Гость сайта

8 октября 2020
Права потребителей медицинских услуг

Защита прав потребителей медицинских услуг, закреплена в законе и распространяется и на оказание качественных услуг. Как часто граждане сталкиваются с недобросовестным выполнением врачебного долга, с некачественно оказанной услугой. Как при этом осуществляется защита прав потребителей медицинских услуг? Какими правами наделены пациенты?

Как отстоять свои права, куда обратиться за юридической помощью? Обо всех этих нюансах нам расскажет Родионов Василий Иванович – председатель Липецкого областного объединение потребителей «Защита».

  1. Василий Иванович, и так какими правами наделены потребители медицинских услуг?

Права потребителей медицинских услуг, платных и «бесплатных», (по полису)[1]  содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» (далее – № 2300-1-ФЗ).

Особо выделим право на надлежащее качество услуг (ст. 4 № 2300-1-ФЗ).

Еще выделим право на нахождение рядом с ребенком в больнице родителя (речь о посещении, а не постоянном пребывании).

Пациент имеет право на допуск к нему законного представителя для защиты своих прав (подпункт 10 пункта 5 ст. 19 Закона Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации).

Если не пускают к ребенку, а пройти срочно нужно, следует обратиться к руководству больницы, и, в случае отказа, указать на статью закона.

Так же есть право на допуск к пациенту священнослужителя (подпункт 10 пункта 5 ст. 19 Закона Об основах охраны здоровья...)

  1. Василий Иванович, а то по поводу требования к качеству медицинских услуг, ведь в последнее время большинство из них платные.

Медицинские услуги оказываются в государственных либо частных поликлиниках, а также больницах. В этом случае именно учреждения (а не доктора) являются Исполнителями. 

Пункты 1 и 2 ст. 4 № 2300-1-ФЗ: Исполнитель (поликлиника) обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

  1. Как осуществляется защита прав пациентов?

Три варианта:

1) самостоятельно (мирно урегулировать конфликт);

2) через вышестоящие органы (жалоба в Управление здравоохранения, Роспотребнадзор и пр.);

3) Через суд (здесь лучше обращаться к юристу).

  1. Куда я могу обратиться, если нарушены мои как права пациента?

Вы можете защитить свои права, обратившись в медицинскую организацию лично (к руководству). Если проблема не решена – нужно обращаться письменно.

Общий порядок для защиты нарушенного права:

А. Обратиться к руководству и постараться мирно урегулировать конфликт. Старайтесь быть вежливыми.

Б. В случае отсутствия результата, следует написать письменную жалобу или претензию руководителю учреждения в свободной форме. Краткое содержание: Руководителю учреждения. Описать в чем нарушение права. Описать свои требования (здесь тоже нужна сдержанность). Если можете сослаться на закон — еще лучше. Письмо можно закончить словами: «в случае неудовлетворения моих законных требований я буду вынужден(а) обратиться за государственной защитой своих прав в соответствующие органы».

Такими органами являются: вышестоящие инстанции (например, Управление здравоохранения), контрольно-надзорные органы (напр. Роспотребнадзор), суд и др..

Напишите письмо в 2-х экземплярах (для вас и для организации). Принесите письма руководителю/секретарю. Попросите поставить на ваш экземпляр печать и написать: «принято такого-то числа, таким-то сотрудником». Если письмо не примут – отправьте почтой один экземпляр с уведомлением о вручении.

  1. В случае письменного отказа – пишите жалобы в вышестоящие инстанции, описывая суть проблемы. Шанс на помощь есть.
  2. В случае нарушений – обращайтесь к юристу по защите прав потребителей. В случае серьёзных нарушений – можете поискать юриста – специалисту по медицинскому праву.

При выборе юриста, советуйтесь со знакомыми. Нужно идти к хорошему специалисту.

Работая с юристом, в первую очередь решите вопрос со стоимостью юридически услуг.

  1. Многих наших читателей интересует, Положена ли компенсация за пнеправильное или некачественное лечение?

Положена. Но всё зависит от серьёзности случая.

Если вам оказали некачественную услугу и самостоятельно или через госорганы решить вопрос не удалось, вы можете обратиться к юристу. Если дело дойдет до суда, то, судья, с учётом ваших доказательств и иных обстоятельств дела обязан решить вопрос о компенсации.

Но суд – это дело рискованное, можно проиграть, ничего не получить, а деньги на работу юриста и время могут быть потрачены впустую.

На наш взгляд – мирное разрешение вопроса – лучший вариант. Суд – рискованная и потому крайняя мера, для серьёзных ситуаций.

  1. Как вернуть деньги, которые вы заплатили за "бесплатное" лечение?

Обратитесь по телефону в вашу страховую организацию (её название – на вашем страховом полисе). Опишите проблему.

Там же следует проконсультироваться, если вам предлагают оплатить «бесплатную» помощь. Если оснований для оплаты нет – представители страховой организации должны с этим разобраться (как минимум, позвонив руководству мед. Учреждения).

Если вы уже оплатили «бесплатное» лечение, сохраняйте все квитанции и чеки. Они нужны для доказательства оплаты в случае, если вы станете требовать возмещения расходов (самостоятельно или при помощи страховой организации).

  1. Можно ли отказаться от кредитного договора, заключенного обманным путем?

Можно. Есть общее правило, указанное в законе (ст. 179 Гражданского кодекса РФ): Сделка, совершенная под влиянием насилия, угрозы или обмана может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Если не получается расторгнуть договор мирно (с помощью направления претензии (письма с требованием расторгнуть), советуем обратиться к юристу для оказания помощи.

Василий Иванович, спасибо большое за встречу и за то, что помогли нашим читателям разобраться в такой сложной теме.

Беседу подготовила и провела Долбнина А.А.,

заведующая сектором правовой информации.

[1]   Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».



 Все записи