1897 году была создана одна из наиболее трогательных картин художника — «Весна. Большая вода». К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится эта картина. Звонкое, голубое небо, устремляющиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая донка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня. Но, прав был Константин Паустовский, который заметил, что даже эта картина по сути своей «осенняя», а не «весенняя». Левитан лишь умело использовал весенний русский мотив для передачи грустного осеннего настроения.

С 1898 года Левитан преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В последние годы жизни, будучи уже серьезно больным, Исаак Ильич достиг поразительного совершенства и простоты в изображении природы, а тема русской деревни становится ведущей в творчестве художника. Среди наиболее известных произведений – картины «Лунная ночь» (1897), «Летний вечер» (1900), «Последние лучи солнца» (1899), «Сумерки» (1899).

Сумерки – пограничное состояние между днём и ночью. Это удивительное время, когда даже самые обычные предметы становятся вдруг таинственными, как будто принадлежащими другому миру. В конце XIX - начале XX века, в эпоху господства символизма, многие поэты и художники посвящали свои произведения тревожному сумеречному бытию.

Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

Эти последние произведения очень любил Чехов. Об этих картинах писатель говорил: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел, да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».

Незадолго до смерти, в декабре 1899 года, навестив Чехова в Ялте, Левитан написал над камином в кабинете писателя панно: стога сена на лугу, освещенные призрачным светом луны. По задумке художника эта картина должна была напоминать Чехову так любимую им природу средней полосы России.

«Сумерки. Стога».  Зимой 1899 года, за несколько месяцев до смерти, Левитан отправился в Крым. У него болело сердце, и надежды на выздоровление уже не было, однако доктора прописали Крым с его свежим морским воздухом, и художник не стал им перечить - он обрадовался поводу ещё раз увидеть Ялту. Здесь Левитан отправился навестить Чехова, который поправлял своё здоровье на даче. У хозяина и гостя зашёл разговор о природе средней полосы. Поговорив, оба затосковали.

Тогда Левитан, взяв краски и кусок картона, за полчаса написал вечерний луг с мокрыми стогами. Вскоре он уехал, оставив набросок Чехову. Тот вставил картину в нишу камина и любовался ею. На юге не бывает сумерек. Яркий день почти сразу переходит в чёрную ночь. На картине Левитана показано то странное состояние природы, когда умирающий день никак не может окончиться, а ночь не смеет начаться, мир надолго становится серым, и сердце охватывает пронзительная тоска. Для ялтинского затворника эта тоска сумерек смешивалась с тоской по родине.

Последнее произведение художника, которое так и осталось незаконченным, стало полотно «Озеро».

Большая картина «Озеро» является главным произведением позднего Левитана. Ни для какой другой работы он не делал столько подготовительных этюдов и эскизов, несколько раз выезжая на этюды специально для пополнения материалов к картине. Художник работал над «Озером» много и упорно, пытаясь создать монументальный, целостный, неслучайный образ русской природы. Левитан даже собирался назвать картину «Озеро. Русь», и под таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Это полотно стало «лебединой песнью» Левитана - художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление - почти импрессионистическая непосредственность в передаче свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины.

Художник Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году в расцвете творческих сил.

Использованные источники:

Левитан Исаак Ильич [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Левитан,_Исаак_Ильич

Исаак Левитан [Электронный ресурс] // Культура.РФ [Сайт]. – Режим доступа : https://www.culture.ru/persons/8242/isaak-levitan



 Все записи