Методическая помощь

1 июня 2020
«Я – ребенок, я – человек»

Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты!

Каждый год во всем мире отмечается Международный день детей, который и в нашей стране празднуется в первый день лета – 1 июня и называется Днем защиты детей.

Такое название связано с тем, что детство каждого ребенка должно быть под защитой – защитой прав, здоровья и жизни подрастающего поколения

Международный день детей –  один из самых старых международных праздников.

Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве.

Точно не известно, почему этот детский праздник было решено отмечать именно 1 июня. По одной из версий, в 1925 году Генеральный консул Китая в Сан-Франциско собрал группу китайских детей-сирот и устроил для них празднование Дуань-у цзе (Фестиваля лодок-драконов), дата которого как раз пришлась на 1 июня. По счастливой случайности, день совпал и со временем проведения «детской» конференцией в Женеве.

История этого праздника уходит в послевоенное время. В ноябре 1949 году в Париже состоялся конгресс женщин, на котором была произнесена клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира как единственной гарантии счастья детей.

Через год, в 1950 году 1 июня был проведен первый Международный день защиты детей. После чего, каждый год в этот первый летний день стал проводиться праздник в честь подрастающего поколения.

День защиты детей широко празднуется во многих странах мира. В этот день, в первый день лета, организуются праздничные мероприятия в скверах, парках и учреждениях образования и культуры.

У Международного дня детей есть флаг. На зеленом фоне, символизирующем   рост, гармонию, свежесть и плодородие, вокруг знака Земли размещены стилизованные фигурки - красная, желтая, синяя, белая и черная.

Эти человеческие фигурки символизируют  разнообразие и терпимость. Знак Земли, размещенный в центре, - это  символ нашего общего дома.

Сегодня в Международный день защиты детей мы поговорим о правах детей.

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свете появилась Всеобщая декларация прав человека.

А принята она была в 1948 году Организацией Объединённых Наций. В Декларации прав человека перечисляются права, которыми в равной степени обладают все люди на Земле и соблюдение которых является обязанностью правительств всех стран, подписавших этот документ. Главные слова в Декларации прав человека – «свобода» и «Человеческое достоинство».

Когда все взрослые подписывали Декларацию прав человека, они, конечно, имели в виду и взрослых и детей.

Но этого было недостаточно. Ведь дети – это люди особые. Каждый четвертый житель России – ребёнок. И он нуждается в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. И именно поэтому права ребенка закреплены в двух основных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959г.) и Конвенции о правах ребёнка 1989 г.).

Декларация прав ребенка – совсем небольшой документ. Он содержит 10 принципов – это перечень особых прав, которыми обладают дети в отличие от взрослых. В Конвенции о правах ребёнка 54 статьи, в них описаны все стороны жизни несовершеннолетнего. Главная цель Конвенции – обеспечить реализацию прав ребёнка, в какой бы ситуации он не оказался.

Ребёнок – это лицо от рождения до 18 лет. О своих правах полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому мы сейчас познакомимся с основными статьями Конвенции.

Главное право каждого человека, в том числе и ребёнка, - право на жизнь. Каждая страна должна заботиться о новорождённых, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где детей вылечат, если они заболеют.

Дети имеют право на имя. У каждого из вас оно есть. Когда ребёнок рождается, его регистрируют и выдают родителям свидетельство о рождении. В данном свидетельстве записано ваше (ФИО, дата и место рождения, данные о родителях и гражданство).

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Жизнь в школе должна быть устроена так, чтобы не унижалось достоинство маленького человека.

Но ребёнок должен когда-то и отдыхать! Поэтому  он имеет право на отдых и досуг. Ребёнок имеет право заниматься тем, что ему больше нравится. Выбирать себе занятие по душе. Но они должны помнить и о том, чтобы эти занятия были на пользу и себе и окружающим вас людям.

«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!

Б. Заходер «Перемена»

Ребёнок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Ни один взрослый не имеет право читать его личные дневники и письма, выбирать ему друзей, а также вмешиваться в его личную жизнь, если ребёнок не пожелает сам. Но всё-таки к мнению взрослого стоит прислушиваться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, помочь разобраться в какой-то ситуации, что-то посоветовать.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Нельзя наказывать ребёнка за мысли или высказывания. Но надо знать, что говорить нужно так, чтобы не оскорбить и не унизить другого человека, а также нельзя толкать других на дурные поступки.

Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой
Раздается три звонка.

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой —
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.

Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.

А. Барто «Звонки»

Для того чтобы жить счастливо, нужно многое, и прежде всего – мир. Все дети на Земле имеют право на счастливую мирную жизнь в своём собственном доме. Каждый человек, в том числе ребёнок, имеет право на неприкосновенность жилища, защиту со стороны государства от вмешательства в личную семейную жизнь.

Основная защита ребёнка от жизненных невзгод – это его семья. Каждый ребенок имеет право воспитываться в своей семье. А если невозможно воспитание в семье, государство должно позаботиться о нём. У вас всех есть свой дом, мама и папа, тёплый уют семьи. И вы, ребята, будьте благодарны родителям за то, что они есть, за их тепло, ласку и добро.

В Конвенции есть ряд статей, обязывающих государство ограждать детей от экономической эксплуатации, предотвращать похищение и торговлю детьми, пытки. Отдельные статьи подробно описывают, какие меры запрещено применять к детям, нарушившим закон.

А вот Декларация прав ребенка завершается пожеланием, чтобы дети вырастали, сознавая, что их «энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей» мы искренне надеемся, что вы вырастете именно такими.

А пока мы советуем взять любую сказку, рассказ или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких прав человека в них идёт речь. Уверяем вас, нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались права человека.

И сейчас мы вам её продемонстрируем, проведя литературно-правовую викторину:

Викторина «Права сказочных героев»

Вопросы:

  1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребёнка на заботу и попечение родителей? Каким образом?
  2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться?
  3. В какой сказке замечательного датского сказочника Х.К. Андерсена нарушено такое право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
  4. В сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами. Что это за сказка?
  5. В какой сказке Х.К. Андерсена нарушено такое право: «Ребёнок не обязан быть как все»?
  6. В какой сказке женщина неопределенного возраста замышляет похищение ребёнка и использует для этого птиц?

Ответы:

  1. (Двенадцать месяцев». Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них).
  2. («Золушка». Мачеха и сёстры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили её переделать кучу домашних дел).
  3. («Снежная королева». Из бедного домика Снежная королева увезла Кая в свой ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир.)
  4. («Три поросёнка». Волк разрушил домики двух поросят и добрался до третьего.)
  5. («Гадкий утёнок». Его щипали, гнали отовсюду за то, что он отличался от других.)
  6. («Гуси-лебеди». Баба-яга).

Вы все любите смотреть мультфильмы, и сейчас мы с вами вспомним, какие права мультяшных героев были нарушены.

Задания:

  1. Мультфильм «Приключения Буратино». Кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у деревянного мальчика монеты. Какие права Буратино нарушили кот и лиса?
  2. Мультфильм Возвращение блудного попугая». Какое право отстаивает попугай, сидя в клетке и крича: «Свободу попугаям!»?
  3. Мультфильм «Приключения Буратино». Каким правом воспользовался Буратино, пойдя в школу.
  4. Мультфильм «Чиполлино». Какое право Чиполлино было нарушено, когда слуги синьора Помидора выставили его из дома?
  5. Мультфильм «Красная Шапочка». Какое право Красной Шапочки и её бабушки нарушено волком?

Ответы:

  1. (Право на имущество. Никого нельзя произвольно лишать имущества)
  2. (Право на свободу)
  3. (Право на образование)
  4. (Право на неприкосновенность жилища)
  5. (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

И закончить нашу беседу хочется словами Ивана Лисюкова: «Я думаю, что если бы в каждой стране мира соблюдались все статьи Конвенции, то дети были бы счастливыми, не было бы горя и слёз. Из счастливых детей не могут получиться жестокие взрослые».

Хочется пожелать вам: читайте книги, и читайте их внимательно – в них очень много важной и полезной информации.

Использованные источники:

Чем важен День защиты детей — значимость Международного дня защиты детей [Электронный ресурс] // День Защиты Детей. Международный день защиты детей в России [Сайт]. – Режим доступа : https://den-zashchity-detey.ru/chem-vazhen/ (20.05.2020)

Викторина "Правовые знания по сказкам" [Электронный ресурс] // Инфоурок [Сайт]. – Режим доступа : https://infourok.ru/viktorinapravovie-znaniya-po-skazkam-965032.html (20.05.2020)

1 июня – "День защиты детей", международный день детей [Электронный ресурс] // Инфоурок [Сайт]. – Режим доступа : https://infourok.ru/iyunyaden-zaschiti-deteymezhdunarodniy-den-detey-1263078.html (20.05.2020)



 Все записи